Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото)

Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото) Дом Торы: в Калининграде открыли возрождённую синагогу (фото)

В четверг в Калининграде произошло событие, важное для одной из религиозных общин — и для всех нас. На ул. Октябрьской открылась Новая калининградская синагога. Она находится на том самом месте, где была Новая либеральная синагога Кёнигсберга, разгромленная нацистами в «Хрустальную ночь» ровно 80 лет назад. К этой дате и было приурочено открытие, собравшее несколько тысяч человек. К ним присоединились корреспонденты «Нового Калининграда», которые порадовались за еврейскую диаспору и удивились тому, как осторожно отнеслись к произошедшему власти.

Полчаса до открытия, лестницы суматошно домывают. Отделочные работы завершены не везде, на полу холла рядом с молельным залом разложены мраморные полуколонны. На фальшивой двери лифтовой шахты — табличка с надписью «Таки лифт пока не работает!», но в остальном все серьезно. Рядом висят стенды выставок, которые рассказывают об истории синагоги и о евреях, бравших штурмом Кёнигсберг.

Приехавший по такому случаю в Калининград главный раввин России Берл Лазар и Владимир Кацман — учредитель Фонда строительства синагоги, главный ее меценат и бизнесмен — проводят пресс-конференцию. Лазар говорит о том, что 80 лет, прошедшие с «Хрустальной ночи» — это жизнь человека. И остались люди, бывшие свидетелями обоих событий — и уничтожения, и возрождения храма. Но Михаэля Вика, нашего современника, одного из немногих выживших евреев Кёнигсберга, среди почетных гостей церемонии почему-то нет. Возможно, потому, что он — автор нашумевшей книги про события своего детства, которую в Калининграде попытались представить экстремистской.

Впрочем, осторожничает не только еврейская община. Открытие возрожденной после столь трагических событий синагоги — большое событие не только регионального, но и общероссийского масштаба. Однако в числе пришедших нет ни губернатора Антона Алиханова, ни даже главы Калининграда Алексея Силанова: мало ли, кто-то сочтет это демонстрацией излишней лояльности, лучше «перебдеть». Региональные власти представляет вице-премьер Гарри Гольдман. Он в голубой кипе — маленькой мужской шапочке; позже, на церемонии открытия, Гольдман будет сильно волноваться, говоря о том, что община ждала этого события 20 лет.

Такой долгий срок случился не в последнюю очередь потому, что появлению синагоги по какой-то причине упорно сопротивлялась калининградская мэрия. Возможно, это как-то связано с излишней «православностью» бывшего главы: в 2013 году проект прошел государственную экспертизу, а потом горвласти неожиданно возопили, что разрешения на строительство у общины нет, что работы в охранной зоне памятника архитектуры (здания сиротского приюта, единственного уцелевшего из всего архитектурного ансамбля) вести нельзя. Параллель с мечетью слишком очевидна: дело тоже дошло до суда, который в данном случае, впрочем, счел, что к восстановлению исторической среды норма не относится. Лишь после этого строительство возобновилось.

Новая калининградская синагога напоминает кёнигсбергскую, но не идентична ей. Она меньше по размерам (разгромленная 80 лет назад была 46-метровой, возрожденная — почти на 10 метров ниже), ее фасад сделан из других материалов. Аунтентичный был из красного кирпича, нынешний — пряничный и праздничный, удивительно не похожий ни на что вокруг. Фасад тоже местами не доделан, рядом еще не убрали строительный забор, впереди — благоустройство. Еще три месяца назад здесь были голые стены, напоминает на пресс-конференции Владимир Кацман, называя то, что произошло за это время, «подвигом строителей» и в который раз подчеркивая, что здесь работали представители всех мировых конфессий, кроме буддистов. В планах — строительство на прилегающей территории гостиницы и ресторана. На вопрос, в какую сумму обошлись работы, отвечает, что в такой день говорить о деньгах не пристало, но на уточнение про размеры пожертвований сообщает, что сам он внес 6 млн евро, «кто-то миллион, а кто-то — 500 рублей»: кто сколько мог, «строили всей общиной».

Вероятно, половина общины (всего в Калининграде проживают около 5 тыс. человек, идентифицирующих себя как евреи) собралась сегодня у здания синагоги. Для торжественной церемонии постелили красную дорожку, «Шалом и с праздником!» — говорит ведущий. «Шалом!» — доносится в ответ со всех сторон. «Мы помним. 1938–2018» — высится над толпой самодельный плакат. Дедушка, который его держит, простоит с вытянутыми руками до тех пор, пока не закончатся выступления.

Замполпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Роман Балашов (он сегодня здесь — главный чиновник) зачитывает приветствие главы Администрации президента Антона Вайно, в котором говорится о том, что с возрождением синагоги в Калининграде восстанавливается справедливость, и о том, «к каким последствиям приводят шовинизм, национализм и религиозная нетерпимость». Нелишнее напоминание для россиян, которые эти качества в последнее время демонстрируют порой в избытке. Потом говорит Берл Лазар: «Дом молитвы, Дом Торы, Дом добрых дел». Представители общины хотят открыть в здании детский сад, школу и «выставочное пространство», вход будет свободным для всех.

Текст — Оксана Ошевская, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.