«Исключительно ради искусства»: что известно о культурной стройке на Острове

Все новости по теме: Музейный квартал

В 2018 году президент Владимир Путин объявил, что на острове Октябрьском появится крупный культурно-образовательный центр. Такие же обещают построить еще в трех городах — Кемерово, Владивостоке и Севастополе. На приобщение широких масс к великой русской культуре тратятся огромные средства. Точные суммы неизвестны, но для Калининграда это примерно 25–30 млрд рублей. Деньги внебюджетные, утверждают власти, но здесь есть доля лукавства. Источником финансирования является компания «Роснефтегаз», а она консолидирует государственные доходы от нефтегазового сектора. При этом до сих пор не ясно, кто будет ходить в местные филиалы Эрмитажа, Большого театра или «Третьяковки», не убьет ли это местные учреждения культуры, кто будет все это содержать. «Новый Калининград» побывал на совещании под руководством президента и коротко рассказывает, что уже известно о проекте.

Что будет включать калининградская версия центра?

Много всего. Судя по проекту, показанному региональными властями, слева от стадиона (если смотреть со стороны Преголи) будут расположены музейный комплекс и здание, в котором разместятся Театр оперы и балета и Школа искусств. С правой стороны от арены планируется строительство жилого и образовательного комплексов. В этих зданиях разместят филиал Большого театра, Высшую школу музыкального театрального искусства, среднюю специальную музыкальную школу под патронажем Центральной музыкальной школы, филиал Московской хореографической академии. В музейном комплексе будут участвовать Третьяковская галерея и Эрмитаж. Ранее речь шла еще и о Русском музее, но во время совещания это никто не подтвердил. Список участников проекта вообще менялся несколько раз. К образовательным учреждениям прилагаются общежития, также предполагается, что в жилой части комплекса будут жить сотрудники филиалов.

530e9caa4ef2beb55af5cf0f0cac6c42.jpg

Но что именно привезут в Калининград музейщики?

Чем именно будет наполнен музейный комплекс, пока непонятно. Судя по комментариям руководителей Эрмитажа и Третьяковской галереи, пока готова лишь некая приблизительная концепция. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский о наполнении калининградского центра сказал примерно ничего.

«Третьяковка» хочет создать в Калининграде, Севастополе и Владивостоке длительные экспозиции русского изобразительного искусства, «которые могут меняться раз в несколько лет». Но более-менее определенно звучит только один план — перевезти из Москвы коллекцию русской живописи 20-го века. Дело в том, что в 2022 году здание на Крымском валу в Москве, где хранится коллекция, закрывается на ремонт. Директор галереи Зельфира Трегулова также предположила, что центр сможет принимать выставки из собраний европейских музеев. «Здесь могут останавливаться на пути в зарубежные музеи выставки из собраний Москвы и Петербурга», — добавила она.

В остальном же речь Трегуловой была хоть и многословна, но почти бессодержательна. При этом из нее можно сделать вывод, что Трегулова даже не очень представляет, в какой именно части города остров Октябрьский находится. В частности, она заявила, что это должно быть место, куда среди прочего «можно прийти, посидеть, проверить почту, получить доступ в интернет».

Кто будет ходить в огромный культурный центр в области с населением в миллион человек?

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что проблем с посещением у комплекса не будет. «Мы сегодня можем однозначно сказать — и регион у нас растущий, мы перешагнули отметку миллионного жителям, и рост туристического потока в среднем на 15% ежегодно. Мы видим, что эти комплексы будут востребованы, и те очереди, которые в новогодние праздники стоят в музеи, театры, они свидетельствуют о том, что спрос есть большой внутри региона», — сказал глава региона. Кроме того, он заявил, что рассчитывает привлечь в образовательную часть комплекса студентов из Прибалтики, Польши, Германии и других стран Европы.

Но в качестве примера тут можно привести другую помпезную стройку последних лет — Театра эстрады в Светлогорске. Несмотря на настойчивое желание региональных властей проводить чуть ли не все крупные совещания, концерты и прочие подобные мероприятия, область ежегодно тратит на содержание театра огромные суммы. В прошлом году, например, около 80 млн рублей. И как заявил вице-премьер областного правительства Эдуард Батанов, до самоокупаемости площадке «еще далеко», и наступит ли она вообще при новых культурных реалиях — большой вопрос.

IMG_1073.JPG

Не задушит ли этот центр местные музеи, театры, концертные залы?

Президент Владимир Путин заявил, что создание культурно-образовательных центров не должно отодвинуть на периферию местные учреждения культуры. «Безусловно, эта работа не должна вестись за счет финансовых и кадровых ресурсов местных учреждений культуры. Недопустимо отодвигать их на периферию. Новые культурные центры призваны обогащать и дополнять культурную жизнь региона, работать в тесном партнерстве с региональными и местными музеями, театрами и творческими вузами. У них огромный потенциал, и они должны иметь все возможности для собственного развития», — заявил Путин. Губернатор Антон Алиханов, разумеется, спорить не стал и немедленно заявил, что новый музейный комплекс не составит конкуренцию имеющимся учреждениям. Но очереди в местные музеи и театры бывают лишь по особым случаям, и подкрепить свои оптимистичные заявления властям, в общем-то, нечем.

Говорят, центры строятся не за государственный счет, так ли это?

Центры планируется строить за счет государственной компании «Роснефтегаз». Формально это действительно внебюджетные средства, но доходы госкомпаний вполне могут стать бюджетными средствами, если госкомпания заплатит дивиденды. А если компания потратит деньги на культурные центры, то доходы в бюджет не поступят.

Технически «Роснефтегаз» является промежуточным финансовым звеном между госкомпаниями «Газпром» и «Роснефть» и государством. Президент Владимир Путин прямо называет «Роснефтегаз» кубышкой для государственных нефтегазовых доходов. «Роснефтегаз» создавался как «временное хранилище» акций «Роснефти» и «Газпрома», и предполагалось, что он будет ликвидирован, как только погасит многомиллиардный кредит. «Роснефтегаз» вернул банкам деньги, но его так и не ликвидировали.

Стоимость строительства культурных комплексов президент не уточнил, но, по предварительным оценкам, строительство каждого центра обойдется примерно в 25–30 млрд рублей, то есть на все 4 центра будет потрачено 100–120 млрд рублей.

Содержание комплексов влетит в копеечку, кто будет за это платить?

Источник финансирования еще не определен. Вопрос это волнительный, потому что речь идет о миллиардных суммах. Замглавы федерального Минфина Антон Кобяков оценил стоимость содержания всех четырех центров в 12–14 млрд рублей в год.

«Сумма будет уточняться в зависимости от технических решений, которые будут после ввода объектов в эксплуатацию и штатной численности филиалов, которые будут в этих учреждениях базироваться», — пояснил Кобяков. Он сообщил, что, скорее всего, основным источником финансирования станет федеральный бюджет, но это не значит, что часть расходов не ляжет на субъекты. Не исключил этого и президент Владимир Путин, который сообщил, что регионы «что-то берут на себя».

Губернатор Антон Алиханов никак эти заявления не комментировал. Однако учитывая, что содержание стадиона ЧМ-2018 в обозримом будущем должно стать заботой регионального бюджета (а речь идет о сумме примерно в 300 млн в год), еще одна крупная финансовая дыра в районе Острова области явно ни к чему.

BX3wlaLfjkPcxZTiEO3eldug6S8ucUxJ.jpg

Когда нам ждать появления культурного центра?

Антон Алиханов пообещал приступить к строительству центра на острове Октябрьском в первом квартале 2019 года. Речь идет о строительстве учебного и жилого блоков. Пока процесс не перешагнул через стадию установки строительного забора, разрешение на строительство не получено. Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец заявила, что все четыре центра должны быть достроены до конца 2023 года. «Самая последняя дата сдачи, это контрольные цифры для учебных заведений, хореографических училищ и филиалов центральной музыкальной школы, — 1 сентября 2020 года. И последние сроки сдачи для наших больших комплексов <…> — до 31 декабря 2023 года», — отметила Голодец. Первым будет сдан центр в Владивостоке, к строительству которого уже приступили. Для Калининграда и для остальных городов актуальны даты, озвученные Голодец.

Зачем вообще понадобилось строительство этих центров?

Президент Владимир Путин, губернаторы регионов (в том числе и Антон Алиханов), руководители музеев все как один настаивают, что центры строятся исключительно из культурных соображений. Например, Путин говорил о «самореализации граждан», возможности «познакомиться с мировыми шедеврами» и сообщил, что стройки затеваются «исключительно ради искусства и просвещения». Глава региона заявил, что подобные комплексы «еще больше свяжут Восток и Запад» и являются маяками для «трансляции нашего культурного кода нашим соседям».

Из комментария Антона Алиханова, который он оставил под своим постом в Instagram, можно сделать вывод, что включение Калининграда в список городов-участников проекта было инициативой местных властей. «Странно было бы отказываться от такого проекта. Мы просили президента включить Калининград в список городов участников, он поддержал нас», — написал губернатор.

При этом строительством всех четырех комплексов (предполагается, что со временем они должны появиться во всех более-менее крупных городах страны, в качестве следующего в списке претендентов уже назывался Ярославль) займется компания «Стройгазмонтаж», принадлежащая Аркадию Ротенбергу, которого, по данным СМИ, с президентом Путиным связывают давние приятельские отношения. Крупнейшие господряды для компании не редкость — например, именно «Стройгазмонтаж» занимался строительством Крымского моста стоимостью в 228,3 млрд руб​. Можно только порадоваться за Аркадия Ротенберга, с бизнес-интересами которого так счастливо совпали эти высокие цели властей.

Текст — Алла Сумарокова, фото Виталий Невар,  — «Новый Калининград», kremlin.ru

Комментарии к новости

prealoader
prealoader

Что не так с новой «игрушкой» Ермака?

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» о неочевидной пользе фестивальной дирекции за 12 млн руб. в год.