Интернет-шопинг: реальные опасности виртуальных покупок

Онлайн-покупки стали в последние годы неотъемлемой частью нашей жизни: технику, мебель, билеты на самолет или на концерт, цветы и, конечно же, одежду и обувь теперь выбирают и оплачивают в сети. Однако начинающего интернет-шопера в виртуальном пространстве поджидают реальные опасности. Что и где стоит покупать, а чего следует опасаться, «New You» спросили у Яны Пилькис — хозяйки крупного интернет-магазина, который в социальной сети обеспечивает одеждой на заказ более 30 тыс клиентов по всей России.

Яна Пилькис: Свой собственный интернет-магазин я организовала в 2010 году. И первым его клиентом, естественно, была я сама.

До этого в роли начинающего интернет-шопера я заказывала вещи в социальной сети «Вконтакте» — сначала через группу, которую организовала одна девочка из Великого Новгорода. Отправляла туда деньги, даже не задумываясь, что надо как-то подстраховаться. Первый опыт был удачным — мне пришло все, что я заказала — и я стала пользоваться услугами разных калининградских интернет-магазинов в социальных сетях. Их к тому времени уже было довольно много.

Через какое-то время мы с подругой решили организовать собственный интернет-магазин, потому что хотели сэкономить на доставке. Как и все, начали с TaoBao (крупнейший интернет-магазин китайских товаров — прим. ред. раздела «New You»). Мы сделали группу, добавили туда красивых картинок с сайта, взяли деньги у людей и сделали большой заказ. И нам пришло такое! Вещи совершенно не совпадали с картинками по виду, они были других размеров, непонятного качества — в общем, ужас. После первого же заказа пришлось эту группу закрыть: мы потеряли деньги, а главное — людей, наших будущих клиентов… Некоторые до сих пор мне ту посылку вспоминают — тогда было очень стыдно. Больше с того времени мы с TaoBao не работаем.

Через год после этого случая мы обзавелись партнером в Китае, который для нас заказывает товар непосредственно с китайских фабрик — теперь вещи совпадают с красивыми картинками в сети, которые видят пользователи. Девочки из других групп мне часто присылаю фотографии своих вещей и спрашивают: «Почему тебе эти туфли пришли такие же, как на фото, а мне — вот такие?» (ужасные). У меня много таких картинок. Объясню.

Когда ты работаешь с такими сайтами, как TaoBao, надо понимать, что там продавцы выставляют исключительно фейковые товары. Китайские фабрики тоже могут выпускать не original, но качество там будет по определению лучше — все-таки фабричное. Производство отлажено, товар проверяют-перепроверяют… Фабрики не рекламируют себя в интернете, так как они не работают с розничными покупателями, поэтому такие закупки можно организовывать только на месте, в Китае. И если ты хочешь открыть нормальный интернет-магазин, то надо ехать прямо туда — и самим все смотреть, изучать, договариваться… Это бизнес, в который надо вкладываться — и мозгами, и деньгами. Поэтому для большинства интернет-продавцов проще на TaoBao все заказать. Из этого следует основное правило: если вы решили заказать что-то в социальной сети — обязательно смотрите фотоотчеты. Что за вещи приходят (и приходят ли), какого качества, совпадает ли их вид с первоначальной картинкой… Тогда становится понятно, с каким товаром и поставщиками работает тот или иной продавец.

Если вы все-таки решили рискнуть и заказать что-то с TaoBao, то выбирайте товар по адекватной цене — тогда, может, и придет что-то хорошее. Но если туфли стоят 300 рублей, то ничего нормального ждать не стоит — даже в Китае бесплатного сыра не бывает.

Если говорить не о китайских сайтах, то мне очень нравится американский сайт Victoria’s Secret — вещи там тоже шьются и в Китае, и в Пакистане, но качество отличное. Мой выбор у Victoria’s Secret — купальники и угги. Лично заказывала и носила. И еще там хорошо работает доставка — всего 5 дней.

Еще нравится Asos — с этим сайтом легко работать, есть доставка в Россию, но сколько придется ждать посылку — предсказать невозможно. Кто-то ждет месяц, кто-то три… Этот ресурс не предоставляет возможности отслеживать доставку — ты просто сидишь и ждешь, когда тебе придет извещение с почты.

Что касается доставки, то тут вообще очень много нюансов. Когда мы только начинали работать, мы совершенно ничего об этом не знали. Поэтому со своим первым многострадальным заказом попали в самое неблагоприятное время — перед Новым годом. В это время ты заказ можешь ждать бесконечно.

Бывают единичные случаи, когда почта просто не пропускает посылку — тогда она реально долго идет. Но у меня не было ни разу, чтобы посылка пропала. Чтобы подстраховаться, надо запомнить, что дольше всего вам придется ждать свой заказ в новогодний период (декабрь—январь) и в начале весны. В другое время задержек почти не происходит.

Не всегда дорогая экспресс-доставка является гарантом того, что ваша посылка придет быстрее. С мая этого года на «Почте России» со сменой руководства произошли позитивные изменения — это сказалось и на скорости доставки обычных посылок. А вот экспресс-почта, с которой мы постоянно раньше работали, напротив, стоит и совершенно не движется. Поэтому подумайте, стоит ли переплачивать за этот псевдоэкспресс?

А вот при пересылке по России имеет смысл раскошелиться на «первый класс» — он себя оправдывает. Такие отправления идут 7–14 дней, тогда как обычная посылка может идти почти месяц. А стоит «первый класс» не намного дороже. Есть только один нюанс: размер такой посылки не должен превышать стандартную обувную коробку.

Самая лучшая почта по моему опыту — американская служба DHL. Но она и самая дорогая. Мы как-то считали: у них 20 кг груза стоит 70.000 рублей. И еще не все и не всегда можно с нею отправить.

Когда вы заказываете что-то с сайтов типа Ebay, обязательно пользуйтесь системой PayPal при оплате своих заказов — она гарантирует возврат ваших денег, если заказ до вас так и не дошел. Хотя и с этой системой бывают накладки. Начнем с того, что PayPal снимает с вашей карты по доллару за каждую операцию, которую вы проводите. И хотя система обещает зачислить эти деньги обратно, но на практике возвращается только один доллар из трех. Будьте к этому готовы морально и немного материально:) И еще надо быть готовым к тому, что на ваше письмо не отвечают, что прошел месяц, а ваш заказ до сих пор не доставили, из службы поддержки PayPal вам ответят просто: «Ждите». Я вот тут недавно с Ebay первый раз в жизни заказала кофту. Вот сижу, жду. Уже 1,5 месяца…

Если честно, в интернете практически нет эффективных способов защиты от мошенничества. Я только на свою интуицию полагаюсь. В самом начале, когда я только начала работать с интернет-шопингом, я совершенно ничего не боялась и спокойно отправляла деньги и по России, и за границу. И никогда ничего плохого не происходило. Но сейчас мне все чаще пишут клиенты, которые боятся, например, внести предоплату, потому что их уже не раз где-то обманывали. С каждым годом интернет-мошенников становится все больше и больше: они специально создают группы в сетях, собирают деньги якобы на заказ, а затем просто пропадают. Обезопасить себя от таких случаев можно только покупая у проверенного продавца с хорошей репутацией. И есть еще несколько простых правил, которые помогут вам избежать встречи с интернет-мошенниками.

Прежде всего, на сайтах или в группах нужно всегда читать отзывы — у покупателя это порой единственный способ высказать свои претензии продавцу. Особенно это касается сайта типа Ebay. На таких ресурсах обычно предусмотрена система возврата товара, если он тебе не подошел, но при этом есть четко обозначенный для этого срок. Обычно он составляет около 21 дня со момента отправки. При наших расстояниях и скорости работы нашей почты нетрудно догадаться, что для России этот срок слишком мал — хорошо еще, если вещь за это время до тебя вообще дойдет. А уложиться в такой срок с возвратом почти нереально. Вы, конечно, можете отослать товар обратно, но обязательства с продавца на момент его доставки уже будут сняты, и деньги он вам может не возвращать. Просто останетесь и без денег, и без товара. Именно поэтому часто, особенно работая с Россией, продавцы не чувствует никакой ответственности и отправляют заведомо некачественный товар. Поэтому читайте отзывы покупателей, которые уже работали с этим (надежным или нет) продавцом.

Положительные оценки и «статусы», который имеет тот или иной продавец на сайте, это тоже определенный фейк Обычно покупателя просят «оценить» продавца в тот момент, когда он получает номер своей посылки — тебе все отправили, все хорошо, товар положили, как договаривались. А поменять свою оценку после того, как пришел твой заказ и ты недоволен, ты уже не можешь. Единственно, что ты можешь — это написать честный отзыв. Поэтому еще раз: читайте отзывы.

Для заказа любых товаров я всегда рекомендую пользоваться официальными сайтами, работающими на Россию. Если вы все-таки решили воспользоваться группой из социальной сети, то обязательно обращайте внимание на то, сколько в этой группе участников — большое число постоянных клиентов о чем-то да говорит.

Еще очень хорошо, когда у такого интернет-магазина или группы есть офис, куда можно прийти и задать все интересующие тебя вопросы. Вообще, то, что есть место, куда можно прийти со своей проблемой, придает уверенности покупателю в том, что его не обманут. Отсутствие офиса у интернет-магазина, кстати, чаще всего говорит о том, что продавец работает с дешевым товаром. 

Проверьте, чтобы у организатора группы, где вы хотите что-то заказать, были указаны его контактные данные: имя, фамилия, телефон, банковские реквизиты или какая-то другая информация — тогда вы тоже будете знать, к кому обращаться в экстренном случае.

Обязательно просите продавца выслать вам номера ваших посылок, чтобы вы сами могли контролировать процесс доставки своего товара.

У хороших продавцов есть еще одна услуга: в Китае товар перед отправкой проходит проверку на соответствие размера, цвета, качества, и покупатель может запросить фото вещи прямо перед ее упаковкой. То есть, вы точно будете знать, что получите по почте. Это очень удобно.

Сейчас самые популярные товары, которые покупают онлайн, помимо обуви и одежды, это аксессуары для телефонов. Что не стоит заказывать через интернет? Это техника. На нашей почте ее либо разобьют, либо своруют, либо просто зальют! Очень часто посылки приходят насквозь мокрые. Вообще, то, в каком виде люди получают свои посылки — это отдельная песня. Их как будто ногами пинали. Поэтому не стоит заказывать технику и вообще что-то хрупкое — например, духи или очки.

После того как я открыла магазин с реальными вещами, я поняла, что людям все-таки легче прийти, померить, потрогать и сразу купить. Мужчины вообще наотрез отказываются заказывать что-то в интернете. Если парни лет 17–18 еще как-то пользуются онлайн-магазинами, то мужчины от 25 лет и старше придут и, скорее всего, переплатят, но купят реальную вещь. Это проблема российского менталитета: интернет у нас еще не достаточно прижился. Но самое главное — людей пугает наша доставка.

Однако у интернет-шопинга есть и неоспоримое достоинство — ты можешь заранее подготовится к началу нового сезона. Очень часто как бывает — сезон наступил, а коллекции новые еще не привезли. Или привезли, но уже раскупили твой размер. Или просто не нравится ничего. А в интернете ты уже сейчас можешь заказать вещи из новых осенних коллекций, и к сентябрю они как раз дойдут. Да и заплатишь ты меньше, чем в обычных магазинах. Даже с доставкой. А китайцы еще и скидку на новый товар дадут:)

Фото предоставлены Яной Пилькис

Справка

Самое читаемое:

Источник: Новый Калининград.Ru