Особенности внутренней политики, полосы раздора и полезное согласие

Важные события среды: областные власти придумывают крайне странные объяснения для вполне понятных кадровых перестановок на районном уровне; в Калининграде транспортный коллапс усугубляется с каждым днем; согласия между мэрией и Горсоветом нет — и не надо; а жители центральной части города возмутились редким по нынешним временам явлением — строительством парковки.

cuk_putin.jpgОсобенности внутренней политики
В среду в отставку ушла глава Гусевского района Галина Силенко. 13 из 14 депутатов районного совета, которые присутствовали на заседании, поддержали отставку, формальной причиной которой было заявление «по собственному желанию». Силенко предпочла не комментировать подробности и причины отставки. Ушла — и ушла. Исполнять обязанности главы районной администрации теперь будет Олег Шевченко, ранее он занимал пост зама Силенко по вопросам ЖКХ.

Губернатор прокомментировал такой шаг весьма оригинальным образом. По его словам, причина отставки — сугубо бытовая, житейская. «Это решение было принято самостоятельно, она решила поменять место жительства, нашла работу в Калининграде, приобрела, насколько я понял, жилье и решила переехать жить сюда», — сказал Николай Цуканов журналистам в среду после встречи с депутатами окрсовета Калининграда. Прошедшей, по не очень понятной причине, за закрытыми дверьми.

Источники в районной администрации, впрочем, сообщали перед отставкой, что на Силенко оказывалось конкретное давление — непосредственно из здания областного правительства. И именно под диктовку «красного дома» она писала своё заявление. Зная методы, которые используют ответственные за внутреннюю политику чиновники правительства, версию источника редакции можно, по крайней мере, рассматривать как возможную. И уж куда более возможную, нежели «купила квартиру в Калининграде».

Особенно учитывая, что отставка Силенко произошла на фоне иных, весьма драматичных, событий с участием глав районов. В отставку, также по «собственному желанию», ушёл глава Озёрского района Анатолий Светкин. Скандал с автолавкой, которая якобы перестала посещать деревни и посёлки этого муниципалитета, скандал, в который активно включились губернатор и замполпреда президента Станислав Воскресенский, выглядел при рассмотрении под определённым углом в известной степени дутым. Автолавка, как выяснили корреспонденты «Нового Калининграда.Ru», не заглядывала в отдалённые поселения уже давно, голодать там толком никто не голодал, да и рассматривать данное торгово-транспортное средство как способ решения проблем района, где часть населения живёт натуральным хозяйством, достаточно странно.

Попытка раздуть конфликт с участием главы Гвардейского района Ивана Кавуна и главного редактора муниципальной газеты «Наше время», которую Кавун уволил, особым успехом не увенчалась. Во-первых, увольнение главреда — это не такая уж социальная проблема, которую можно использовать в попытке оправдать давление сверху. А во-вторых, Кавун — не член «Единой России», партийной дисциплиной не связан, в отличие от Силенко был избран не коллегами-депутатами, а напрямую населением и сдаваться просто так не намерен.

Налицо чёткая тенденция: смещение ставших неугодными по той или иной причине областной власти глав районов. Ничего нового в этом нет; попытки посадить на нужные места нужных людей предыдущий руководитель региона предпринимал практически весь свой срок, противодействие же с балтийским главой Федором Ярошевичем приобрело характер, схожий с Троянской войной.

Определённые причины такой активности можно найти в другом сегодняшнем заявлении Николая Цуканова. В среду он заявил журналистам, что в правительстве рассматривается вариант объединения администраций трёх районов: Озёрского, Гусевского и Нестеровского. По словам губернатора, речь идёт именно о слиянии властных структур, при этом — сугубо в целях экономии средств. «Я считаю, что мы сэкономим народные деньги, которые наверняка понадобятся муниципалитетам для их развития», — заявил Цуканов. Правда, кроме экономии денег, у правительства появятся новые возможности для контроля над муниципалитетами. Такая перспектива, возможно, некоторых нынешних руководителей не устраивала.

В принципе, всё это понятно и логично. Однако непонятно другое — зачем объяснять отставки автолавками и квартирами в Калининграде? Зачем держать население за совсем уж неразумных телят? И какая автолавка не доедет в ближайшее время до главы Нестеровского района?

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор


фото шумовые.JPGПолосы раздора
В среду в Калининграде обнаружилась очередная транспортная ловушка — на улице Емельянова. Здесь причиной заторов стал ремонт на Аллее Смелых, из-за чего весь общественный транспорт направлен в объезд по Емельянова. Вновь назначенный председатель свежесозданной комиссии по развитию дорожно-транспортного комплекса Горсовета Сергей Донских обнаружил там транспортный коллапс и предложил для его ликвидации ввести некие пропуска. Как резонно заметил глава города Александр Ярошук, тогда уж и без шлагбаумов не обойтись.

Конечно, не только Емельянова в беде. И на улицах Горького и Нарвской в часы пик любой пешеход делает любой автомобиль «как стоячего». И на проспекте Победы от «Виктории» до бывшего кинотеатра утром и вечером быстрее дойти, чем доехать. Наверное, каждый назовет еще с десяток мест, где в часы пик движение парализуется.

Но если на Емельянова эти заторы — явление, возможно, временное, вызванное ремонтом, то в остальных местах города, на той же улице Горького, автотрясины, похоже, стали постоянными. И вызваны они к жизни добрыми намерениями.

Водители и пассажиры уже смогли оценить тот комфорт и удобство, которые для них создали свежеуложенные шумовые полосы. Плюются все: автомобилисты считают, что из-за этих конструкций и без того невысокая среднегородская скорость значительно снизилась, а пассажиры полагают, что подпрыгивания на этих препятствиях способны и без зубов оставить, и без языка.

Кроме того, водители уверены, что шумовые полосы часто уложены не там, где нужно. Например, непонятно, зачем они лежат перед пешеходным переходом на проспекте Победы на пересечении с улицей Ремонтная, хотя вроде и переход этот «неактивный», и буквально через метров 50–70 есть перекресток со светофорами, не считая еще одного перехода посередине, на пересечении с улицей Харьковская. И в результате водители со словом ласковым преодолевают несколько полос, чтобы через 20 метров сбросить скорость перед очередным знаком пешеходного перехода, а через 30 — перед светофором. На улице А. Невского шумовые полосы уложены в нескольких местах, хотя там и без них особо не разгонишься из-за вечных пробок. И в результате видимого эффекта нет, кроме повышения градуса взвинченности у водителей, которые и без того нервничают из-за стояния, а теперь еще и за подвески вынуждены волноваться.

При этом, как говорят сами автолюбители, в Калининграде есть места, где полосы нужны, но их почему-то нет. Например, на улице Пролетарская их нет и не предвидится. При этом пешеходные переходы там плохо освещены, знаки не видны за деревьями, из-за чего пешеходы часто попадают под машины. И ведь такая беда со знаками не только на Пролетарке. На улице Дмитрия Донского возле детской областной больницы знаки тоже скрываются в кустах, что дает возможность гаишникам постоянно проявлять бдительность, пресекать и тормозить. Вообще, создается впечатление, что в Калининграде есть только один нормальный пешеходный переход — на улице Панина на Сельме. Это активный переход «европейского типа», выделенный из окружающей действительности всеми возможными способами: знак перехода со светодиодами не только установлен на пустой обочине дороги, но и подвешен над дорогой на опоре со светильником. То есть, на «зебру» в темноте падает свет. Есть там и шумовые полосы, «нарезанные» по европейским стандартам. Такой же установлен на перекрестке улиц Нарвская и Гайдара. И вот эти переходы невозможно не заметить в любое время суток.

Между прочим, пешеходы пока молчат. Возможно, тут сработал принцип, по которому «худая слава бежит, а добрая на месте лежит», а, может, пока просто нечего сказать. Я лично как пешеход пока так и не поняла, облегчили они мне жизнь или нет, повысили безопасность моего передвижения по городу или наоборот. Иногда, слушая, что сквозь зубы бормочут таксисты, водители маршруток, больших автобусов и собственные родственники, и наблюдая, с каким удовольствием они «жмут педальку», преодолев полосы, мне кажется, что переходить калининградские дороги стало даже опаснее.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

yaroshuk_1.jpgНет согласия
Заседание городского Совета депутатов Калининграда в среду стартовало с лирического отступления. Его председатель Александр Пятикоп начал с… кривотолков в средствах массовой информации. «В интернет-пространстве я вчера прочитал с неудовлетворением, что Александр Георгиевич (Ярошук — прим. „Нового Калининграда.Ru“) не договорился с Александром Ивановичем (Пятикопом — прим. „Нового Калининграда.Ru“) — нет такого ни в политике, ни на практике», — на полном серьезе сказал он.

Речь о бурных прениях, предшествовавших заседанию Горсовета, — они длились в течение предыдущих двух дней. Депутаты и чиновники мэрии спорили то по поводу выделения денег на антитеррористические мероприятия, то по поводу субсидирования «Калининградгортранса», складирующего на своей территории брусчатку, которая снимается с ремонтируемых в городе улиц.

Также не сошлись в оценке актуальности строительства школьных стадионов и детских площадок, выделения денег для аварийщиков. «Софинансирования в 13 году не будет! <…> Это жизнь калининградцев, у нас 9,8 тыс квадратных метров жилья, которое завтра рухнет, а кто за это отвечать будет?» — накануне на совместном заседании депутатских комиссий Александр Ярошук не сдерживал эмоций. Дебаты были такими жаркими, что в какой-то момент председатель контрольно-счетной комиссии Горсовета Ирина Можей даже попросила его не хамить.

В общем, трудно поверить, что под председательством того же Ярошука еще полтора месяца назад заседания Горсовета были куда более пресными. 20 секунд на каждый вопрос — времени хватало только на то, чтобы зачитать формулировку да руки поднять-опустить. В машине, отлаженной «Единой Россией», все винтики работали без сбоев.

Оно, конечно, так же происходит и сейчас — не случайно заседанию Горсовета предшествовало собрание фракции «ЕР», в которую входят 25 из 27 городских избранников, — только с комсомольским задором Пятикопа. То есть, в Совете по-прежнему сверяют фарватер своего свободомыслия с «линией партии». Зато с разделением полномочий между главой Калининграда и главой Горсовета поле для маневров у депутатов расширилось до размеров полигона. На котором теперь легко скрещиваются копья с чиновниками мэрии, волею судеб и Александра Ярошука превратившейся в «стан неприятеля».

Жалеет ли об этом Ярошук — это нам неведомо, но заседания Горсовета стали теперь не только веселее, но и продуктивнее. К примеру, только благодаря въедливости и настойчивости депутатов мэрия пополнила доходную часть проекта бюджета-2013 на 172 млн рублей, которые, по словам Пятикопа, «потерялись» в том числе… из-за технических ошибок.

Но и глава города, как известно, не так-то прост, не зря о него поломали зубы два губернатора — бывший и нынешний. Поэтому о нежно лелеемых мечтах увеличить дефицит бюджета, с тем, чтобы выполнить обещания, без стеснения розданные избирателям, — Александр Пятикоп этот посыл не скрывает — депутатам Горсовета придется забыть.

А закончилось нынешнее заседание изящной сценкой. К телекамерам, выставленным в предбаннике, вроде как по привычке вышел глава города Александр Ярошук — оглянулся, увидел председателя Горсовета Александра Пятикопа, рассмеялся и ушел.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

автотор_шевроле_3.jpgВсе плохо
На Буткова забирают парковку? Плохо! На Галицкого строят? Плохо! Брошенные машины стоят по обочинам дорог, потому что парковок не хватает? Плохо! Машины бросают во дворах, стараясь не заставлять улицы? Тоже плохо! Отношения власти, автомобилистов и пешеходов, кажется, зашли в такой тупик, что любой шаг сопровождается недовольством.

Сегодня член общественной палаты Любовь Клокова сообщила, что за торговым центром «Маяк» на улице Галицкого появились ограждения, а администрация «Вестера» намерена вместо 26 деревьев обустроить 50 парковочных мест. Женщина уверяет: деревья сажала ее мать, местным жителям хотелось бы видеть свои старые липы, а не чужие новые машины.

Олег Болычев, владелец «Вестера», в свою очередь напоминает, что с парковками в городе проблема, а у «Маяка», по его словам, своей парковки не было. «4 года документы собирали!»-то ли жалуется, то ли хвастается Болычев, по совместительству депутат областной Думы.

Общественники напирают на то, что у «Вестера» не было соответствующего разрешения от АТИ. В горадминистрации этот факт подтверждают. «Одного документа у компании нет. Комиссией выявлено, что на момент планировочных работ предприятие не получило ордер на раскопки. Это нарушение административного регламента. Ведь в том случае, если проводятся земляные работы, необходимо согласование с городской Административно-технической инспекцией. В случае отсутствия разрешительного документа от АТИ предприятие получит штраф, так как в ходе несанкционированных раскопок могут быть повреждены объекты инженерной инфраструктуры — провода, колодцы», — сообщает замглавы горадминистрации Александр Зуев. Правда, местные власти отмечают, что все остальные документы у торговой организации собраны и отказать им в разрешении АТИ просто не могла бы.

Земля принадлежит «Вестеру». «Мы в своем праве», — отмечает Болычев, подчеркивая, что у торгового центра не было своей парковки — только небольшая, муниципальная, перед магазином. «Перед магазином оставляют машины сотрудники „Европы“, а нашим покупателям остановиться негде», — жалуется он.

Жители — если и не в своем праве, то точно в рамках понятных большинству калининградцев чаяний. «Мы и без того окружены автомобилями. Сделают платную парковку, автомобили так и будут бросать во дворах», — считает Любовь Клокова. Городские власти отвечают, что порекомендуют «Вестеру» провести озеленение.

Забавно, что конфликт вокруг парковок возник на фоне принятия в областной Думе закона об эвакуаторах. Депутаты сначала пытались решить все вопросы, кроме тех, что, собственно, входили в их компетенцию, успокоились и сочли возможным ограничиться рекомендациями муниципалитетам по тем вопросам, что не входят в ведение регионального парламента. Выполнят ли эти рекомендации на местах — неизвестно. Но было бы совсем неплохо, если бы городские власти хотя бы обозначили, как будет решаться проблема нагромождения машин вдоль обочин: появятся ли впредь в центре города супермаркеты, рядом с которыми «лишь маленькая муниципальная парковка», когда и сколько парковочных мест появится в городе и почему так вышло, что чьи-то неуклюжие попытки вести градостроительную политику привели к тому, что каждое изменение воспринимается в штыки.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Чиновник эпохи разочарования

Вадим Хлебников о том, почему за два года Антон Алиханов не сумел оправдать надежд.