Не новая схема: как в области начали строить порт, потеряли подрядчика и деньги

Виталий Невар / «Новый Калининград»

В четверг, 28 ноября, стало известно, что федеральное госучреждение «Росморпорт» расторгло контракт с самарской компанией «Больверк», которая в конце минувшего месяца должна была закончить строительство глубоководного порта в Пионерском. В начале 2018 года при торжественной закладке памятной капсулы на строительной площадке у чиновников не было сомнений, что все будет превосходно и вскоре неисчисляемые иностранные туристы начнут прибывать в Калининградскую область по морю. «Новый Калининград» рассказывает, как многомиллиардная стройка вышла из-под контроля, а подрядчика, получившего больше денег, чем стоила проделанная им работа, признали банкротом.

О планах возведения глубоководного порта в Калининградской области начали говорить еще в начале 2000-х. Его хотели видеть в Балтийске, Светлом, Приморской бухте и даже на полуострове Бальга. Но год за годом выяснялось, что либо место неподходящее, либо просто денег нет. Бывший губернатор Николай Цуканов искал финансовой помощи даже в Белоруссии.

Наконец в январе 2017 года после госэкспертизы вышел полноценный проект порта для приема круизных лайнеров и грузопассажирских паромов в Пионерском. Предусматривались дноуглубление, реконструкция причала, здание пассажирского терминала («морской вокзал»), два крупных насыпных участка и т.д. Спустя восемь месяцев президент РФ Владимир Путин и дал поручение начать строительство до конца 2017 года.

А всего через два месяца нашелся подрядчик — основанное в 2008 году ООО из Самары «Больверк». Директором фирмы был Сергей Шипицин — сын экс-главы Сергиевского района, бизнесмена Анатолия Шипицина. «Больверк» позиционирует себя на своем сайте как «мощная многопрофильная производственная компания». Она, как выяснилось, оказалась единственным поставщиком, поэтому контракт по строительству порта был подписан по максимальной цене, которая составила более 7,4 млрд рублей. При этом у компании были обязательства по другим крупным договорам: реконструкции набережной в Комсомольске-на-Амуре, берегоукреплению оз. Байкал в Иркутской области, укреплению участка берега Охотского моря в Магадане и т.д.

Официально работы стартовали в феврале 2018 года. На закладку памятной капсулы собрались чиновники разных уровней, в том числе губернатор Антон Алиханов и заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Последний был настроен крайне оптимистично: «В какой-то момент мы поняли, что если мы его (международный морской терминал — прим. „Нового Калининграда“) не сделаем, то просто не будем уважать себя, руководство Калининградской области. Вот так командно мы довели это событие до старта. Я абсолютно не сомневаюсь, что все будет сдано в срок и здесь появится хороший, красивый пассажирский терминал. Это и рабочие места, и деньги, которые будут оставлять пассажиры, путешествующие по благодарной Калининградской области. В общем, все, что называется, в руки!».

Уже в марте у генподрядчика начались проблемы. Центробанк отозвал лицензию у «Актив Капитал Банка», который гарантировал исполнение контракта по строительству порта в Пионерском. Как писало «Самарское обозрение», крах банка вскрыл схему вывода средств из него. Конкурсный управляющий кредитной организации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) подал иск об оспаривании сделок, совершенных незадолго до банкротства банка. В сомнительных операциях заподозрили и компанию «Больверк». АСВ потребовало от фирмы восстановить долги перед кредитным учреждением на сумму 1,7 млрд руб.

В июне 2018 года стало известно об уходе из федерального правительства инициатора и куратора строительства порта Виктора Олерского. Глава комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк выразил опасение, что это событие создает серьезные риски для реализации проекта. «Я так вижу, к концу строительства все может случиться, и виновных в реализации проекта не окажется, если возникнут отрицательные последствия», — сказал Степанюк.

С середины 2018 года к «Больверку» от калининградских субподрядчиков посыпались иски с требованием вернуть долги. Однако правительство и «Росморпорт» не обращали внимания (или не хотели) на происходящее, отчитывались об активном строительстве и работали над продвижением туристических возможностей.

В 2019 году активная фаза постепенно перешла в пассивную. Субподрядчики, которых «Больверк» набрал несколько десятков, продолжали ходить в арбитражный суд, а онлайн-трансляция стройки на сайте правительства области демонстрировала в основном статичную картинку. Летом «Росморпорт» предъявил генподрядчику первую претензию с требованием сократить отставание и выплатить многомиллионную неустойку. Наконец в августе в Пионерском собрались представители «Росморпорта», «Больверка», областных, а также федеральных органов власти и констатировали: отставание от графика есть, оно серьезное, но это из-за январского шторма, повредившего конструкции. Тем не менее чиновники не отчаялись, а «приняли решения, которые позволят обеспечить завершение строительства и ввод в эксплуатацию терминала в возможно кратчайшие сроки до начала летней навигации 2020 года».

В сентябре сайт областного кабмина перестал транслировать строительную площадку, где уже ничего не происходило, кроме того, что кто-то время от времени распиливал огромные металлические трубы. Госзаказчик продолжал слать в Самару гневные письма вплоть до октября, когда порт уже полностью должен был быть готов. В начале ноябре самарский арбитражный суд принял решение, которое поставило точку на «Больверке» — компания была признана банкротом. Организация задолжала фирме из другого региона более 3 млрд руб. Вскоре «Росморпорт» решил расторгнуть контракт на строительство порта в Пионерском и потребовать напоследок неустойку в размере 172 млн руб.

В пресс-службе «Росморпорта» корреспонденту «Нового Калининграда» признались, что у госучреждения еще нет понимания, когда и как будет определен новый подрядчик, и предложили прислать информационный запрос, конкретный ответ на который может и не последовать из-за неопределенности ситуации. Главный вопрос в этой истории: почему «Больверку» перевели более 3,6 млрд руб, в то время как стоимость выполненных работ оценивается в 2 млрд руб? 

Объект федеральный, поэтому это забота людей из Москвы. Областные же власти, не обращая внимания ни на что, собрались строить магистраль к «проектному терминалу по приему круизных и грузопассажирских судов». Дорога должна быть готова к концу 2020 года. Главное — чтобы понадобилась. 

Текст — Максим Корончик  

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.