Минтранс подтверждает планы строительства глубоководного порта, но не на Бальге

Виктор Олерский. Фото «Нового Калининграда.Ru».
Министерство транспорта РФ подтверждает намерение строительства глубоководного порта на территории Калининградской области, однако конкретное место его размещения пока что не определено. Об этом в четверг в ходе визита в регион сообщил журналистам заместитель главы Минтранса Виктор Олерский, передаёт корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

«Утвердительный ответ, да. Где — я бы пока сказал, что это предмет проекта, его экспертизы. Наверное, точно не Бальга, мы не видим там порта, и это подтверждается всеми, — заявил Олерский после совещания с губернатором региона Николаем Цукановым. — Мы выбираем из того, что было предложено Калининградской областью, это Приморская бухта и точка на побережье Балтийского моря, если не будут предложены другие варианты». Цуканов, в свою очередь, сообщил, что в качестве второй возможной точки размещения порта рассматривается район Янтарного.

По словам заместителя министра транспорта, процесс строительства порта делится на проектные стадии, первой из которых может стать сооружение контейнерного терминала, рассчитанного на перевалку до 1 млн TEU в год. Говоря о сроках, Виктор Олерский предположил, что проектная документация может быть разработана уже в 2014 году, а в 2015 возможно начало строительства. Вместе с тем, Олерский подчеркнул, что проектная работа со стороны государства должна быть синхронизирована с аналогичной деятельностью инвестора. «Правила игры такие, они установлены в РФ — инфраструктуру строит государство, канал, акватория, защитные сооружения, причалы изредка — государство, всё, что наверху — инвестор, — заявил заместитель министра. — Подтверждаю необходимость наличия инвестора, не хочу его идентифицировать, но утверждаю, что такая работа небесперспективна, за 2014 год мы должны её сделать».

Николай Цуканов отметил, что в ходе совещания ряд «участников рынка» вновь обозначили свою заинтересованность в строительстве порта. Губернатор не стал называть эти компании, но заявил также, что проведены предварительные переговоры с представителями компании «Роснефть». «Самое главное — мы поставили точку во всех спорах и дискуссиях о необходимости строительства этого порта. Решение принято, порт будут строить. Сроки обозначены в федеральной программе, на это есть деньги у федерального центра, фактически 18 млрд рублей», — сказал Цуканов.

Говоря о качественных параметрах будущего порта, Виктор Олерский подчеркнул, что они не должны уступать порту в литовской Клайпеде. «Параметры должны быть не хуже Клайпеды, на неё мы должны ориентироваться, иначе смысл отпадает, слишком близко Клайпеда», — сказал чиновник. Кроме того, он отметил, что для реализации проекта крайне важно совершенствование существующей системы таможенного администрирования. «Это наиболее слабое место, чувствительное для любого инвестора, не только в Калининграде», — отметил Олерский.

Напомним, идея строительства в Калининградской области глубоководного порта появилась еще в начале 2000-х годов. В мае 2010 года федеральное агентство морского и речного транспорта России приняло решение о строительстве глубоководного порта на полуострове Бальга в районе мыса Северный. Позже из-за протестов рыбаков от идеи строительства на Бальге отказались. 

В декабре 2011 года министр развития инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов заявил, что «Минтранс РФ в 2012 году продолжит проектно-изыскательские работы по строительству глубоководного порта в регионе, поскольку с точки зрения Российской Федерации наличие незамерзающего порта в Калининградской области крайне важно». А в феврале 2011 года в ходе рабочего визита в регион министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что федеральный бюджет профинансирует глубоководный порт только совместно с инвесторами. 

В декабре 2012 года первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков заявил, что в целевой программе «Развитие транспортной системы на 2010–2015 годы» предусмотрена реализация инвестпроекта строительства глубоководного порта в Балтийске. Финансироваться проект должен из двух источников: федерального бюджета (20,4 млрд рублей) и внебюджетных поступлений от инвесторов в объеме 70,6 млрд рублей.

Комментарии к новости

Свои люди в облдуме

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, зачем бизнесмены на самом деле идут в депутаты.