Обсудим сообща утраты: как министр промышленности поддержал действия таможни

Дмитрий Чемакин.
Во вторник в областной Торгово-промышленной палате члены правления встретились с министрами правительства региона, чтобы обсудить последствия и результаты сентябрьского российско-литовского таможенного кризиса. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» внимательно проследил за тем, как в министре промышленности Дмитрии Чемакине проснулся дремавший до того таможенник.

Торгово-промышленная палата в течение периода действия «особого режима» досмотра грузов, поступавших из Литвы, оказалась единственной из бизнес-объединений, выступивших с заявлением. Причём достаточно радикальным: в распространённом 7 октября сообщении говорилось о том, что только автоперевозчики за 4 недели после введения 100%-го таможенного досмотра грузов, прибывающих с территории Литвы, понесут убытки в районе 150 млн рублей. Заявление содержало фразы вроде «вопиющие случаи», «остановка производства» и «дополнительная тревога». Логично, что успокаивать деловую общественность и вообще создавать впечатление, что всё в рамках обычного и ничего сверхъестественного не произошло, министр промышленности Дмитрий Чемакин и его коллега из экономического ведомства Анастасия Кузнецова отправились именно в ТПП.

В своем выступлении Дмитрий Чемакин попытался убедить предпринимателей в том, что ситуация изначально находилась под пристальным контролем правительства, «на все вопросы были даны ответы», и чиновники, таможенники и бизнес работали плечом к плечу, как в формальном режиме, так и в некоем «неформальном». Дальнейшие слова министра со всей печальной очевидностью свидетельствовали: от подобных ситуаций не только никто не застрахован, но они более чем возможны в будущем. «Мы часть страны, которая ведёт внешнюю политику», — подчеркнул он и посоветовал как чиновникам, так и предпринимателям готовиться к таким рискам «более тщательно».

kuznecova_6.jpgАнастасия Кузнецова поддержала Чемакина, заявив предпринимателям, что защита внутренних рынков России вполне может усилиться, однако при этом назвала ситуацию «форс-мажором». А затем вспомнила про «дорожную карту» модернизации системы таможенного администрирования, которую вроде бы предполагалось применять в Калининградской области вперёд всей остальной страны. «Хорошо, что мы накопили такой опыт», — сказала она предпринимателям, терявшим неустановленные пока, но значительные суммы в течение последних недель. Речь при этом идёт далеко не только о тех, кто импортирует товары и сырьё из Литвы: в связи с тем, что весь наличный состав таможенных постов был брошен на пристальный и пристрастный досмотр литовских грузов, сроки оформления фур, шедших на Россию транзитом, также значительно возросли. Дмитрий Чемакин подчеркнул, что в данном контексте имеет смысл вернуться к диалогу с Литвой и Евросоюзом по поводу гарантий транзита калининградских грузов по аналогии с процедурами, применяемыми для транзита пассажиров поездов. «Возможно поставить вопрос», — довольно расплывчато заявил он.

На этой встрече в Дмитрии Чемакине вообще проснулся дремавший с 2008 года профессиональный таможенник; он отдал таможне 14 лет своей жизни и не собирался сдавать своих. Отвечая на вопрос президента Ассоциации мясопроизводителей Калининградской области Романа Есипова о том, не информировала ли ФТС региональное правительство о своих планах, министр промышленности чётко заявил: не информировала и не должна была. По его мнению, случившееся в сентябре-октябре на литовско-российской границе — это «оперативные решения» и «нормальные риски», которые должны были предусматривать в своих действиях предприниматели. Он особо подчеркнул, что действия таможенных органов укладывались в рамки действующего законодательства. И уточнил, что компенсировать убытки местного бизнеса, опираясь на недавно принятые «поправки Жукова-Бурыкиной» в закон об ОЭЗ, защищающие инвесторов от болезненных решений Москвы, будет проблематично. Единственный способ каким-то образом вернуть потерянное — обратиться в суд, но представить себе местного предпринимателя, подающего иск на Федеральную таможенную службу, мягко говоря, проблематично.

tamoj_gruzy.jpg

Не смог Чемакин сообщить и о результатах усиленных проверок. Изначально ФТС аргументировало введённые в начале сентября меры увеличением количества нарушений таможенного режима при ввозе литовских грузов. Тот же Роман Есипов попытался узнать у министра, на сколько удалось снизить процент нарушений и получилось ли добиться желаемого. Такой информацией Чемакин не располагает, да и, по его словам, располагать не должен — она, мол, оперативная и сугубо для внутреннего пользования. Впрочем, никто из других участников встречи особо не настаивал и в отсутствии лояльности власти замечен не был. Генеральный директор ООО «ДСВ Транспорт» и руководитель профильного комитета ТПП Леонид Степанюк очень долго пытался подсчитать, какие же убытки понесло его предприятие, однако конкретной цифры так и не назвал. Зато заверил министров, что оспаривать подобные решения Москвы «и в мыслях не было» и похвалил губернатора Николая Цуканова за то, что к тому оказалось возможно «напроситься на встречу».

Губернатор, напомним, о проблемах на границе, по его собственному признанию, узнал из СМИ, а когда СМИ начали сообщать о том, что проблемы обернулись убытками местных предприятий, заявил, что ни об одной подобной ситуации не слышал и призвал разбираться по каждому конкретному случаю. Вместе с тем, представители как минимум трёх калининградских компаний на условиях анонимности сообщили корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» о том, что чиновники областного правительства неоднократно обращались к ним с убедительной просьбой не афишировать имеющиеся проблемы. Результатом этой политики замалчивания стало то, что даже сейчас, спустя 5 дней после того, как режим усиленного таможенного контроля был отменён, более-менее определённой информации о том, какие потери понёс местный бизнес от действий ФТС, нет ни у кого. Речь идёт лишь о неких «20-25 компаниях», которые обращались с жалобами в правительство, но, отметил министр, «их, безусловно, намного больше»; сумма ущерба не звучит вообще. Нет у Чемакина информации и о завышении расценок на услуги складов временного хранения в период «таможенного кризиса», хотя неформально такие жалобы звучали. Президент КТПП Алексей Зиновьев был вынужден даже обратиться к журналистам с просьбой озвучить необходимость поделиться наболевшим для того, чтобы аккумулировать и оценить негативный опыт.

tamoj_2.jpgВместе с тем, режим постоянного ожидания таможенных рисков, в котором, судя по риторике выступлений, нужно отныне жить местным предпринимателям, Дмитрий Чемакин не считает угрозой инвестиционному климату региона. «Есть законы, есть правила, есть постановления — инвестору надо не 2 часа на оформление, а закон, который будет исполняться, — сказал Чемакин. — Риск увеличения <периода таможенного оформления>, если он в рамках закона, это не инвестиционный риск. Это наше преимущество, если мы при максимальном сроке оформления в 10 дней всегда оформляли за 2 часа. Сохранить это преимущество — такая задача есть, но это не инвестиционный риск».

Глава Ассоциации мясопроизводителей региона с позицией министра, мягко говоря, не согласился. «Если возникают такие ситуации, должны быть предупреждения, а говоря о запасах — не может каждая компания резервировать 200, 300, 400 тыс евро на 2-3 недели, для того, чтобы ждать каких-то ударов молнии, — сказал Есипов. — Бизнес должен быть предупреждён и, желательно, проинформирован, на каком основании». Но и он не смог уточнить объем потерь: «трудно сказать, надо считать, будем сводить». «Но по мясопереработке это легче прошло, чем по другим направлениям», — отметил предприниматель. Но любые негативные явления в части ввоза или вывоза коренным образом влияют на понимание бизнеса и желание инвестировать в ту или иную отрасль. Если мы будем производить и не сможем вывезти продукт или ввезти сырьё, каков смысл этого бизнеса?»

Однако фраза, которую произнёс в своём начальном выступлении Дмитрий Чемакин, вряд ли позволяет надеяться на то, что позиция предпринимателей, которые не только не поддерживают позицию чиновников в данной ситуации, но и не боятся об этом открыто заявлять, будет услышана. «Если мы не сделаем правильных выводов, то мы не сделаем правильных выводов», — сказал бизнесменам министр промышленности по должности и профессиональный таможенник — в душе.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.