Дизайн, туризм, ВХУТЕМАС и Тулуз-Лотрек: интервью с главой Союза дизайнеров

Елена Бодякова. Фото: Юлия Власова / Новый Калининград

В Калининградском Музее изобразительных искусств в сентябре проходит выставка (10+) конкурсных работ участников традиционной Международной биеннале «Балтийский дизайн». Почему её посетителей встречает темнота, чем форум этого года отличается от предыдущих, в чём разница между дизайнерами и художниками — об этом и многом другом в интервью «Новому Калининграду» рассказала председатель правления регионального отделения Союза Дизайнеров России Елена Бодякова.

— Елена, в этом году Международная биеннале «Балтийский дизайн`2024» проходит в десятый раз. Чем этот форум отличается от тех, что были раньше?

— Биеннале проходит в рамках года «Калининград — столица российского дизайна`2024», проект посвящен туристическому коду Калининградского региона и проходит под девизом «Культура. Дизайн. Туризм». В этому году мы постарались подойти к проекту максимально креативно, выбрать необычные форматы. С одним из форматов могут как раз в эти дни познакомиться все желающие — прийти к нам на выставку в Музей изобразительных искусств (10+).

Выставочный трек в этом году полностью переформатирован. Вы не увидите распечатанных планшетов с дизайн-проектами наших конкурсантов. Здесь всё в интерактиве. Заходите в выставочный зал и ... погружаетесь в полную темноту, перемещаетесь по световым дорожкам от локации к локации... У нас три локации, потому что три категории участников — «дети», «студенты» и «профи». Каждая локация оформлена своим цветом, достаточно интересно. Есть пуфы, можно в комфортной обстановке провести время перед экранами, посмотреть лучшие конкурсные работы.

2024.09 балтийский дизайн 68.JPG

— Речь идёт, так понимаю, о работах, которые вам прислали участники конкурса, проходившего в рамках форума?

— Да. Биеннале в этом году стартовала в мае с конкурсного трека, на который дети в возрастной категории с 13 до 17 лет, студенты и профессионалы присылали свои работы. Далее у нас в июле состоялся образовательный трек в партнерстве с БФУ им. Иммануила Канта, посвященный разработке туристического дизайн-кода Калининградской области. И в конце августа начался выставочный трек в Калининградском Музее изобразительных искусств. Выставка как раз демонстрирует результаты конкурсного трека, также мы подключаем результаты образовательного трека.

Конкурс проходил по 10 дизайнерским номинациям — это коммуникативный дизайн, промышленный дизайн, ремесленный, дизайн интерьера, дизайн среды, костюма, лучшие курсовые, лучшие дипломные работы, в этом году был еще туристический сувенир, мерч и так далее. Работы представляли участники трёх возрастных категорий, как я уже говорила. Это дети, которые учатся в детских художественных школах в основном (кстати, сейчас в школах активно ведётся проектная дизайнерская деятельность), студенты профильных ВУЗов и колледжей, профессиональные дизайнеры.

Для детей и студентов есть конкурсная номинация «Лучшая дипломная работа». Только в одной этой номинации нам прислали порядка 500 работ. Вообще, объявляя конкурс, мы рассчитывали, что в шорт-лист войдёт 100 работ, но в итоге работ поступило настолько много, а конкретно 2500, что у нас получился не шорт-лист, а лонг-лист — порядка 500 работ. Практически со всех регионов России, СНГ, из Китая, и из Америки присылали работы.

Бодякова-2.jpg

— Почему решили в этом году посвятить форум туризму?

— Ещё в 2020 году мы начали тему, которая называлась «Дизайн плюс туризм». И эта тема нас увлекла, мы познакомились с туристическими сообществами, стали с ними сотрудничать. Они посмотрели на нашу выставку в 2020 году, которая проводилась в тяжелый пандемийный год, но достаточно успешно — биеннале «Балтийский дизайн» даже вошёл в базу данных лучших практик НКО на сайте Министерства культуры Культура.РФ. Мы решили продолжить эту тему. И уже в 2022 году, когда была девятая биеннале, сделали много площадок. Так как в конкурсе 10 номинаций, то и площадки шли одна за другой.

Кстати, детей стали привлекать к участию в конкурсном треке только в 2020 году. Эта идея нам понравилась, и мы провели неделю под названием «Дизайн глазами детей», которую посетило более 400 детей, регионы и другие страны тогда активно откликнулись. Были работы из Израиля два года подряд, и они достаточно призовых мест занимали, так как это было интересно, это было увлекательно, и дети начали расти в этом направлении очень активно. И вот это все вышло в новую категорию, и я считаю, что это успех, потому что дети — они очень креативны! Они настолько непосредственные, их ещё не успели толком научить, но они уже показали, как они это видят. Это очень-очень интересно!

— Вернёмся к выставке в Музее изобразительных искусств. В чём её особенность?

— Раньше мы никогда не делали интерактивные выставки. У нас всё время была выставка, которую можно было потрогать, ощутить. Она была в разных форматах — в виде инсталляции, в виде плакатной выставки... А так как мы в этот раз подавались и выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив, нужно было сделать что-то новое, переосмыслить свой двадцатилетний опыт, пересмотреть, прошлые задумки актуализировать. Плюс мы все за экологию, поэтому сам Бог велел сделать что-то новое. И пришла такая идея именно с такими интерактивными площадками.

Здесь, в зале Музея на разных экранах транслируются специально созданные ролики из работ участников. Мы хотели чтобы наши зрители ощутили полное погружение, и им хотели пересмотреть работы ещё раз и ещё раз, оценить те, что понравились больше всего, ведь у нас еще проходит «Народное голосование». В комфортной обстановке (у каждой локации есть удобные пуфы), посмотрели ролики с работами детей, потом переместились по световой дорожке в локацию студентов, она у нас самая многочисленная. Потом посмотрели работы профессионалов.

Конкурсные работы студентов 

После этого можно зайти на нашу страницу «ВКонтакте», где все работы выложены, и рассмотреть их ещё подробнее, детали. В этом тоже суть интерактива — вы принимаете участие в народном голосовании, ставите лайки «ВКонтакте» или оцениваете работы в Музее — у нас есть специальная урна для голосования — и выбираете лучших.

До 20 сентября можно проголосовать. Потом мы подсчитаем голоса, выберем трёх победителей — по одному в каждой категории, и наградим их во время финала.

Но надо сказать, что у нас не только выставка. На этой неделе стартовали открытые мастер-классы, лекции, творческие встречи, посвящённые дизайну. Дискуссионная площадка биеннале открыта для всех желающих на разный возраст, и каждые четверг и пятницу после сеансов интерактивной выставки в 18.00 у нас проходят также разные мероприятия, посвященные разным видам дизайна. Они будут идти до 10 октября, и мы приглашаем всех, кто хочет побольше узнать о мире дизайна. Необходимо зарегистрироваться на сайте проекта design-kld.ru и купить входной билет в Музей, действует Пушкинская карта.

— Когда состоится финал биеннале?

— Финальное мероприятие (12+) у нас запланировано на 10 октября, это будет «Янтарь-Холл», Светлогорск. Это действительно будет праздник дизайна, но с научной составляющей, потому что там состоится итоговая научно-практическая конференция. А так же пройдет праздничный гала показ, на котором будут представлены лучшие коллекции одежды Балтийского дизайна. И победителей конкурсного трека мы наградим.

Сейчас к нам уже поступают заявки из многих регионов России — дизайнеры собираются приехать на финал, берут билеты и бронируют гостиницы. Мы, конечно же, приглашаем всех желающих.

— Про образовательный трек биеннале мы уже рассказывали в наших публикациях. Это был первый такой опыт регионального отделения Союза дизайнеров?

— В таком формате да, и опыт довольно интересный! К нам приехали студенты-дизайнеры из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, наши ребята направления «Дизайн» Высшей школы коммуникаций и креативных индустрий БФУ им. И. Канта успешно в нём участвовали. В общей сложности было около 50 участников. Ребята побывали на экскурсиях в разных туристических локациях, потом вместе с наставниками разрабатывали идеи туристического кода области.

На самом деле образовательный трек не просто так появился — поступил запрос от туристических сообществ. И музеи тоже предложили провести такой эксперимент — например, руководство Музея изобразительных искусств сделало запрос и Музей стал партнером. Мы взялись за эту тему, её проработали, организовали образовательный трек и научно-практическую конференцию, посвящённую опыту развития культурного туристического кода.

В числе наставников у ребят были профессиональные дизайнеры и архитекторы из Калининграда и Москвы, Куратором трека был основатель и креативный директор O&P branding, член Ассоциации Брендинговых компаний России Николай Облапохин. А жюри возглавил президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий. То есть, уровень получился очень солидный.

Бодякова-3.jpg

— В последнее время направление «Дизайн» в вузах набирает популярность. Хотя, наверное, многие не совсем понимают, чем дизайнер отличается от художника.

— Моё любимое выражение «Дизайн — это вам не рисовать уметь»! На самом деле, шутки шутками, а тема весьма серьезная. Дизайн в переводе на русский — это художник-конструктор, дизайнер занимается проектной деятельностью и рисовать конечно должен уметь тоже профессионально. Потому что если ты художник, то ты создаешь произведение искусства, будь то картину или скульптуру, воплощаешь свое внутреннее видение, вкладываешь эмоции, свою энергию, но это тоже не исключает знания о цвете, композиции, пропорциях. Но если ты действительно профессиональный дизайнер, то твой проект является продуктом, включающим не только визуальную составляющую и базовые навыки, а целый комплекс знаний и умений проектной работы.

Наш президент Союза дизайнеров России любит повторять, что «дизайн — это про деньги». Согласна, дизайн — это экономический фактор.

Если углубиться в историю начала века, то даже вспоминая «Баухаус» (Государственная высшая школа строительства и формообразования, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 годы), ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, созданные в Москве, Петрограде и других российских городах с 1918 года) — наши школы — то надо посмотреть причину, почему они возникли. В Германии, например, причина в том что на тот момент был экономический кризис, мало кто покупал продукцию, которую они производили. «Баухаус» создал новый стайлинг, переработал продукцию, пошёл экономический рост. А в России, первыми дизайнерами были художники — конструктивисты, которые кстати также преподавали и в «Баухаус» и ВХУТЕМАС.

И сейчас, если какой-то продукт оформлен дизайнерски, интересно, грамотно, то он будет привлекать больше внимания и продаваться.

Но вообще, конечно, дизайн на стыке с искусством живописи. Между прочим, первыми дизайнерами были художники! Как пример — знаменитый французский живописец Анри де Тулуз-Лотрек, один из наиболее значимых художников постимпрессионизма, был графическим дизайнером, создавал афиши для «Мулен Руж». Говоря современным языком, занимался коммуникационным дизайном.

В нашем стремительном мире появляются новые технологии и новые креативные профессии, поэтому очень замечательно, когда художник и дизайнер идут рядом рука об руку!

Беседовала: Оксана Майтакова, фото: Юлия Власова / «Новый Калининград», работы участников конкурса 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Есть мнение: отрицание, гнев, торг, депрессия, увольнение Любивого

Обозреватель «Нового Калининграда» Денис Шелеметьев — о недосказанностях в деле экс-главврача БСМП.