Главные события вторника: стране по итогам выборов пообещали Путина версии 2.0, экс-мэр и экс-депутат Госдумы решил остаться в столице, региональные власти как-то очень вольно трактуют требования законодательства, а очередное приближение безвизового режима с частью Польши вновь заставляет задуматься о нерешенных вопросах этого режима.
Прошивка для Путина
На фоне массовых задержаний на московских, питерских и иных улицах тех, кому итоги выборов в Госдуму кажутся не очень-то настоящими, и кто это свое ощущение не стесняется выражать громко, стране пообещали «Путина 2.0». Пресс-секретарь премьер-министра правительства страны Дмитрий Песков в интервью британскому каналу BBC (наши журналисты, видимо, от одной лишь идеи задавать подобные вопросы сразу же мочатся в штаны)
заявил, что поддержка, которую получила партия «Единая Россия» на выборах означает — люди ждут обновления как от курса партии, так и от курса самого Путина. И это обновление, по крайней мере — в отношении своего начальника, Песков пообещал.
Правда, дальнейшие его слова предполагают, что ключевой новинкой в поведении премьер-министра станет избавление от груза партии, которая уже с очень сильной натяжкой может именоваться «партией власти». «Путин никогда не был связан напрямую с партией, поэтому он рассматривается как независимый политик, а не как член партии», — сказал Песков.
Нет, конечно, формально Владимир Владимирович Путин и в самом деле никогда не являлся членом партии, которую желающие теперь, после завершения выборов, уже совершенно безнаказанно могут называть партией жуликов и воров. Однако не стоит забывать, что в октябре 2007 года Путин радушно принял предложение возглавить избирательный список «ЕР» на выборах в Госдуму предыдущего, пятого созыва. Что немедленно
принесло партии около 10% рейтинга.
Но тогда Путину партия была нужна. Сейчас, в условиях, когда в ряде регионов европейской части страны, где не действуют суровые законы гор и где жизнь жителей не зависит от помощи Москвы, как, к примеру, на Крайнем Севере или на Дальнем Востоке, доверие партии выказали менее трети явившихся на участки, «Единая Россия» для Путина и его команды, всеми силами пытающей удержать власть, скорее обуза. Ведь она не является партией в общепринятом смысле слова; у нее нет идеологии и программы, а все достижения, которые ее руководство предъявляло на выборах, сводились к раздаче налево и направо бюджетных средств.
В этом свете выглядит очень верным стратегически и достаточно сомнительным с этической точки зрения выдвижение перед выборами в Госдуму нового созыва Дмитрия Медведева в качестве главы партийного списка «Единой России». К этому моменту все те, кто ранее испытывал еще какие-то иллюзии относительно роли Медведева в политическом процессе, осознали, что происходит на самом деле. «Сливной» президент в качестве лидера списка «сливной» партии — очень уместно.
При этом становится понятно, что все эти бесконечные нарушения, которые всплывают после выборов фактически во всех регионах (кроме тех, где законы гор и вечные минус 30), были следствием вовсе не федеральной политики. Это местные «царьки»-губернаторы, истово пытаясь выслужиться перед начальством, сохранить свою региональную вертикальку власти, развлекались на все лады. Кроме, возможно, Москвы и Санкт-Петербурга; там рекордно низкие показатели поддержки «Единой России» попросту угрожали безопасности власти.
В Калининграде же, очевидно, тот беспредел (а назвать иным словом «внезапное» отключение системы ГАС «Выборы» в самый разгар ввода в нее протоколов участковых комиссий), который приключился в ночь подсчета голосов — это сугубо местные развлечения. В принципе, если когда-нибудь, каким-либо волшебным образом выяснится, что это дело рук людей, причастных к работе штаба партии "Единая Россия", удивляться не придется. Те действия, которые так называемые политтехнологи, собранные в этом штабе, производили в ходе всей кампании, укладываются в одну длинную, прямую траекторию глупости, которая вполне могла в ночь с воскресенья на понедельник увенчаться паническим шагом — попыткой начать вносить исправления в протоколы. То есть, попыткой совершить самое суровое нарушение, по сравнению с которым вбросы бюллетеней - это детские шалось. Ночью информация о прекращении ввода данных протоколов в систему стали достоянием прессы, а люди в комиссиях оказались не такими отмороженными, как некоторые видные члены партии — благодаря этому процесс ввода результатов продолжился, а наутро калининградцы проснулись в коммунистическом городе.
Возвращаясь же к Владимиру Путину, можно с достаточной долей уверенности предполагать, что особых изменений с уходом «Единой России» с политической сцены, по крайней мере — в том виде, к которому мы привыкли, ожидать не придется. То, что выглядит настолько отвратительным для граждан, что они готовы голосовать за кого угодно, даже — за коммунистов, только не за «жуликов и воров», останется. Коррупция и цензура в СМИ, отсутствие правосудия и всесилие силовиков, казнокрадство и увеличение пропасти между бедными и богатыми — это все ведь, если честно признаться самим себе, вовсе не благодаря партии, а вместе с ней. При нашем с вами попустительстве. Если ничего не меняется на самом верху или в самом низу, то рассчитывать на перемены только от того, что жуликами и ворами будут называть партию с другим названием — бессмысленно. Путин версии 2.0 вряд ли избавится от всех своих бесконечных комплексов и поменяет стиль работы, отказавшись от богатого опыта. Так что остается как всегда, надеяться на самих себя.
Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор
Для кого закон не писан?
Заседание правительства Калининградской области началось во вторник с печальной нотки. Губернатор Николай Цуканов с тенью грусти в голосе
поблагодарил участников заседания за то, что они пошли на выборы и выполнили свой гражданский долг. “Результаты не те, что хотелось бы, - сказал Цуканов. - Но люди проголосовали, партии получили хороший результат - КПРФ, “Справедливая Россия”, ЛДПР”.
По словам губернатора, он сожалеет, что “Единая Россия” получила не то, что хотелось. “Но, тем не менее, пока мы находимся на 2 месте по Северо-Западу по результатам “Единой России”, - продолжил Николай Цуканов. - Не знаю, поздравлять вас или нет”. После этих слов глава региона печально усмехнулся и перешел к другим новостям. В частности, он объяснил присутствие в большом зале заседаний правительства депутата Госдумы Юрия Савенко тем, что тот будет работать в представительстве Калининградской области в Москве.
В этой связи стоит напомнить, что экс-мэр Калининграда Юрий Савенко занял второе место по итогам праймериз “Единой России” в августе 2011 года. Тогда предполагалось и заявлялось со всех трибун, что итоги праймериз станут основой для формирования предвыборного списка партии на выборах в Госдуму. Однако почему-то фамилия Савенко затем не вошла в предвыборный список партии власти. Журналистам Юрий Савенко заявил, что знал заранее о том, что не будет включен в предвыборный список партии, и что у него “другие планы”.
Весьма любопытно, почему достаточно мощная харизма и пока еще сохраняющаяся поддержка населения, которую экс-мэр имеет в Калининграде, практически никак не была использована во время предвыборной кампании партии власти осенью. Тем более, что Юрий Савенко в 2010 году наряду с Александром Ярошуком и Николаем Цукановым входил в список кандидатов в губернаторы Калининградской области, предложенный партией “Единая Россия” президенту.
Вот у журналистов и возник вопрос к Николаю Цуканову, почему Юрий Савенко не возвращается назад в Калининград, дабы, к примеру, подхватить падающий флаг “Единой России”, возглавив какое-нибудь местное отделение партии. На эти вопросы Николай Цуканов ответил журналистам после заседания, причем весьма лаконично. “Есть предложение, а любое предложение обсуждается, и всегда можно отказаться”, - сказал губернатор.
“У меня было много предложений о работе, но я посчитал предложение возглавить представительство области наиболее приемлемым на данном этапе, - сообщил Савенко корреспонденту “Нового Калининграда.Ru”. - Знаете, сколько там работы! Ведь все начинается в Москве!”.
Еще один интересный вопрос, обсуждавшийся на заседании правительства во вторник, - концепция использования фортификационных сооружений области. Глава агентства по туризму Елена Кропинова долго и обстоятельно рассказывала, какие экспозиции можно открыть в фортах, какие замки включить в туристические маршруты. В контексте темы губернатор внезапно поинтересовался судьбой Башни Врангеля. Напомним, памятник федерального значения находился в федеральной собственности и был передан области распоряжением премьер-министра Владимира Путина в июле 2009 года. Однако с 1996 года памятник находится в аренде у частной фирмы. Судьбой арендного договора с этой фирмой и интересовался губернатор. А именно - предлагал областному агентству по имуществу срочно расторгнуть этот договор.
Попалось под горячую руку губернатора и кафе “Солнечный камень”, которое размещено в другом памятнике федерального значения - “Росгартенских воротах”. Глава агентства по имуществу Ирина Сидоренкова попыталась убедить присутствовавших на заседании чиновников, а также и остальных жителей области, слушавших трансляцию заседания, в том, что на самом деле памятник отдали области из федеральной собственности в 2009 году для передачи его музею янтаря.
Надо признаться, что это заявление вызвало сомнения, и мы нашли в базе правительства РФ тот самый документ о передаче, подписанный Путиным в июле 2009 года. Выяснилось, что 11 объектов исторического наследия “необходимы для обеспечения осуществления Калининградской областью установленных федеральными законами полномочий”. То есть, формулировка весьма обтекаема, и про музей там ничего не сказано. Более того, стоит вспомнить заявления экс-губернатора Георгия Бооса, который и был в свое время инициатором передачи памятников из федеральной собственности в областную. А он намеревался сдавать объекты в аренду или вовсе выставлять на торги, дабы частные лица приводили эти памятники в порядок, открывали в них кафе и рестораны.
Летом 2009 года, когда решение о передаче было подписано Путиным, экс-глава агентства по имуществу Анна Боград в интервью “Комсомольской правде-Калининград” говорила, что власти собираются действовать в соответствии с концепциями развития объектов культурного наследия.
“В области уже разработаны концепции реставрации и современного использования замков Гердауэн, Прейсиш-Эйлау, Бальга, Бранденбург, Лабиау и Рагнит, - рассказывал экс-руководитель Службы госохраны объектов культурного наследия области Владимир Ярош. - По мнению экспертов, некоторые объекты нужно музифицировать и показывать туристам, на других возможно обустройство дополнительной инфраструктуры - гостиниц, кафе и т.п.”
То есть, о том, чтобы вот так все взять и забрать, выгнать из хорошо сохранившихся (в том числе и за счет арендаторов, наверное?) исторических зданий кафе и художественные магазинчики, речи не было? Или мы чего-то не знаем?
С другой стороны, весьма удивительно в этом контексте то, что в “тот самый список” из 11 объектов, передаваемых области из федеральной собственности, были замки, которые в октябре прошлого года правительство передало РПЦ безвозмездно. То есть, если уж прямо доверять словам главы агентства по имуществу Ирины Сидоренковой о том, что памятники передавались под какие-то определенные цели, и если верить распоряжению Путина, что эти цели - “обеспечение осуществления Калининградской областью установленных федеральными законами полномочий”, то при чем тут церковь?
Кстати, есть еще один момент. Николай Цуканов во вторник после заседания правительства области сообщил, что процесс передачи памятников церкви пока полностью не завершен - где-то не оформлена земля, технические паспорта. Но неужели область, получая в 2009 году в собственность от федералов эти памятники, не поставила землю на учет и не оформила все документы? Как тогда она оформила на них свое право собственности? И если уж идти совсем до конца, то можно задать областным властям последний, не очень приятный вопрос: а свою ли собственность передавала область РПЦ? Ведь если документы не были оформлены, то памятники пока еще оставались федеральными. И как тогда быть с тем самым законом, которым год назад объекты культурного наследия были подарены церкви?
Впрочем, мы уже слышали про то, что у нас в стране существуют неприкасаемые структуры, для которых всеобщий закон - и не закон вовсе. Как, к примеру, министерство обороны. Когда зашла речь о передаче детских садов минобороны в ведение муниципалитетов, выяснилось, что эти самые садики вроде как не совсем отвечают санитарным требованиям, поэтому могут быть закрыты сразу после передачи, и на их приведение в порядок нужны деньги.
Это что же получается - дети военных какие-то особые дети, и на учреждения, в которые они ходят, не распространяются общие требования пожарной, санитарной и прочей безопасности? Или просто министерство обороны не считает нужным эти требования исполнять? Возникает вопрос и к одной из самых многочисленных конфессий России - Русской православной церкви, да и к правительству области. Для кого закон не писан?
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент
За колбасой, одеждой и настроением
Безвизовая Польша для калининградцев становится все ближе. Сегодня
РИА Новости со ссылкой на польские СМИ опубликовало информацию, что Россия и Польская республика подпишут соглашение о малом приграничном перемещении уже 14 декабря. Министры иностранных дел Сергей Лавров и Радослав Сикоркий, встретившись на международной конвенции по Афганистану, подтвердили готовность подписать соглашение.
Если все так, то безвизовый режим может начаться уже в середине следующего года: договор нужно будет ратифицировать, как
ранее объясняло генконсульство Польши в Калининграде, в течение 3-х месяцев после подписания. Потом еще какое-то время будет потрачено на то, чтобы договоренности вступили в силу, возможно, те же 3 месяца. Это уже очень мало с учетом того, что с начала переговоров прошло уже 4 года.
После этого калининградцы смогут получать специальные разрешения, как и жители приграничных районов Польши, границу и таможню никто не отменит. Раньше, напомним, польское консульство сообщало, что этот документ будет выдаваться сначала на два, а затем на пять лет. При этом, находиться в соседнем государстве можно будет 60 дней в году, а граждане сопредельных районов должны будут еще пройти "ценз оседлости". Впрочем, это все пока еще предварительная информация, ожидаем, что скажут позднее представители обеих сторон.
Впрочем, есть некое ощущение, что если все будет работать на подобных условиях, то возникнет имитация единого однодневного туристического пространства. Поскольку 60 дней в году - это не то, чтобы очень много. Но при этом, воспользоваться этим условием сможет большое число калининградцев, а это предполагает большие очереди перед пограничными пунктами, о которых мы уже практически забыли.
При этом, поедут в Польшу не люди, которые ездят надолго с туристическими целями - они оформляют Шенгенские визы на основе брони отелей или при помощи турагентств, и не те, кто едет туда работать - у них свои документы, и не по студенческому обмену - там тоже свои приглашения. Поедут те, кто хочет на один-два дня погулять, без проблем оформив документ. Поедут люди просто купить польской колбасы, которой с собой можно привезти не больше 5 килограммов в вакуумной упаковке. Поедут за одеждой, которая дешевле и выбор которой многообразнее. Поедут погулять там, где покрасивее.
Благодаря этим условиям Польша вряд ли будет против соглашения, несмотря на вопросы безопасности и необходимость дополнительно контроля, она все равно готова принимать калининградцев в своих магазинах и туристических центрах. И жители приграничных районов Польши, которые сейчас должны проходить анализы на ВИЧ-инфекцию, смогут просто приехать и погулять в Калининградской области. Только где? Что мы им покажем и чем мы им ответим? И зачем им сюда ехать? За дорогой одеждой и невкусной колбасой? За янтарем, которого у них там больше, чем у нас, по непонятным причинам? Грустно. Хотя, возможно, рано переживать и все это только популярные заявления?