Vintage Voyage: в Музее янтаря открылась выставка «Путешествие бабушкиного ридикюля»

8 ноября в Музее Янтаря открылась выставка аксессуаров дамского и мужского костюмов конца XIX  начала XX века из коллекции Марины Седовой (Санкт-Петербург).

Питерский модельер по головным уборам, шляпный мастер и создатель единственного в России экспериментального шляпного салона Марина Седова собирала свою коллекцию около 30 лет. Ее главные герои — старинные головные уборы — сейчас составляют целый музей, и сначала украшали ее салон, а когда их количество перевалило за 1500, винтажные шляпки стали путешествующими экспонатами для выставок по всей стране. В калининградской экспозиции представлено всего несколько оригинальных головных уборов — в этот раз Марина Седова решила рассказать историю конца XIX — начала XX века через дамские сумочки и их содержимое.

Сумочки появились в коллекции модельера параллельно со шляпками благодаря «ее любопытству и невозможности пройти мимо красивых вещей», и, как и головные уборы, сначала стали украшением для ее салона, потом заполнили огромный хозяйский сундук, а теперь и этот сундук отправился в путешествие «Санкт-Петербург — Калининград».

Как изменились сумочки за 100 лет, какие аксессуары из повседневной жизни людей, живших на стыке веков, навсегда исчезли из ридикюлей или поменяли свое назначение, какие истории рассказывают эти предметы о нравах и духе того времени и какую ценность они представляют в современном мире, «New You» спросили у Марины Седовой.

Марина Седова: Скорость нашей жизни увеличилась, поэтому современные сумки значительно выросли в объемах. Мы уходим из дома утром и не знаем, где окажемся вечером, поэтому часто наша сумка вмещает целый гардероб, маленький завтрак, кроссовки для пробежки… Сегодня барышня вышла из квартиры — как выселилась.

А раньше сумочки были каждая — для определенного случая: пойти в магазин — одна, для танцев — совершенно другая… Вот, например, на выставке можно увидеть танцевальную сумочку в форме ананаса. Она на длинной ручке — ее вешали на запястье, и она не мешала даме положить руку на плечо партнеру. Кстати, ананас — любимая тема Жозефины Богарне, жены Наполеона Бонапарта. Для нее изготавливали сумочки такой формы из совершенно разных материалов: из кожи, из драгоценных нитей, вязаные… И за 250 лет эта тема совершенно не устарела — мастерицы до сих пор делают такие сумочки.

За более чем 200 лет не изменились и венские сумочки пти-пуа, рисунок на которых выполняется мелким крестом. Вы и сейчас можете зайти в ювелирную лавку в Вене — а именно там продаются эти сумочки из-за их необычной рамочки, которая является настоящей драгоценностью — и купить себе эту роскошь. Форма, расцветка и сами линии остались прежними и являются своеобразной визитной карточкой этих театральных сумочек.

И наоборот: сумка своей формой или декором может очень четко указать на определенный период времени, когда она была востребована. Например, именно в начале XX века были очень популярны так называемые сумочки-шутки, которые украшались самодельной куклой, наряженной так же, как ее хозяйка. И даже кукольные глазки были сделаны по моде того времени — с большими зрачками — ведь тогда дамы капали в глаза атропин, чтобы соответствовать романтичному идеалу начала века.

У классических сумок 50-х годов своя мелодия — их застежки сделаны таким образом, что они все захлопываются с удивительным мелодичным звуком. Я эти сумки миллион раз открывала-закрывала, только чтобы услышать этот звук.

Но не только сумка, но и ее содержимое, могут рассказать историю своего владельца и даже целой эпохи. В калининградской экспозиции вы увидите визитницы, которые в то время не предназначались для визиток, а были своеобразной сумочкой для записок. Эти крохотные записочки дама незаметно должна была раздавать во время танцев — именно этим объясняется и небольшой размер старинной визитницы: она гораздо меньше современной, хотя официальные визитки того времени были довольно большими.

Еще более интересные и говорящие мужские аксессуары того времени. Я привезла в Калининград мужской складной цилиндр. Оригинальный пружинный механизм, который теперь используется в складных зонтиках, был придуман в начале XIX века — тогда это была абсолютная необходимость! Представьте, на вечеринку пришли 30 мужчин, и каждый с цилиндром. По правилам этикета того времени, если мужчина садился, то цилиндр ставился справа у кресла. Но если все кресла уже заняты дамами, то цилиндр просто некуда было девать! Их складывали на подоконники, но и там место быстро заканчивалось… После изобретения складного цилиндра-шапокляка шляпы можно было носить подмышкой или просто сложить стопкой. Интересно, что со временем люди стали выше и шире, и оригинальные цилиндры начала века современным мужчинам уже надеть невозможно.

Еще одна необычная мужская вещь в экспозиции — мужской веер. Такие веера часто изготавливались из кожи, а в моей коллекции представлен аксессуар из сандалового дерева. Как правило, на них ничего не изображалось, кроме, пожалуй, фамильных гербов или полковых вензелей, так как были и офицерские веера. Вентиляция — это же изобретение XX века, а до этого времени, мужчины, как и дамы, потели, но хотели выглядеть авантажно. Поэтому использовали простые и лаконичные веера. Они, кстати, обычно носились в ручке трости, которая просто снималась. Туда же помешалась и маленькая — на одну стопочку — бутылочка коньячка.

Надо сказать, что шляпные коробки под мужские цилиндры тоже были со своеобразной причудой — они обязательно имели два отделения: одно — под перчатки и шарф, а второе — для фляжки под коньяк.

Что касается женских головных уборов, представленных на выставке, то, пожалуй, самая интересная история приобретения у розовой шляпки, которую в России называют «менингитка», но мне больше нравится название «арбузная долька» — так благозвучнее. Купила я ее в 1998 году в Петербурге в знаменитой лавке старьевщика на улице Марата. В тот год к нам в город приезжал известный кутюрье Джон Гальяно, и хозяин лавки — Аркадий — приготовил для него старинные вышивки, которыми дизайнер интересовался. Так совпало, что Гальяно пришел в тот самый момент, когда я покупала розовую шляпку, которую давно приглядела и отложила. И вот, входит Гальяно, видит мою шляпку и хватает ее. Я хватаю ее с другой стороны, и мы в четыре руки начинаем раздирать ее на две части. Окружение Гальяно просто цепенело — неслыханная дерзость! Но тут вмешался Аркадий: «Извините, месье, эта мадам была первой!». Я схватила свою покупку и вылетела из лавки. А в следующем году Гальяно сделал потрясающую коллекцию на сюжеты русских вышивок.

Сегодня винтажные вещи продолжают жить своей полноценной жизнью. В Санкт-Петербурге, например, ежегодно проходит винтажный велопробег, все участники которого должны прийти в одежде 40–60–х годов. Люди находят эти вещи, реставрируют или восстанавливают, подбирают сумочку и головные уборы и на старинных велосипедах с цветочными корзинами двигаются вдоль по Невскому проспекту. Зрелище просто бесподобное!

Иногда, когда мне хочется куража, на встречи с клиентами я прихожу с винтажным зонтиком-телескопом. Он представляет собой небольшую бамбуковую ручку, из которой вынимаются тросточка и сам зонтик. Трость привинчивается к бамбуковому основанию, и получается длинная-предлинная ручка с зонтиком диаметром всего 30 см.

Если вы заботитесь о своем стиле, то я вас уверяю, что даже для спортивного гардероба найдется несколько винтажных вещей, которые составят ему прекрасную пару. Например, сумка-чемодан или сумка-конверт. Или берет из 40-х. От вас будет не отвести глаз, но никто не поймет в чем магия! А магия в том, что вы просто продумали свой наряд.

Текст — Анастасия Гончарова, фото — Виталий Невар

Справка

Самое читаемое:

Источник: Новый Калининград.Ru