Цуканов о концепции промышленности: мы на всю страну говорим, что нечего тут у нас делать

Николай Цуканов. Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
Все новости по теме: Проблема-2016
Губернатор Николай Цуканов назвал сомнительным включение в разрабатываемую концепцию промышленной политики области положений о трудностях, с которыми могут столкнуться потенциальные инвесторы. Как передает корреспондент «Нового Калининграда.Ru», на заседании правительства области во вторник губернатор отметил, что концепция является публичным документом, и получается, что власти «на всю страну» говорят, что в регионе нечего делать.

Внимание Цуканова привлек абзац, в котором говорилось о слабых сторонах развития промышленности. «Административные барьеры — таможенные, правовые, ограниченность в природных и трудовых ресурсах, высокие дополнительные расходы, связанные с изолированностью Калининградской области от России, маленький внутренний рынок, большая доля неэффективных промышленных предприятий, дорогие кредиты по сравнению со странами ЕС, высокий износ основных фондов, слабое развитие промышленное и инфраструктурное на территории Калининградской области», — перечислил Цуканов.

Министр промышленности Дмитрий Чемакин пояснил, что это стандартный swot-анализ, в котором представлено, как слабая сторона влияет на общую ситуацию. «Я вам объясню. Это публичный документ. Вот сейчас мы транслируем на всю страну. Если сейчас эта концепция будет принята, вы уже на всю страну скажете: ребят, нечего здесь делать в Калининградской области, и начинаете перечислять, по какой причине здесь нечего делать», — сказал Цуканов. Чемакин пояснил, что именно такой анализ позволяет объяснить, что необходимо увеличивать глубину переработки, заниматься развитием промышленных площадок и т. д.

Цуканов поинтересовался, что имел в виду министр, когда писал в концепции о большой доле неэффективных промышленных предприятий. «Это одно из условий развития региона, начиная с 90-х годов, когда предприятия не имеют внутреннего потенциала развития, не имеют возможностей для развития здесь и работают на механизме ОЭЗ. Это те предприятия, которые в 2016 году или уже сегодня стоят перед выбором — либо диверсификации, либо переориентации на другие производства. И доля таких предприятий по количеству занятых существенна», — уточнил Чемакин.

Также губернатор обратил внимание на то, что в статистику предполагаемого увеличения доходности и рабочих мест включены те кластеры, сроки реализации проектов которых еще не понятны. «То есть если сегодня не будет принято решение за пределами 2016 года найти инструменты поддержки того или иного кластера, то есть риски, что этот проект не будет реализован, — сказал Цуканов. — Тогда вы не должны делать акцент и прогнозировать всю экономику 2020 года только на этом. Есть вопросы, которые не зависят от решения региональных органов власти». Чемакин ответил, что понимает эти риски, поэтому концепция будет каждый год дорабатываться. По его словам, региональные власти рассчитывают на то, что ПСЗ «Янтарь» получит пакет индийских заказов «3+3». 

«Есть риски в развитии автомобильной промышленности, они очевидны. Но на сегодня у нас есть закрепление соглашения „Автотора“ с самим Минэкономразвития РФ о реализации и выходе на промышленную сборку по 1 апреля 2016 года. Значит, за текущий год примутся решения, либо исключающие такое развитие, либо решения за пределами 2016 года. У нас определенный люфт есть, но мы ориентируемся на заявления инвесторов, которые у нас есть», — сказал Чемакин.

Цуканов посоветовал не подстраиваться под программы отдельно взятых предприятий, потому что, по его словам, регион не может зависеть от одного какого-то одного предприятия. «Безусловно, продолжаем оказывать поддержку на федеральном и региональном уровне этого предприятия, что мы и делаем. Но мы видим, что если есть определенные риски, а они уже очевидны, поскольку сроки 2016 год нереальны, мы должны думать, как будем замещать эти рабочие места», — сказал Цуканов. Он заявил, что неправильно закладывать основную установку промышленной политики региона на один кластер. «По программе автомобильного кластера — до 20 тысяч рабочих мест, а вы говорите, что будет создано 56 тысяч рабочих мест», — сказал губернатор. Чемакин ответил, что нет акцента на автокластер и основная часть новых рабочих мест — это промышленные зоны.

В итоге концепция была принята за основу. Губернатор порекомендовал внести в нее коррективы.

Напомним, «Автотор» начал создание автомобильного кластера в Калининградской области в 2012 году. Общие инвестиции составили 3 миллиарда евро. Компания планирует построить шесть автозаводов и полтора десятка производств комплектующих общей мощностью 350 тыс автомобилей в год. В качестве партнера «Автотор» привлек канадский концерн «Magna».

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.