Южный вокзал
Наше утро начинается на Южном вокзале. В этом месте концентрируется самое большое количество точек, которые торгуют шаурмой, на квадратный метр площади. Самая первая, под названием «Восточная кухня», заманивает утренних посетителей аппетитными запахами. Внутри относительно чистые пластиковые столы. На стене — стенд с сертификатами. Женщина-продавец за прилавком поясняет, что документов на продукты и мясо на месте сейчас нет, но хозяин может их привезти. И предлагает нам подождать неопределенное количество времени.
Дождаться визита владельцев нам предлагают еще в двух палатках на автовокзале с нехитрыми названиями «Шаурма» и «Самса, шаурма». В точке «Напитки и чебуреки» корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» заявили, что никаких бумаг не покажут, а продавец небольшой палатки «Френч дог» отметила, что «здесь ни у кого документов нету». Разумеется, у нее их тоже не оказалось.
Вдоль Ленинского проспекта
На пересечении улицы Дзержинского и проспекта Калинина продавец палатки с восточным фаст-фудом понимающе кивает на просьбу показать документы. Но говорит уже ставшую привычной фразу о том, что бумаги у хозяина и принести их смогут через какое-то время.
На остановке у Южного вокзала сразу две точки. Одна — павильон сети «Дядя Дёнер». Здесь продают блюдо из мяса курицы с различными добавками в лаваше, хотя это и не шаурма. Через 10 минут после прихода корреспондентов на точку прибывает управляющий сети. Он с готовностью отвечает на вопросы о качестве товара, поясняя, что все ингредиенты готовятся на стороннем производстве. В точки каждый день поставляют свежие составляющие блюд. Позднее служащий лично доставляет в редакцию две пухлые папки со всевозможными разрешающими документами и сертификатами прохождения качества — чтобы не оставалось никаких сомнений.
Еще одно кафе, под названием «Симбад», предлагает посетителям привычную шаурму. Документов на сырье, из которого изготавливается продукция, тоже нет, но зато улыбчивый продавец с готовностью демонстрирует медицинскую книжку со всеми необходимыми печатями. Популярная у калининградцев точка «напротив КМРК» на Краснооктябрьской также принадлежит этой сети. Документов и здесь не обнаруживается. Но повар поясняет, что их забрали для проверки. Ее одноразовые перчатки и порядок на кухне как-то внушают доверие.
В центре
Разумеется, мы не можем пройти мимо печально известной точки рядом с ТЦ «Меркурий», где недавно отравились более 70 калининградцев. Стеклянные окна павильона наглухо закрыты, на двери висит приписка о приостановлении работы в связи с ремонтом. Стоящие рядом таксисты рассказывают, что сами шаурму в этой палатке не покупали. Один из них поясняет: через 3 дня после открытия попробовал, но потом ему стало очень плохо. Больше водители этим восточным фаст-фудом, по их словам, не питались.
На улице Барнаульская соседствуют две точки продажи шаурмы. В первой продавец в белом халате показывает нам санитарную книжку. Но бумаг на продукты здесь также не оказывается. В соседнем павильоне отовариваются четверо мужчин, которые утверждают, что не боятся отравлений, поскольку всегда покупают шаурму в этом месте и довольны качеством. А продавец с готовностью достает из папки бумаги о лабораторном исследовании блюд. Это первая точка, где нам предъявляют документы на продукцию.
«У быков»
Пара палаток находится и рядом с КГТУ. Недавно открывшаяся «Кебабня» зазывает посетителей аппетитными плакатами и ароматными запахами. Но бумаг здесь тоже нет. Нам обещают позвонить, когда хозяин доставит их. Но на момент публикации репортажа звонков корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» от владельца этой точки не поступало. Стоит отметить, что владельца мы видели в павильоне накануне вечером. Тогда на просьбу показать бумаги он ответил: «Не доверяете — не покупайте».
В соседней точке также предложили поговорить по телефону с хозяином. Владелец сообщил, что сейчас находится в Светлом, но готов доставить все бумаги. И, что удивительно, сдержал свое слово. Через некоторое время Заза Габелия связался с нами по телефону и при встрече продемонстрировал сертификаты и результаты экспертиз качества производимой продукции. «Для меня это как граната с выдернутой чекой. Постоянно слежу за качеством, мало ли что. Точке уже много лет, и за это время не было ни одной жалобы. Периодически приходят люди, говорят, что отравились, и просят компенсировать ущерб. Но у них справок нет и медэкспертизу они проходить не хотят», — отмечает Габелия.
По проспекту Мира
И в «Шаурме» рядом с зоопарком документов не обнаруживается. У входа в Центральный парк культуры и отдыха располагается еще одна точка сети «Дядя Дёнер», где девушка в одноразовых перчатках готовит фаст-фуд для посетителей. В самом парке точка под названием «Жасмин» предлагает гостям шаурму «с курицой». Здесь тоже нет никаких бумаг, но есть телефон владельца. Он сообщает нам, что ему принадлежат точки на Ленпроспекте и у зоосада. И что все документы он держит у себя, поскольку в павильоне недавно проходил ремонт и хозяин опасался за сохранность бумаг.
На входе в кафе «Берлога» в Центральном парке также висит ценник на шаурму. Но в разговоре с персоналом выясняется, что они готовят ее только «в сезон» и только из свиного шашлыка, поскольку курица переносит сальмонеллёз. На столе у сотрудников заведения — печатная пресса, открытая на статье о массовом отравлении калининградцев шаурмой.
Северный вокзал
Здесь расположены несколько павильонов с фаст-фудом. Один из них — напротив железнодорожных касс. Там нас просят показать журналистские удостоверения. Владелец запрещает снимать и на повышенных тонах просит: «Уходите отсюда, пожалюста». Однако спустя пару минут отходит и достает из-за прилавка пухлую папку с документами, рассказывая о том, как в последние дни его буквально замучили проверками, хотя раз в квартал он проходит все необходимые экспертизы. Мужчина отмечает, что с 1992 года работает на Северном вокзале и что нарушений у него не было.
В другой точке, рядом с ТЦ «Гермес», мужчина в заляпанной соусами футболке говорит уже набившую оскомину фразу о том, что документы находятся у хозяйки. В телефонном разговоре дама по имени Светлана обещает скоро подъехать с бумагами к точке, однако дождаться ее так и не удается.
Центральный рынок
Между площадью Победы и ТЦ «Акрополь» примостилась точка «Стрит-фуд». Услышав вопрос о документах, повар-продавец без лишних споров достает аккуратную папку, где в отдельных файликах находятся ксерокопии всевозможных бумаг — от сертификатов качества на продукцию до медицинской книжки.
У главного входа на Центральный рынок находится точка, где калининградцы дважды заражались сальмонеллёзом — в 2009-м и в 2013-м. Работник в белоснежном накрахмаленном халате также с готовностью демонстрирует сертификат на продукцию, даже не спрашивая, намерены ли мы приобрести её.
Одна из самых популярных точек продажи шаурмы в Калининграде — в продуктовом ряду Центрального рынка. Здесь всегда очередь покупателей. На вопрос о документах повар, по-видимому, обижается, но просит свою сотрудницу показать бумаги. Девушка демонстрирует нам сертификат качества с голограммами. Это седьмая точка, где нам показали документы.
О ценах
Стоимость восточного фаст-фуда везде одинакова: 80 рублей стоит обычная шаурма с курицей, 90 — с курицей и сыром. В 100 рублей обойдется блюдо со свининой или лососем, но они есть не в каждом павильоне.
Итоги дня
Мы обошли 23 точки продажи шаурмы в центре Калининграда. Чаще всего нам говорили, что бумаги находятся у хозяина, и предлагали подождать от 20 минут до нескольких часов. Или заглянуть на следующий день. На вопрос о том, почему не оставляют в павильонах разрешительные документы или их копии, внятного ответа получить так и не удалось. Одни владельцы ссылались на боязнь потерять бумаги, другие говорили, что нет времени постоянно бегать к ксероксу.
Однако нельзя не отметить, что некоторые владельцы, не хранящие документы в торговых точках, все же готовы предоставить их в случае необходимости. Как проверяющим, так и обычным покупателям. При этом в целом в большинстве точек соблюдается относительный порядок. Правда, это может быть вызвано тем, что во вторник в связи с массовым отравлением полиция провела рейд по местам продажи шаурмы. По-видимому, проявляют активность и надзорные органы.
Текст — Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, фото — Денис ТУГОЛУКОВ
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter