Лучшие друзья девушек, или Как сегодня выглядят ультрамодные украшения

Ювелирное искусство, как и любое другое искусство, ярко, точно и остроумно реагирует на окружающую действительность, исследует актуальные социальные феномены и говорит на вечные темы. Современные художники-ювелиры создают произведения, которые порой больше похожи на модную провокацию, нежели на носибельный аксессуар, и нужно обладать определённой смелостью и определенно оригинальным стилем, чтобы умело вписать такое украшение в свой комплект и грамотно выдержать образ. Однако если вы по природе не революционер от моды, то на современных ювелирных выставках сможете получить не практическую, а теоретическую пользу, предугадав зарождающие актуальные тренды, которые представит фэшн-индустрия в следующем сезоне, отполировав экстравагантные произведения искусства до глянцевого модного аксессуара.
«Наш специальный корреспондент» во Флоренции, дизайнер Юлия Абрамова побывала на ювелирной выставке Prezioza-2013, чтобы своими глазами увидеть, что можно сделать колье из сосисок, как превратить эротическую игрушку в актуальное украшение и бывают ли настоящие драгоценности из пластика.

Юлия Абрамова: Выставка современного ювелирного искусства Preziosa-2013 проходила во Флоренции в июне—июле в музее Марино Марини (Museo Marino Marini). Сам музей — очень интересное, необычное место, прежде всего потому, что это — собор эпохи Ренессанса, известный расположенной в нем гробницей папы Бенедикта, которую построил выдающийся архитектор эпохи Возрождения Альберти. Собор перестаивался в 70-е годы, но очень бережно, поэтому наследие маэстро практически полностью сохранилось.

В этом соборе часто организуются концерты, инсталляции, арт-проекты. Prezioza — крупная международная ювелирная выставка, которая проводится ежегодно с 2005 года и была инициирована Школой ювелирного искусства Италии (Lao — Le Arti Orafe Jewellery School). Каждый год выставка имеет определённую тему и делается под руководством приглашенного куратора. В этом году курировала проект Maria Cristina Bergesio, которая решила исследовать, что, по мнению художников-ювелиров, значат драгоценности в современном мире. Что вообще драгоценно сегодня — фамильные бриллианты или что-то другое?

Prezioza собирает ювелиров со всего мира. В этом году в основном проекте принимали участие 6 международных авторов — самые интересные и перспективные художники, работающие в настоящее время в ювелирном искусстве. Именно они с помощью своих ювелирных произведений провоцировали зрителей задуматься о том, что такое признание, отчуждение, удивление, отклонение и нарушение границ — основные концептуальные понятия выставки.

Швейцарский художник David Bielander представил свои ироничные работы, в которых он часто обращается к образам еды и животного мира. Посетителям проекта было предложено мысленно примерить на себя колье из сосисок, подвески в виде чеснока и початка кукурузы и змею, которую при желании можно обмотать вокруг себя, как пояс. Такая, я бы сказала. шикарная гадость:)

За фетишизм и агрессивность как отдельную тему в ювелирном искусстве отвечала Sophie Hanagarth — художница родом из Японии. Ее брутальные украшения, несомненно, вызывают ассоциации с садо-мазохистскими игрушками, а с другой стороны — представляют собой абсолютно простейшие формы, где-то даже напоминая червей. Тоже немножко «фу»:). При виде этих вещей мне пришло в голову, что европейцам, которые живут в красивых домах и гуляют по красивым улицам, скорей всего в определенный момент становится просто скучно, и наступает такой декаданс, упадок, когда тянет на что-то запретное и даже отталкивающее.

 

 

У художника из Норвегии Sigurd Bronger все вещицы были связаны с различными механизмами — у него так и проект назывался «Веселая механика». Автор видит красоту и гармонию в различных механизмах и создает похожую механизированную ювелирку. Например, гранаты-пульверизаторы для духов.

Традиционная историческая тема также нашла свое место на этой выставке, и эти произведения мне очень понравились. Совместный проект под названием «Быть или не быть» сделали немецкая художница Karin Seufert и голландский ювелир Philip Sajet. Художники использовали форму старинных украшений: например, серьги 16–17 века — и повторяли их в другом материале, например, пластике или матированном металле. Или представляли новый формат взаимоотношений камня и металла. Происходило такое постмодернистическое осмысление классической ювелирной формы. Эти вечерние наборы, мне кажется, ближе русскому духу и взгляду! Одна вещь этих авторов меня просто в себя влюбила!

  

   

Отдельным номером программы был проект молодых художников-ювелиров — они представляли свое искусство в отдельном зале. Здесь были и украшения из вяленой шерсти и тряпочек — такое «бедное искусство» на дорогой выставке, и ожерелья и броши из зерен, и колье в виде огромной несимметричной ветви, вырезанное из маленьких кусочков фольги, и настоящий современный китч. Было несколько работ, которые демонстрировали связь ювелирного искусства и фотографии — совсем как в одном из наших прошлых мастер-классов! Художники предлагали в прямом смысле слова носить на себе фотографии, сделав броши, сердцевиной которых стала слайдовая пленка.

Ответ на главный вопрос выставки: как использовать такие украшения в повседневной жизни — давала инсталляция художницы Eva Sauer. Это проект представлял собой некий симбиоз опять же фотографии и ювелирного искусства и рассказывал истории о том, как аксессуары взаимодействуют с городским пространством и людьми, которые их носят. Художница сделала 12 фотографий в разных уголках Флоренции, на которых модели демонстрируют 12 ювелирных украшений. Во время выставки эти снимки экспонировались в музее, и одновременно в тех же местах, где они были сделаны, и таким образом устанавливалась некая связь между выставочным пространством и городом. Мне безумно понравился этот проект, отчасти потому, что фотографии были стилизованы под современное европейское авторское кино, арт-хаус. В них часто красота украшений была вторичной по отношению к настроению самих фотографий.

Вообще, можно сказать, что все работы на выставке — это такое уже пост-ювелирное искусство, хотя грань между ювелиркой и современным искусством была очень тонко соблюдена. Однако посещать такие выставки и просто смотреть — неправильно, чувствуешь себя как на кулинарном фестивале, где ты ничего не поможешь попробовать. Такие артистические украшения нужно обязательно носить. Ну или хотя бы не бояться и примерять.

Фото — предоставлены Юлией Абрамовой, www.preziosa.org

Справка

Самое читаемое:

Источник: Новый Калининград.Ru