Капитальные неожиданности, номинальная свобода и прегольские мечтатели

Ключевые события вторника: губернатор Николай Цуканов совершенно неожиданно заявил, что с новым законом о плате за капитальный ремонт не нужно торопиться; «мобильное рабство» отменили номинально, потому что технические возможности не позволяют сразу сменить оператора, и это далеко не первый принятый, но не действующий закон; а калининградские архитекторы представили концепцию развития берегов Преголи — и на бумаге все кажется красиво. 

remont.jpg Капитальные неожиданности
Во вторник на заседании правительства Калининградской области губернатор Николай Цуканов выступил с весьма неожиданным заявлением. По его словам, закон, вводящий обязательные платежи в фонд капитального ремонта жилья, нужно принимать лишь после того, как его смысл будет полностью разъяснён гражданам.

«Я не тороплюсь его принимать и прошу Думу очень тщательно изучить его, выслушать мнения всех депутатов всех фракций. И, самое главное, в большей степени вести предварительную работу, обсуждая закон на площадках общественных организаций и с жителями муниципалитетов», — заявил губернатор и уточнил, что эту работу прежде всего должны проделать главы муниципалитетов. В противном случае, уверен Цуканов, жители, не поняв сути закона, не будут платить за жильё, и с ними придётся судиться.

При этом в ходе заседания губернатор заявил, что ему непонятно, откуда взялся 30-летний срок, в течение которого дома должны копить деньги на ремонт, и почему люди должны отчислять плату за капремонт в течение этого времени. Вице-премьер правительства Юрий Федяшов ответил на это, что так «написано в программе».

Комментируя журналистам смысл законопроекта, Николай Цуканов назвал его компромиссом между ответственностью граждан и государства за восстановление жилья и напомнил о выделяемых из бюджета средствах. «Ведь когда его приватизировали, оно находилось в разном состоянии совершенно, поэтому мы в одном из немногих регионов разработали свою программу ремонта жилья — 500 млн рублей в этом году и на следующий год миллиард, — отметил губернатор. — Но понятно, что ни государство самостоятельно не сможет это сделать, ни жители самостоятельно привести в порядок не смогут. Только вместе мы сможем привести в порядок это жильё. Общими усилиями».

Признаться, заявление главы региона стало весьма неожиданным, поскольку раньше представители оппозиции и общественной палаты неоднократно требовали отложить закон и утвердить его только после широкого общественного обсуждения. Однако в середине октября 2013 года областная Дума утвердила законопроект в первом чтении, отказавшись даже вносить в повестку дня вопрос об его общественном обсуждении. На этом обсуждении настаивал депутат от КПРФ Владимир Султанов, его поддерживал депутат Игорь Рудников. «Вводится новый налог, который может существенно повлиять на уровень жизни людей. Мы должны распечатать этот законопроект и распространить его по почтовым ящикам, а затем провести обсуждение. Если это не будет соблюдено, мы грубо нарушим права жителей области», — заявлял Рудников. Но на решение большинства из «Единой России» в пользу законопроекта его заявления не повлияли.

Позже совет общественной палаты обратился с открытым письмом к депутатам областной Думы с просьбой отложить утверждение закона, назвав его сырым. Однако министр ЖКХ и ТЭК Максим Федосеев на специальной разъяснительной пресс-конференции, посвящённой теме закона, в середине ноября заявил, что решать, откладывать ли рассмотрение проекта, будет областная Дума. «Мы не против общественного обсуждения, но оно, мягко говоря, начиная с июня, долго проводилось. Мы обсуждали его с общественностью, собирали предложения. По поводу непринятия закона позиция министерства и правительства — категорически против. Принятие закона — одно из обязательных условий для получения финансирования на переселение граждан и выполнения ряда указов президента», — заявлял Федосеев.

По всей видимости, за месяц в жизни правительства что-то серьёзно поменялось, и оно уже не категорически против. Иначе почему губернатор, ранее не замечавший тревожные сигналы депутатов и общественности, вдруг разразился резкой критикой и даже признал, что не в курсе насчёт 30-летнего срока накопления взносов на капремонт, про который говорят последние полгода.

Что в итоге решит областная Дума, не совсем понятно. Спикер облдумы Марина Оргеева в разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» во вторник заявила, что считает масштабы обсуждения «предостаточными» и не видит препятствий для того, чтобы законопроект был рассмотрен на профильном комитете в ближайшую пятницу. По всей видимости, и для неё заявление губернатора стало неожиданным. Можно предположить, что на резкую смену настроения главы региона повлияли разбросанные по почтовым ящикам калининградцев листовки, предлагающие жителям города прийти на митинг против «введения нового побора». Но, в любом случае, радует хотя бы то, что губернатор хоть теперь прочитает закон перед тем, как его подписать.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

mobil_2.jpg Номинальная свобода
С момента вступления в силу закона об отмене так называемого «мобильного рабства» прошло 10 дней. За это время чуть больше шести тысяч россиян захотели сохранить номер, сменив поставщика услуг связи. Цифра не такая уж и большая. В Калининграде также не торопятся избавляться от привязки к оператору. По словам региональных представителей компаний связи, количество поданных заявок на перенос совсем незначительное. 

Многие это связывают с тем, что абоненты довольны услугами связи, а те, кто желал сменить оператора, попросту приобретали другую сим-карту. Кто-то ждет, пока процедура «освобождения» будет опробована в полной мере, ну а кому-то просто лень.

Собственно, вся загвоздка в том, что те, кто решился на переход сейчас, могут лишиться части услуг сотовой связи. Причем каких именно, так до конца и не ясно. Одни говорят о роуминге и интернет-услугах, другие — об смс и ммс. Расплывчато сообщают о возможных технических проблемах и сами представители операторов. Однако все поставщики сотовой связи сходятся в одном — они технически готовы к переходу, все возможные проблемы могут возникнуть в других компаниях.

Вероятно, дело в том, что оборудование разных компаний не синхронизировано между собой для перехода, но времени на отладку у операторов было не так уж и много. Учитывая эти обстоятельства, поставщикам связи дали время до апреля будущего года для того, чтобы переход смог осуществляться в положенные по закону 9 дней.

И ведь почему-то такая тенденция прослеживается в российском законодательстве довольно отчетливо. Сначала какому-нибудь высокопоставленному чиновнику приходит в голову, без сомнения, светлая идея, которая, конечно же, сделает жизнь россиян на шаг ближе к счастливому светлому будущему. Затем Госдума и другие инстанции после долгих споров или без оных принимают соответствующий закон. И тут…

Сюрприиииз! Закон вступает в силу, но внезапно, вдруг, неожиданно, совершенно случайно выясняется, что для того, чтобы он действительно начал работать, необходимы дополнительные поправки, например, в КоАП. Так было с антитабачным законом, который, даже по признанию сотрудников полиции, фактически не действовал почти полгода с момента вступления в силу. Или закон о том, чтобы иностранные водители получали российские водительские права. Его также отложили из-за того, что в сопутствующих актах не хватало необходимых поправок.

И это лишь несколько ярких примеров законов, которые вступают в силу лишь номинально. Что мешает депутатам и чиновникам сразу принять закон так, чтобы он работал, пожалуй, известно лишь самим народным избранникам и госслужащим. Но факт остается фактом. И похоже, что для депутатов пора ввести новую поговорку — семь раз прочти, один раз прими. Если следовать этой логике, вероятно, новые законы будут работать не только на бумаге.

Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент

port_8.jpg Прегольские мечтатели
Взоры градостроителей и архитектурных властей в последнее время все чаще обращаются к калининградским водоемам. Не сказать, что берега Верхнего и Нижнего прудов доведены до совершенства, но оба можно сейчас по крайней мере обойти. Пусть и рискуя сломать ногу из-за колдобины или получить по голове кирпичом, как это происходит на Нижнем, где у дорожки осыпается старое немецкое строение.

Но речь не о них, а о «сумасшедшем ресурсе» под названием Преголя, который, по словам архитектора Олега Васютина, областному центру оказался не нужен. То ли потому, что был железный занавес и всяческие «лодочки» на реке не приветствовались, то ли потому, что первые советские переселенцы были людьми в основном сухопутными и просто не имели понятия, как этот ресурс использовать. В итоге он дошел до наших дней не то чтобы совсем девственным, но и не испорченным окончательно.

По крайней мере, в этом уверены собравшиеся во вторник на заседании градостроительного совета в горадминистрации. Заседании, прошедшем после более чем годового перерыва и коллективной жалобы архитекторов на то, что их отлучили от мэрских коридоров. Как оказалось, их не только вернули в здание на площади Победы, но и дали возможность «рисовать» градостроительное будущее Калининграда (а не обсуждать уже готовые планы застройки, как это было раньше).

Первая «картина» и была представлена сегодня. Причем это не готовое полотно, а наброски: предваряя презентацию, архитектор Сергей Гулевский отметил, что проект пока лишь ставит задачи, поэтому принимаются все замечания и предложения. При этом градостроители отталкивались от опыта европейцев, которые береговые зоны активно используют, в результате привлекая туристов, в том числе путешествующих по воде.

Что такой путешественник увидит у нас сейчас (если, конечно, проберется к центру Калининграда по Преголе)? «Вдоль реки построены 9-этажные здания, набережная застроена какими-то сараями, стоянками для подержанных автомобилей» (Сергей Гулевский). Что он сможет увидеть, если пожелания архитекторов сбудутся? Справа, понятно, Музей Мирового океана, который, как считают градостроители, прекрасно презентует Калининград и сегодня. А вот слева градостроители видят «янтарную тему» в лице восстановленной мануфактуры. Видимо, вокруг нее должна развиться некая инфраструктура.

Еще говорилось о том, что нужно восстанавливать «намоленный» парк за остатками Фридрихсбургской крепости, по которому «гулял Кант», и «философскую дамбу». И о том, что застройка должна быть офисно-деловой «с вкраплением жилья», а все первые этажи — носить «общедоступный характер». О том, что в некоторых местах набережную придется расширить, «захватив» часть воды, потому что слишком близко подходит дорога. О том, что никак нельзя давать железнодорожникам проектировать эстакадный мост на месте нынешнего двухъярусного (его решено заменить из-за наступающей аварийности): тогда вся прилегающая территория «превратится в задворки». Говорилось о речных трамвайчиках, о плавучих кафешках, о причалах для яхт. Наконец, о необходимости увязать концепцию «waterfront» (этот международный термин обозначает развитие береговой зоны) с решениями, принятыми на международном архитектурном «Воркшопе» в 2007 году, и с недавно разработанным проектом «Сердце города».

Собственно, последний фактор и заставляет несколько усомниться в том, что мечтания архитекторов будут когда-то реализованы в их нынешнем виде (хотя новый главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне и обещает, что все это учтется, к примеру, при разработке очередного генплана). Сколько было копий сломано на упомянутом «Воркшопе», сколько было тогда разговоров о нем? Прошло несколько лет — и рядом с Музеем Мирового океана, на той самой набережной Преголи вырос «гроб» отеля «Ибис». И сколько ни пиши теперь концепций, он так и останется торчать на месте исторической застройки, как вечное напоминание о Ваське, который «слушает, да ест».

Вот и теперь Вячеслав Генне утверждает, что с помощью градостроительной общественности наконец-то мы сможем разработать такие требования, от которых не сумеет отвертеться ни один застройщик. Но опыт, как говорится, не пропьешь. В любом случае, поживем — увидим.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.