Важные события среды: чума закрыла границы России для всех литовских и польских продуктов со свининой; а новое руководство Янтарного комбината исполняет обещание перерабатывать сырец в Калининградской области, однако, по всей видимости, без участия ряда местных предпринимателей-янтарщиков.
Колбаса под запретом
Уже
со следующего понедельника в Россию, в том числе и в Калининградскую область, нельзя будет ввозить из Литвы и Польши готовую мясную продукцию, содержащую свинину.
До этого из-за обнаружения африканской чумы свиней
в Литве и Польше уже был запрещен ввоз в нашу страну сырой свинины и продукции свиноводства
из Евросоюза, не прошедших
термическую обработку. Еще в январе министр сельского хозяйства Калининградской области Владимир Зарудный предупреждал, что термическая обработка мяса должна проводиться не менее 30 минут при достижении температуры в толще продукта не ниже +70 °C. Позже региональное управление Россельхознадзора предупредило, что литовские продукты питания, содержащие свинину, можно ввозить
только при наличии документов, которые подтверждают необходимую степень термической обработки. Такие документы частному лицу получить очень трудно, а вот представителям торговых организаций и предпринимателям, закупающим оптовые партии, производители такие бумаги выдают без проблем.
Но эти предупреждения для многих из калининградцев и гостей области оказались пустым звуком — в их багаже
не раз и не два находили и колбаску, и сосиски, и сало, и даже сырой фарш и мясо без всяких документов. Что делать с такими находками, должны были решать сами владельцы — как-то уничтожить на границе или вернуть продавцу.
Но сильнее всего запрет на ввоз свинины и продуктов с ней сказался на калининградской мясоперерабатывающей отрасли. На грани закрытия с начала года оказалось порядка 100 предприятий. Многие из них уже приостановили работу из-за нехватки сырья, что
вызвало волнения. Торговый люд
тоже готовится к отпускам.
Конечно, наши предприниматели искали и другие источники сырья, например,
в Америке. И до известных событий у них даже были неплохие шансы обойтись малой кровью — российские контролирующие органы были готовы разрешить ввоз свинины с некоторых боен США, но внезапно передумали. И в результате
«один-два месяца» запрета на ввоз, о которых говорил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, превратились в неопределенное время.
Полный запрет на ввоз готовой продукции из Литвы и Польши еще больше подстегнет рост цен на эти продукты, ведь наши мясопереработчики
так и не нашли альтернативных источников сырья в необходимых объемах.
И, к сожалению, стоит ожидать распространения этого запрета и на остальные страны Евросоюза и готовиться обходиться своими ресурсами.
Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент
Янтарь за семью печатями
В среду на Калининградском янтарном комбинате прошло рабочее совещание, посвященное международной выставке-форуму «Amber World». Выставка, по замыслу губернатора Николая Цуканова, должна стать грандиозным событием, благодаря которому мировая общественность, наконец, узнает о том, что в Калининградской области находится 90% запасов янтаря, и вспомнит, что наша область — янтарная столица, если уж не мира, то России точно.
Министр промышленности Дмитрий Чемакин рассказал, что предпринимателей-янтарщиков, заявившихся на участие в международной выставке-форуме, обеспечат янтарем-сырцом, бесплатными выставочными площадями, а также освободят от регистрационного сбора. Однако предприниматели почему-то не очень охотно вступали в дискуссию и высказывали какие-либо предложения. Отличились только два-три бизнесмена, которые традиционно выступают на подобных встречах, остальные сидели тихо в сторонке.
Некоторые предприниматели потом на условиях анонимности сообщили, что участие калининградских представителей в международном форуме — вопрос открытый, и калининградские витрины вообще могут остаться пустыми. Предприниматели отказались называть себя под предлогом того, что из-за публичной критики действий комбината их вовсе могут отлучить от янтаря. Так вот, эти предприниматели полагают, что в Калининградской области появилось две-три новых крупных компании, которым идет большая часть сырья.
«Эти фирмы, по всей видимости, имеют непосредственное отношение к влиятельным людям из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы предполагаем, что именно они и получают самые большие объемы камня, в то время как остальные получают его по чуть-чуть. С одной стороны, поручение президента России выполняется — большая часть сырья перерабатывается в Калининградской области. С другой стороны, мы остаемся не у дел», — сообщил один из предпринимателей.
Эту версию косвенно подтвердили и.о. главы комбината Михаил Зацепин и все тот же Дмитрий Чемакин. «Да, может быть, у некоторых нет истории 10-летней. Но они вложили деньги, арендовали достаточно огромные площади. Мы же говорим, что нужно создавать новые рабочие места. Эти предприятия этим и занимаются, — ответил Зацепин на вопросы представителей СМИ. — То же самое мы сказали и нашим соседям в Польше и Литве — приходите на территорию Калининградской области, создавайте совместные предприятия, участвуйте в них, и вы так же будете обеспечены сырьем. Другого не будет <…> Многие предприятия, которые работают в области давно, к сожалению, были сориентированы на перепродажу сырья. Они делали какое-то количество бус, каких-то еще изделий, а львиную долю они все равно… То есть уже сложились некие стереотипы, которые надо менять. Менять их можно только такими способами…», — сказал Зацепин. «Давать проверенным?» — поинтересовались журналисты. «Да», — ответил глава комбината.
«Позиция, которую держит правительство в отношениях с Янтарным комбинатом: продавать только производителям и не продавать посредникам. Комбинат эту позицию выдерживает», — добавил Дмитрий Чемакин.
При этом глава Янтарного комбината категорически заявил, что 80% янтаря-сырца предприятие теперь отдает переработчикам Калининградской области, и лишь 20% идут на остальную территорию России. Экспорта с предприятия теперь же нет вовсе. Он также сообщил, что за 3 месяца 2014 года Калининградский янтарный комбинат отгрузил переработчикам 70 тонн янтаря, сырье получили 80 компаний. В 1-м квартале 2013 года, когда комбинатом руководил прежний менеджмент, янтарь-сырец получили 57 компаний, объем отгруженного янтаря составил 15 тонн. «Комментируйте сами», — сказал он.
Однако кто на самом деле получает янтарь от Калининградского янтарного комбината, и в каких количествах — тайна сия велика. Михаил Зацепин в ответ на этот вопрос лишь отшутился: «Зачем говорить, у кого сколько? Чтобы бандиты к ним пришли?».
Вероятно, что благодаря этой схеме янтарь действительно остается в Калининградской области и не уходит в ту же Москву. Однако выяснилось, что и доходов бюджету янтарная отрасль приносит не так много — по словам Дмитрия Чемакина, около 120 млн рублей в год, большую часть из которых платит Янтарный комбинат. По всей видимости, самые серьезные доходы имеют те, кто получает янтарь-сырец, а имена их не разглашаются. Но зато регион, наверное, вернет статус янтарной столицы России. Если, конечно, большинство местных предпринимателей-янтарщиков не решатся саботировать предстоящую в июле выставку.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент
Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»