Газета - дело темное
На других сайтах была выложена лишь часть статьи, в которой на достоверный источник информации тянули только две фразы - упоминание официальных данных "ЕР" о деньгах, потраченных на выборы, и цитата ныне депутата областной Думы Сергея Юспина: "Уважаемый Николай Николаевич. Прошу вас внести мою кандидатуру в списки партии на выборах дептутоа Калининградской областной Думы пятого созыва. Оговоренная сумма в поддержку партии мной внесена". Эти слова, по данным газеты, депутат якобы произнес аж год назад на съезде регионального отделения партии. К слову, и сам материал повествовал о партийной кассе прошлых выборов, в областную Думу. Возможно, конечно, год потребовался сотрудникам "Новых колес Игоря Рудникова" на то, чтобы узнать, почему столь странную фразу произнес Сергей Юспин (если произнес, конечно). Вполне могло так сложиться, что материл был готов аккурат перед новыми выборами. Настоящее журналистское расследование грех держать в закромах, пережидая, пока закончится агитационный период, когда любое неаргументированное, не подпитанное "фактурой" слово могут принять за агитацию.
Впрочем, полностью текст в сети не появился и оставалась надежда, что на второй странице как раз изложены не только шокирующие предположения, но и подкрепленные фактами аргументы. Пока же на суд читателям предлагалась другая загадка: кто и зачем сменил первую полосу газеты, прекрасно понимая, что этот факт вряд ли удастся скрыть.
Сам Игорь Рудников утверждает, что пробыл в типографии с 19:21 до 23:30. Все это время, по его словам, газета не печаталась. Зато, когда Рудников покинул типографию ему поступил звонок с просьбой завизировать изменения, внесенные в первую полосу и 13-тую. Те самую, где был опубликован скандальный материал.
Утром
директор типографии Михаил Бойко настаивал на том, что без согласия самого Рудникова никаких изменений внести не могли. Впрочем, развивалась ли ситуация именно так, как "должно быть" или был включен "план Б", Бойко сказать затруднялся. Ссылался на то, что работники, трудившиеся в ночную смену, бодрствовали до 9 утра и будить их некорректно.
Вечером, перед тем, как сесть за "Вечерний @Калининград", корреспондент "Нового Калининграда.Ru" вновь обратился к Бойко. "Ааа, мы разобрались, - значительно дружелюбней ответил на звонок директор типографии. - Газета была запущена в печать. После того, как она начала печататься увидели материал на первой полосе, позвонили в избирком - "Новые колеса Игоря Рудникова". Потом Рудников разбирался до вечера с избиркомом, затем запустили уже другой вариант газеты".
Секретарь облизбиркома Игорь Кудрявин утверждает, что жалоба на номер "Новых колес Игоря Рудникова" поступила около 6 часов вечера. И эта жалоба подкреплялась номером этой самой газетой. Газету материалом "Черная касса "Единой России" на первой полосе Кудрявин продемонстрировал корреспонденту "Нового Калининграда.Ru" (ксерокопия газеты есть в распоряжении редакции). Странно, не правда ли? У "Единой России" газета есть, у избиркома - тоже. А у издателя - нет. Кстати, в материале, опубликованном "Новыми колесами Игоря Рудникова" документов, подтверждающих, что на кампанию было потрачено 396 млн рублей нет. Есть скан таблицы с названием "Оценочный бюджет выборов депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва 13 марта 2011 года" без даты, но со штампом "Утверждаю … Н. Цуканов" и подпись на этом штампе. Относительно остальных 200 млн - в утвердительной форме высказывается предположение о том, что 20 депутатов-одномандатников от "Единой России" потратили на избирательную кампанию от 6 до 12 млн рублей. "То есть, 200 млн рублей", - делает вывод анонимный автор или коллектив авторов, подписавшихся "Редакция НК".
Разумеется, значительной группе читателей и этого достаточно, чтобы твердо поверить в правоту газеты. Некоторые, возможно, засомневаются, настолько ли неразумна партия власти, чтобы официально проводить "черную кассу", да еще скреплять это штампом и подписью, которая, возможно, принадлежит первому лицу региона.
Повторный звонок Игорю Рудникову особой ясности в происходящее не внес. "Фантастика", - сказал депутат в ответ на рассказ об экземпляре газеты, который лежит в облизбиркоме. "Вы понимаете, я был в типографии. Я искал эту газету. Ее нигде не было. Мы заказали тираж в 30 тыс экземпляров, хотя обычно у нас тираж - 13 тыс. Мы планировали 17 тыс распространить бесплатно. К тому же, мы хотели подстраховаться если вдруг возникнут какие-то сложности с той частью тиража, которая предназначена на продажу", - сказал Игорь Рудников.
Словом, несмотря на некоторые совпадения в "показаниях" участников процесса история с газетой остается достаточно неоднозначной. Самое, пожалуй, неприятное в этой истории то, что после подобных скандалов недоверие к тем, кто наверху - падает, хотя порой кажется, что падать уже некуда. Независимый и весьма авторитетный депутат, который не может получить свою газету, находясь в типографии, когда партия власти справляется с этой задачей тоже наводит на мысли: то ли эта партия настолько мобилизована, что готова буквально перехватывать удары, то ли эти удары наносятся как-то нерасторопно, то ли в последний момент появились некоторые причины не наносить этот удар. Да и расследования, где чуть ли не сенсационный документ перемежается с неподкрепленными фактурой или авторитетными источниками утверждениями, доверия к СМИ не прибавляют. Если, конечно, такое доверие в принципе существует.