Осторожно, шопоголик!

В период тотальных распродаж, которые обрушились на нас в январе и продолжения которых мы так ждем в феврале, у многих городских жителей происходит обострение «ониомании», больше известной под названием «шопоголия». О том, как уберечь себя от финансовых потерь и покупок совершенно ненужных вещей, а также о том, какие другие психологические проблемы влечет за собой такая мания и кому и когда нужно обращаться за помощью к специалисту, «New You» узнали у преподавателя Балтийского института психологии, психолога Ольги Славиной.

Ольга Славина: Научное название шопоголии — «ониомания» — произошло от слов «онио» — «для продажи» и «мания» — «безумие» и обозначает одержимость покупками. Шопоголия — один из видов эмоциональной зависимости, и стоит в одном ряду с алкоголизмом и наркоманией (химическая зависимость) и игроманием (психологическая зависимость), и в любом случае является отклонением.

Ониомания выражается в бесконтрольных и, главное, ненужных покупках. Бывает, что шопоголик, приходя домой, даже не смотрит свои покупки и, не распаковывая, отправляет их прямо в шкаф. Ему доставляет удовольствие сам процесс покупки, а результат не важен, именно процесс приводит его в состояние эйфории.
Во время покупки шопоголик чувствует себя хозяином жизни, он чувствует власть — он может себе позволить купить любую вещь, ему угождают продавцы-консультанты. В этом и кроется важная причина такой зависимости — шопоголики приходят в магазин не за определённой вещью, а чтобы избавиться от стресса, и именно в момент покупки в организме шопоголика происходит выброс эндорфинов — гормонов удовольствия. Обычный человек испытывает схожие ощущения, когда в его жизни есть любовь, интерес, власть, успех, а шопоголик компенсирует недостаток этих ощущений с помощью покупок.

Как и все психологические расстройства и зависимости, шопоголизм родом из детства. Считается, что корни шопоголизма — это недостаток внимания, либо компенсация внимания родителей через покупки и подарки. Еще развитие такой зависимости возможно, если в детстве ребенку не хватало игрушек или каких-то других вещей, а получив возможность самому что-то приобретать, он во взрослом возрасте пытается восполнить эту потребность. Хотя, на самом деле, вариантов, откуда берется такая зависимость — очень много. Главное, что всех их связывает — это желание что-то компенсировать: одиночество, неудачи на работе, проблемы в семье и т. д. Шопоголик таким образом просто пытается скрасит свое депрессивное состояние, причины которого в каждом случае индивидуальны.

Еще одна особенность шопоголиков — мгновенное переключение внимания с одного объекта на другой, как это часто бывает у маленьких детей: неожиданно глаз падает на что-то яркое — и, не анализируя, нужна ли ему вещь, шопоголик уже бежит ее покупать. В этот момент контроль у него полностью отключается.

Помимо финансовых проблем, которые, безусловно, несет за собой шопоголизм, после эйфории и адреналиновой встряски, ощущаемой во время покупки, на выходе из магазина шопоголика настигает огромное чувство вины за то, что он опять не сдержался и потратил все деньги, и человек снова впадает в депрессию, от которой приходил избавиться. И получается замкнутый круг.

Существует определенная классификация шопоголиков. Они делятся по степени адекватности:
разумные шопоголики обычно покупают нужные вещи, но в несколько большем количестве и на несколько большую сумму, чем планировали.
истинные шопоголики берут все, что подвернется под руку и тратят при этом весь бюджет без остатка.
И по манере поведения:
осознанный шопоголик сознательно идет в магазин, чтобы снять стресс и поднять себе настроение;
спонтанный шопоголик идет покупать что-то действительно нужное, но заодно прихватывает несколько случайных вещей;
целеустремленный шопоголик сам не знает, как он вообще попал в супермаркет и умудрился все это накупить.

Как определить, страдаете ли вы такой зависимостью? Для начала рекомендую сделать дома ревизию: если количество ненужных вещей, которые вы ни разу не надевали, превышает количество используемых и нужных вещей, то это уже первый признак вашей мании.

Второй признак шопоголизма — это если при покупке вы не можете ответить себе на вопрос, зачем вам нужна эта вещь, с какой целью вы ее покупаете, а также если вы не можете дать себе отчет о качестве своего нового приобретения.

Если вы идете в магазин не за какой-то конкретно вещью, а просто «развеяться» — это тоже признак определённой зависимости. Надо за собой понаблюдать: если, как только вам становится грустно или вы ощущаете какое-то беспокойство, вы идете не в кино, на массаж или в боулинг, а сразу направляетесь в магазин — это верный признак шопоголии.

Также одним из симптомов является то, что, даже когда у вас все кредитки заблокированы и наличных денег нет, вы продолжаете ходить в магазины и постоянно думаете о покупках. Если нет возможности что-то купить немедленно, то шопоголик чувствует себя глубоко несчастным и обделенным, и выходит из магазина в очень плохом настроении.

В наше время повсеместная реклама и просчитанные маркетинговые ходы постоянно провоцирует приступы шопоголизма у склонных к такой зависимости людей. Рекламные лозунги о том, что, купив определённую вещь, вы приобретете определённые качества, — будете счастливой, красивой, женственной, успешной — практически гипнотизируют и притягивают людей, которые испытывают недостаток в любви, внимании или уважении. Поэтому, людям склонным к безумным покупкам, следует серьезно готовиться к походам по магазинам.

Итак, мои практические рекомендации для шопоголиков:

1. Перед тем, как отправиться на шопинг, сделайте ревизию в своем гардеробе. Оцените, что конкретно вам нужно купить, и составьте список конкретных вещей

2. Возьмите с собой в магазин друга или родственника. Как известно, шопоголики любят ходить в одиночку или только с себе подобными потому, что присутствие здравомыслящего человека мешает им полностью отдаться своей мании.

3. Откажитесь от кредитных карточек — лучше взять с собой строго определенную сумму наличных денег. Кредитки не позволяют физически ощутить потерю денег, поэтому создают обманное ощущение, что покупка происходит без материальных затрат.

4. Не слушайте продавцов — только вы знаете, что вам надо и что вам идет. Помните, что продавцы в первую очередь — продавцы, а уже потом — консультанты.

5. Прежде чем сделать покупку в магазине, подумайте, хотите ли вы приобрести именно эту вещь или хотите с помощью нее просто поднять себе настроение. Надо прислушаться к себе и понять свое состояние.

6. Чтобы снизить свой уровень стресса, перед походом в магазин займитесь каким-нибудь приятным для вас делом — например, примите успокаивающую ванну. Или съешьте что-нибудь вкусное. Правда, в последнем случае главное не переусердствовать и не перейти к систематическому перееданию, потому что часто эмоционально-зависимые люди склонны подменять одну зависимость другой.

7. Не ходите в магазины на новые коллекции — дождитесь распродажи. Очевидно, что в таком случае вы потратите на покупки меньше.

8. Если вы все-таки выбрали какую-то вещь, не берите ее сразу, подождите день или два. Оттяните саму покупку — возможно, за это время ваше состояние стабилизируется, и мания покупать пройдет. Или же ваше внимание переключится на что-то другое.

9. Замените поход в магазин чем-то другим. Тщательно планируйте свое свободное время — составьте список альтернативных методов приятного времяпровождения: кино, театр, каток и т. д. и следуйте этому плану.

10. Помните, что покупки — это удовольствие, и нельзя отказываться от них полностью, но во всем нужно знать меру. Как в шутку определяют меру американские специалисты, пока вам хватает денег на визиты к вашему психоаналитику — всё в порядке, можно покупать дальше!

Текст — Анастасия Карпенко, иллюстрации — Александра Резник

Справка

Самое читаемое:

Источник: Новый Калининград.Ru