СПЕЦПРОЕКТ «НОВОГО КАЛИНИНГРАДА»
Бережливые поликлиники
Как изменились калининградские поликлиники в результате реализации проекта по оптимизации работы лечебных учреждений.
Калининградская область наряду с Ярославской областью и Севастополем стала первопроходцем в реализации совместного пилотного проекта Минздрава России и госкорпорации «Росатом» «Бережливые поликлиники».
«Изменился как интерьер, так и принцип работы регистратур, лабораторий. Внедрены новые формы работы в колл-центрах, — рассказала замминистра здравоохранения Наталия Берездовец. — Проведена работа по изменению навигации, созданию доступной среды для маломобильных граждан. Оптимизированы рабочие процессы врачей и среднего медперсонала, повышен уровень их подготовки за счет проведения психологических тренингов. Приобретено дополнительное медицинское оборудование».

В проекте участвуют все 32 поликлиники региона. В первую волну попали Городская детская поликлиника № 6 и поликлиника ЦГКБ. Во вторую волну — Городские поликлиники № № 2 и 3, поликлиника горбольницы № 3 на ул. Генделя и Городская детская поликлиника № 1. В третью волну, которая стартовала в сентябре, попали все остальные, включая районы области. Ремонт продолжится в 2018 году, масштабные преобразования будут в Гурьевске, Балтийске, Советске, Черняховске.
Детская поликлиника на Горького
В первую волну реализации проекта попали два лечебно-профилактических учреждения Калининграда — Городская детская поликлиника №6 на ул. Горького и поликлиника Центральной городской клинической больницы на ул. Летней. Детской поликлинике повезло больше всех: в ней не только изменили систему навигации, логистику, работу регистратур, но и сделали серьезный капитальный ремонт.
Поликлиника располагается в приспособленных помещениях на первом этаже многоэтажного дома (такова была практика размещения лечебно-профилактических учреждений в советские времена). Изначально поликлиника была рассчитана на 8 тысяч пациентов, сегодня к ней приписана 21 тысяча человек — медики обслуживают и разросшийся микрорайон «Сельма», и садовые общества, которые в последние годы заселяются весьма активно. В поликлинике работают 17 педиатрических участков, хотя на 21 тысячу детей по нормативам должно быть 22 педиатра. Однако кадров нет — это проблема не только детской поликлиники №6, но и всех остальных детских лечебных учреждений.

По словам родителей, иной раз в очереди приходилось проводить и по 40 минут (если записаться через интернет), иногда и гораздо больше, если родители пришли с ребенком в порядке живой очереди. «Сейчас сезонный подъем заболеваемости, некоторые специалисты работают в две смены», — рассказала и.о. главврача Наталия Виноградова. Что касается нехватки педиатров, руководство поликлиники рассчитывает, что решить эту проблему поможет новая программа министерства здравоохранения.

«В поликлинике представлены все узкие специалисты — лор, хирург, офтальмолог, невролог, детский гинеколог, ортопед, пульмонолог, гастроэнтеролог, невролог, кардиолог, инфекционист, — рассказала Наталия Виноградова. — Есть стоматологический кабинет — в нём работают специалисты из поликлиники с ул. Буткова».
Left
Right
Чтобы максимально облегчить жизнь родителям и пациентам в существующих условиях, в рамках проекта «Бережливая поликлиника» в поликлинике открыли кабинет доврачебной помощи, где можно получить справку для здорового ребёнка (к примеру, в детский лагерь, бассейн или детскую секцию). Есть отдельный кабинет неотложной помощи — для юных пациентов, которым медицинская помощь нужна срочно. Вход для детей с температурой — отдельный, с правого торца здания. Кроме того, в поликлинике разделили педиатрический блок и кабинеты узких специалистов — они по разные стороны от регистратуры. По-прежнему для малышей до года есть дни здорового ребёнка, в которые их осматривает педиатр, им делают прививки.

«Раньше звонки от родителей принимал сотрудник регистратуры, телефон был всё время занят. Теперь у нас оборудован специальный колл-центр, в котором работает несколько сотрудников. Звонящий не слышит короткие гудки, его ставят в очередь, и ему отвечает первый освободившийся оператор. Вся информация сразу заносится в компьютер. Также у нас работает стол справок», — рассказала Наталия Виноградова.

Нововведение, которое, по словам и.о. главврача поликлиники, существенно облегчило жизнь и родителям, и медикам, — информатизация процесса сдачи анализов. Через систему «Барс» доктор «вбивает» необходимые анализы, выдает пациенту направление с уникальным штрихкодом. Благодаря системе штрихкодирования результаты считываются в компьютер и сохраняются в электронной карте пациента — родителям не нужно бегать по поликлинике и искать бумажки с анализами.
Left
Right
Адрес: г. Калининград, ул. Горького, 203а, тел. 8 (4012) 777–667 (регистратура), 8 (4012) 310–069 (стол справок). Горячая линия: 8 (4012) 313–022. Сайт: http://karapuz39.ru
Поликлиника ЦГКБ на ул. Летней
Поликлиника Центральной городской клинической больницы Калининграда также попала в первую волну преобразований. Здесь полностью переделали входную группу, отремонтировали автомобильную парковку, приобрели большое количество современной оргтехники.
К поликлинике на ул. Летней приписано 90 тысяч человек. Изначально площади поликлиники были рассчитаны на 50 тысяч пациентов. Здесь работает 20 участков, хотя необходимо 43. Проблема — дефицит кадров.
Во время совместной работы с Росатомом выяснилось, что в поликлинике, к примеру, нерационально была установлена мебель в лабораториях, что приводило к дополнительным временным затратам. Необходимо было заносить информацию в разные журналы, много времени тратилось на расклейку анализов. После модернизации время приема пациентов снизилось. «Если раньше процесс от обращения пациента в регистратуру до выхода из поликлиники занимал 109,5 минут, то теперь — 28,5 минут», — рассказала заведующая поликлиникой, главный внештатный терапевт области Ирина Шеинская.

Оптимизировать процесс в поликлинике начали с регистратуры — в холле теперь работают специальные сотрудники, которые встречают пациентов и объясняют, куда им нужно идти. Также они помогают справляться с инфоматом для электронной записи в регистратуру и инфокиосками для самозаписи к врачам. Кстати, инфокиоски в поликлинике на Летней имеет специальный сканер для считывания штрихкода медицинского полиса — это в разы ускоряет процесс записи пациента к врачу. В колл-центре поликлиники специалисты работают в две смены, утром, когда поток звонков большой, — сразу четыре человека. Все они, по словам Ирины Шеинской, прошли специальное обучение, с ними работал психолог — очень важно, чтобы человек, который общается с пациентами, был предельно вежлив и корректен.

В рамках проекта в поликлинике открылись кабинеты доврачебного приема (здесь пациенту могут выписать направления на анализы, записать к врачам) и кабинет неотложной помощи — в нем сразу могут сделать ЭКГ, отправить к узким специалистам или на дополнительные обследования. Здесь, как и детской городской поликлинике № 6, работает система штрихкодирования в лаборатории, которая в разы ускоряет процесс обработки результатов анализов и позволяет оперативно вносить данные в электронные карты пациентов. Особенная гордость поликлиники — дневной стационар с удобными медицинскими креслами и кнопкой вызова медсестры. «О дневном стационаре у нас только самые положительные отзывы», — рассказала Шеинская.
Left
Right
Поликлиника ЦГКБ, как и все остальные лечебно-профилактические учреждения, страдает от нехватки кадров. Впрочем, по словам Шеинской, молодые врачи приходят — только в этом году пришло 4 выпускника медицинских вузов (в том числе БФУ им. И. Канта). Правда, в участковые терапевты пошел только один из них. Также в списке проблем — старое медицинское оборудование.

Поскольку поликлиника на Летней стала пионером в реализации проекта «Бережливая поликлиника» и самостоятельно разрабатывала брендбук проекта, сегодня она пользуется большим интересом — руководители медучреждений из других регионов приезжают в Калининград, чтобы посмотреть, как реализованы сберегающие технологии в поликлинике ЦГКБ.
Left
Right
Адрес поликлиники: г. Калининград, ул. Летняя, 5. Многоканальный телефон: 8(4012) 99-49-01. «Горячая линия»: 8(911) 481-27-15, 8(4012) 64-28-79, 8(911) 867-86-57. Сайт: http://cgb39.ru
Городская поликлиника №2 на ул. Университетской
Во вторую волну проекта попали еще несколько городских и областных поликлиник, в том числе Городская поликлиника № 2 на ул. Университетской и поликлиника городской больницы № 3 на ул. Генделя.


В городской поликлинике № 2 на ул. Университетской процесс оптимизации и модернизации начался с входа — приемный холл расширили, количество окон регистратуры увеличили с 4 до 6, регистраторы стали гораздо ближе к пациентам — они общаются между собой теперь напрямую, без привычных стеклянных перегородок. «Слева в регистратуре — окно справки и прием тех, кто приходит на диспансеризацию, — рассказал новый главврач поликлиники Роман Мамонов (его назначили в августе 2017 года). — В холле у нас дежурит администратор, который помогает пациентам. В специальном колл-центре работают 4 человека: 2–3 с утра, когда идет большой наплыв звонков, 1–2 — после обеда». Все администраторы и специалисты колл-центра прошли специальное обучение, с ними работает психолог, обучающий их правильно общаться с пациентами.

Для удобства посетителей в поликлинике установили инфокиоск с электронной очередью — теперь людям не нужно тесниться около стоек регистратуры, они могут посидеть на стульях и подождать, когда их вызовут к окошку. Также поближе к регистратуре перенесли кабинет неотложной помощи для пациентов.
Left
Right
Поликлиника расположена в приспособленных помещениях на первом этаже жилого дома. Она рассчитана на 30 тысяч пациентов, но обслуживает 61 тысячу. В поликлинике работает 25 терапевтических участков при нормативе в 35 участков.
«Серьезное значение в рамках проекта мы уделили оптимизации процессов, высвобождению времени для общения врач-пациент, — рассказал Роман Мамонов. — Разработаны алгоритмы работы медсестры и врача, связанные с оформлением всевозможных документов, направлений, листков нетрудоспособности, сам алгоритм общения врача и пациента».

Особое внимание новый главврач уделяет кадровому вопросу. Как ни странно, у поликлиники № 2 нет проблем с терапевтами — желающих работать хватает. Всего за полгода Мамонов принял на работу в поликлинику несколько узких специалистов, после новогодних праздников начнет работу специалист по УЗИ выходного дня — он будет проводить исследования по субботам. По словам главврача, проблема — не в отсутствии кадров (наверное, еще и потому, что средняя зарплата здесь 50 тысяч рублей), проблема — в отсутствии свободных площадей, кабинетов, в которых можно было бы разместить докторов.

«Для пациентов у нас работает горячая линия — звонок идет на сотовый телефон моему заместителю. Если она не берет трубку, то переключается на мой телефон, — рассказал Роман Мамонов. — Кроме того, мы принимаем обращения через новую систему, разработанную областным минздравом — телеграм и форму обращения bitrix».
Left
Right
Адрес: г. Калининград, ул. Университетская, 1а, 1–11, многоканальный телефон 8 (4012) 31-05-45. Телефоны горячих линий: 536–671 (в будние дни с 09.00 до 18.00); 536–558 и +7-931-601-39-80(в будние дни с 09.00 до 15.00).
Сайт: http://poliklinika2.ru

Поликлиника на ул. Генделя
Поликлиника Городской больницы № 3 на ул. Генделя в Калининграде столкнулась с самыми серьезными сложностями при реализации проекта.
Четырехэтажное здание без лифта довоенной постройки является историческим памятником, и перестроить его или передать не так просто, как остальные, — на всё требуется согласование специальных органов власти. Несмотря на это, в поликлинике удалось установить подъемник для маломобильных групп населения — если пациент не может подняться по крутым ступенькам поликлиники, ему помогут поднять на пристроенном с торца подъемнике представители медперсонала.

«Мы провели анкетирование пациентов и медиков, проанализировали ситуации, разработали брендбук и решили начать с входа и регистратуры», — рассказала заведующая поликлиникой Галина Горяшина. В результате в поликлинике появилась современная навигация, гардероб рядом с выходом и просторная регистратура с электронной очередью и специальными креслами для ожидания. Как и в других поликлиниках, начал работать колл-центр

Лечебно-профилактическое учреждение получило 26 компьютеров и в настоящее время продолжает работу над информатизацией процесса. В регистратуре карточки пациентов привели к единой для каждого участка цветовой гамме. На прием к врачам их относят в специальных контейнерах.
Left
Right
Еще одна серьезная проблема — дефицит кадров. К поликлинике приписано 69 тысяч пациентов. Здесь должно работать 34 терапевтических участка, фактически работают 23.
«Мы провели анализ и выяснили, что четвертый этаж у нас не сильно задействован. Поэтому кабинет заведующего поликлиническим отделением перенесли на четвертый этаж, а на втором этаже, поближе к пациентами, открыли кабинет неотложной помощи. Он как раз рядом с кабинетами ЭКГ, УЗИ, рентген-кабинетом и процедурным», рассказала заведующая поликлиникой.

Также в лечебном учреждении появился кабинет диспансеризации — здесь можно измерить давление, сделать ЭКГ, медик отправит пациента на все необходимые обследования, анализы, запишет к врачу. Всё это — минуя регистратуру, чтобы посетители поликлиники не тратили дополнительное драгоценное время на бессмысленное стояние в очередях. «На самом деле проект „Бережливая поликлиника" нельзя назвать завершенным — мы смотрим, что можно сделать еще, как оптимизировать процессы и сделать их удобными как для медиков, так и для пациентов», — рассказала заведующая поликлиникой.
Left
Right
Адрес поликлиники: г. Калининград, ул. Генделя, 6. Многоканальный телефон 8 (4012) 99-41-09. Сайт: http://www.gb339.ru/poliklinika-ul-gendelya-6/
© «Новый Калининград.Ru», 2017.
Фото — Виталий Невар.
Корректура — Оксана Шевченко.
Текст, вёрстка — Оксана Майтакова.