Рольбинов: бюджет области отдаст банку «Санкт-Петербург» 2 миллиарда за аэропорт

Все новости по теме: Аэропорт «Храброво»
Внезапные поправки

Во вторник комитет по бюджету областной Думы внезапно собрался на внеочередное заседание, в ходе которого правительство области предлагало вынести на заседание областной Думы, намеченное на ближайший четверг, поправки в областной бюджет.

Поправками региональное правительство предложило выделить 2 млрд рублей из областного бюджета в уставной капитал некого пока не созданного акционерного общества с кодовым названием «Управляющая компания Аэропорт „Храброво“»

В 2012 году, в частности, предполагалось выделить этой компании 500 млн рублей непосредственно из бюджета, забрав их со строительства путепровода на «Сельме». Также правительство намеревалось выделить акционерному обществу в 2012 году 1,5 млрд рублей государственных гарантий, чтобы то могло привлечь внебюджетные деньги. Кредиты предполагалось гасить за счет траншей из бюджета области в 2013 и 2014 годах.

Министр развития инфраструктуры Александр Рольбинов сообщил, что таким образом правительство области фактически намерено выкупить долю банка «Санкт-Петербург», который сегодня владеет 75% акций действующего ЗАО «Аэропорт Храброво», поскольку акционеры банка «Санкт-Петербург» посчитали аэропорт Калининграда непрофильным активом.

Оставшиеся 25% акций принадлежат госкорпорации «Внешэкономбанк», которая от своего участия в деятельности аэропорта отказываться не планирует. Более того, по словам министра Рольбинова, она намерена инвестировать в этот инфраструктурный проект.

В этой связи стоит напомнить, что губернатор Николай Цуканов еще в ноябре 2011 года после визита Владимира Путина заявлял, что правительство намерено выкупить аэропорт. Правда, детали операции не разглашались, хотя Цуканов и пообещал, что мост на Сельме строить будут.

Более того, правительство так и не воспользовалось своим преимущественным правом на выкуп некоторого имущества «КД авиа», выставленного на торги за 137,5 млн рублей.

В итоге во вторник после бурного полуторачасового обсуждения депутаты проект поправок отклонили, поскольку прокуратура нашла в законе ряд нарушений. В частности, она посчитала нарушением бюджетного законодательства выделение бюджетных денег компании, которая еще не создана. Но это не значит, что правительство намерено отказаться от своей идеи выкупить аэропорт. Более того, не исключено, что в четверг на заседание Облдумы проект все же будет вынесен. 

О том, что это идея есть у правительства, а также о том, будут ли строить мост на Сельме, Александр Рольбинов рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» после заседания комитета во вторник.

— Александр Семенович, принципиальный вопрос по поводу строительства путепровода на Сельме. Торги объявлены 11 марта. За счет чего будет финансироваться строительство в итоге?

— За счет денег, которые предусмотрены в областном бюджете. Если вы говорите о том, что у нас выделено 1,9 млрд, и в этом году часть средств из них будут перенесены, то этот путепровод вместе с дорогой на Сельме будет строиться за 2 года. На 2012 год предусмотрено 800 млн рублей, то есть больше на этот год нам денег не надо. Больше просто не выполнить работ в этом году.

— Где будете брать недостающие 500 млн рублей, когда нужно будет достраивать путепровод в 2013 году?

— Из бюджета.

— Будете изыскивать?

— Да.

— Эти 2 млрд рублей, которые планируется внести в уставной капитал нового ЗАО, целиком перейдут банку «Санкт-Петербург» за то, что мы выкупаем его долю?

— Вообще на сегодняшний день речь идет о покупке 75% акций. 75% как раз принадлежат банку «Санкт-Петербург». Естественно, все эти средства… банку «Санкт-Петербург», потому что он владеет пакетом акций.

— На какие деньги будет развиваться и достраиваться аэропорт дальше, если все 2 миллиарда уйдут банку?

— Дальше это привлечение федеральных средств. Здесь два варианта. Первый — одним из акционеров является «Внешэкономбанк», это государственная корпорация, которая обеспечивает финансирование инфраструктурных проектов. Предварительные переговоры, которые проходили, они подтвердили свое участие. То есть, это их профильный вид деятельности. Поэтому один из вариантов — это финансировать продолжение реализации этого объекта за счет средств «Внешэкономбанка». Второй вариант — федеральные субсидии.

rolbinov.jpg— Вы говорили, что аэропорт необходимо достроить до 2018 года, когда планируется проведение в России игр Чемпионата мира по футболу?

— Да. Единственная возможность, чтобы все это реализовать, — чтобы этот актив находился в государственных руках, каковым является «Внешэкономбанк» и правительство Калининградской области. Новую компанию создавать не планируется, она по сути уже существует, она называется «Аэропорт Храброво», и результаты этой компании по 2011 году положительные. То есть, компания уже сумела выстроить бизнес, потоки таким образом, что уже получила положительный результат. То есть, этот положительный результат позволяет привлекать кредитные ресурсы и, самое главное, их обслуживать. Поэтому речь идет о выкупе пакета акций в этой существующей компании. Другой вопрос, что в эту компанию необходимо, и это обязательство банка «Санкт-Петербург», внести все имущественные активы, которые в ходе предбанкротного состояния, банкротства («КД авиа» — прим. «Нового Калининграда.Ru») были разрознены. Поэтому речь идет о том, что сначала необходимо собрать все активы, они будут объединены в предприятие «Аэропорт Храброво», и после этого пакет акций планируется выкупить правительством Калининградской области.

— ЗАО «Аэропорт Храброво» уже выкупило лот, который был выставлен на торги посредством публичного предложения? 

— Процедура еще идет. Это или сейчас должно было произойти, или произойдет в ближайшее время.


— Сегодняшний проект поправок в бюджет, вынесенный на заседание комитета, был принципиален? Чтобы ЗАО «Храброво» понимало, что у них есть перспективы?

— Мы говорим о том, что то, что выставлено на торги, — это только кусочек. Маленький разрозненный кусочек. Для того чтобы сложить все эти паззлы, чтобы появилась картинка в виде аэропорта «Храброво», необходимо дополнить его другими активами.

— Вы не вложитесь и не выкупите акции, пока они не соберут все активы? Это условие правительства?

— Конечно, это обязательно. Понятно, что правительство области не будет покупать «кота в мешке». То есть, после того, как все будет сведено, появится один актив, в который будет включен весь имущественный комплекс, действующее предприятие, обученный персонал, наличие всех лицензий, выстроенные финансово-денежные потоки. Только после этого правительство выкупит долю. Мы планировали, хотим это сделать буквально в апреле—мае, чтобы весь процесс был завершен.

— О своей заинтересованности выкупить аэропорт говорили частные инвесторы, в частности Олег Дерипаска… 

— Честно говоря, все желающие, которые якобы есть, при знакомстве с этими активами понимают те проблемы и сложности, которые их впереди ожидают. Это с одной стороны. С другой стороны, мы понимаем, что те параметры этого аэропорта… Ну вот представьте на сегодняшний день ситуация — банки «Санкт-Петербург» и «ВЭБ» владеют аэропортом «Храброво», их все в этом процессе вроде бы устраивает. То есть, они получают прибыль, предприятие будет какими-то маленькими темпами развиваться, может быть, через год они закроют фасад чем-нибудь. Может быть, через год они отремонтируют парковку для автомобилей, когда у них будут появляться деньги. Нас, область, эти темпы развития не устраивают. Нам надо иное. Нам необходимо, чтобы в ближайший год или, условно говоря, полтора года провести полную реконструкцию аэровокзального комплекса, нам необходимо привести это в порядок. После этого можно только ожидать, что весь комплекс может заработать. По-другому, как вложить в инфраструктуру… А это, кстати говоря, задача государства — вкладывать в инфраструктурные проекты… Поэтому ни один из бизнесов в рисковые с их точки зрения проекты деньги вкладывать не будет. Мы понимаем это, поэтому единственная возможность — привлечь государственные средства в акционерный капитал этого предприятия. Условно говоря, чтобы не надо было расплачиваться за это. Эти деньги возвратные. Но они возвратные, как бизнес считает сроки окупаемости — 5–7 лет. Но мы понимаем, что это не 5 и не 7 лет. Это 10–15 лет. Но эти деньги и тот пассажиропоток, который он будет генерировать, мы получим дивиденды в виде уплаченных налогов, развитого бизнеса, предпринимательства гораздо быстрее и в полном объеме.

— Правительство области получит контроль над компанией. Это означает, что вы будете сами ставить управляющего комплексом?

— В общем, да. Как в любом акционерном обществе условия диктует большинство. Я в данном конкретном случае не вижу необходимость вообще контрольного пакета у правительства области. Наша задача какая… Проблема заключается в том, что госкорпорация «ВЭБ» готова финансировать развитие проекта, но одно из их требований — не должно быть участников частного бизнеса. Поэтому мы и хотим обеспечить это условие, тогда и можно привлекать средства. И если мы говорим о прямых субсидиях из федерального бюджета, они могут идти только на объекты, которые являются собственностью государства. Поэтому нам банк «Санкт-Петербург» в этом проекте мешает.

— Если учитывать объемы кредитования, которые банк «Санкт-Петербург» в свое время направил компании «КД авиа», банк выходит из этого проекта с серьезными потерями?

— Да, действительно, так оно и есть. Но они, получив эти деньги, заработают и отобьют свои убытки гораздо быстрее, чем нежели они будут участвовать в этом непрофильном активе.

— Какие у них убытки?

— Не знаю, это их проблемы, а не наши.

— Когда было принято принципиальное решение регионального правительства о том, что бюджет Калининградской области будет участвовать в этом проекте? Я так понимаю, что это решение было согласовано с правительством страны?

— Это было прямое поручение губернатору Калининградской области премьер-министром (Владимиром Путиным — прим. «Нового Калининграда.Ru»), когда он здесь находился в последний раз (в ноябре 2011 года — прим. «Нового Калининграда.Ru»).


hrabrovo_4.jpg
Завершение операции

Напомним, около 2 млрд рублей, которые правительство области предусматривало на строительство путепровода на Сельме и 500 млн из которых намерено в этом году направить на выкуп «Храброво» у банка, на самом деле являются остатками на счетах областного бюджета с 2009 года.

В июле 2009 года премьер-министр Владимир Путин распорядился выделить бюджету Калининградской области 4 млрд рублей на поддержку «КД авиа». Однако правительство области эти деньги авиакомпании так и не перечислило. Часть средств ушла в итоге на материальные выплаты сотрудникам бывшей авиакомпании, часть — в фонд обязательного медицинского страхования. Оставшиеся 2 млрд рублей правительство области (и это было вроде как протокольное решение заседания под руководством вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова) предполагалось направить на строительство путепровода на Сельме. Что, кстати, подтверждал в ноябре 2011 года губернатор Николай Цуканов.

Стоит также напомнить, почему «КД авиа» в 2009 году так и не получила поддержки из бюджета. Внештатный советник экс-губернатора Бооса по авиационному проекту Борис Овчинников заявил, что решение не отдавать «КД авиа» 4 миллиарда бюджетных денег было абсолютно правильным.

«Кредиторы ведь тоже ждали, когда придет господдержка. Они бы сразу вчинили иски. Там уже и так судебное исполнение на сотни миллионов. Основная задача банка „Санкт Петербург“, как мне представляется, вернуть свои кредитные деньги. Нормальное желание для банка, но ненормальное для акционера. Акционер заинтересован в функционировании компании, в ее развитии. К сожалению, этот акционер за полгода не улучшил ситуацию», — сообщил Овчинников в декабре 2009 года в интервью «Комсомольской правде в Калининграде».

То есть, из слов Овчинникова можно сделать вывод (конечно же, предположение), что на самом деле вся поддержка из федерального бюджета плавно бы перетекла не на поддержку авиакомпании, а конкретно банку «Санкт-Петербург». В принципе, примерно то же самое мы наблюдаем сейчас. Правда, банк получит уже не 4 млрд рублей, а 2 млрд. Но, тем не менее, можно сделать вывод, что задуманная кем-то почти 3 года назад операция, все же завершится. Поневоле задумаешься, почему так срочно правительство области решило внести поправки в бюджет области, и не имеет ли к этому отношение звонок Владимира Путина Николаю Цуканову накануне поездки губернатора в Китай.

Главное, чтобы после этого всего у государства, все же, нашлись еще миллиарды на то, чтобы достроить наш аэропорт и обещанный мост на Сельме.

Текст — Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru» и пресс-службы аэропорта «Храброво».

Комментарии к новости

Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.