Прямые договоры, ответы на жалобы и войны управдомов: что изменилось в сфере ЖКХ

Все новости по теме: ЖКХ

С начала 2018 года в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России произошли существенные изменения, касающиеся как управляющих организаций, так и жильцов. На минувшей неделе министерство регионального контроля Калининградской области провело пресс-конференцию, в ходе которой чиновники рассказали, почему надо переименовывать УК, как будут заключаться прямые договоры с поставщиками ресурсов и как работают мошеннические схемы в управлении жильём. А также о наболевших вещах — счетах за отопление в мае и отключениях газа в домах. «Недвижимость Нового Калининграда» собрала все разъяснения в один материал.

Названия управляющих компаний

Ужесточаются лицензионные требования к управляющим компаниям. До 11 июля у калининградских УК со схожими названиями есть время переименоваться. «Главные нововведения: ужесточение лицензионного требования к управляющим компаниям об отсутствии схожести в наименовании. В течение 6 месяцев все управляющие компании, у которых есть схожесть в наименовании до степени смешения, должны внести изменения в учредительные документы, чтобы не путать граждан. Мы им направили письма, и если до 11 июля эти требования не будут выполнены, мы будем вынуждены дать предписания в рамках контрольно-надзорных функций», — рассказала замначальника департамента жилищного контроля и надзора министерства регионального контроля Юлия Иванова.

«Схожесть до степени смешения» будет определять минконтроля, в Жилищном кодексе конкретные критерии не прописаны. По словам главы министерства Елены Серой, речь идёт о названиях управляющих компаний, отличающихся на одну букву или цифру.

Это нововведение позволит исключить мошенническую схему, часто применяемую управдомами, когда регистрируется схожая компания, а первая банкротится, утверждает Серая. По словам министра, люди зачастую даже не замечают, что платят не тому ЖЭКу. «Да, сейчас будут определенные сложности по тому, что считать идентичным. Допустим, если там есть приставка „плюс“ — это идентичное и ли нет? На откуп нам уже отдали. Мы будем очень жестко к этому подходить, и думаю, что в июле победим эту ситуацию», — пояснила Серая.

Сейчас в регионе таких компаний 60, всем им разосланы письма с требованием сменить название. После внесения изменений в ЕГРЮЛ они должны обратиться в минконтроля для переоформления лицензии, а потом проинформировать об изменениях собственников. Из двух компаний со схожим названием сменить его придётся той, которая получила лицензию позже.

Срок лицензии и споры управдомов

С января 2018 года лицензии управляющим компаниям выдают на 5 лет (ранее они были бессрочными). Также если раньше Жилищный кодекс отсчитывал начало управления домом с даты заключения договора с собственником, то теперь отсчёт идёт с даты внесения изменений в реестр лицензий.

«Есть ряд многоквартирных домов, по которым существует спор двух управляющих компаний, и собственники зачастую даже не понимают, кто ими управляет, получают двойные платёжки. С 11 января мы четко понимаем, что управляет тот, кто включён в реестр лицензий. Именно эта управляющая компания, которая находится в реестре лицензий, вправе выставлять платежки. Всё остальное — это мошеннические действия. Это должно помочь разрешить ситуацию с проблемными домами — таких случаев порядка 5–6 по Калининградской области, когда жители оказались заложниками спора двух управляющих компаний», — рассказала Иванова.

Также теперь управляющие компании обязаны направлять в органы жилищного надзора подлинники решений общих собраний собственников, чтобы избежать подделки протоколов. Правда, проверять подлинность подписей всё равно могут только правоохранительные органы.

_NEV7860.jpg

ГИС ЖКХ и ответы на жалобы

С января установлена административная ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Касается это и органов местного самоуправления, и управляющих организаций, и ресурсоснабжающих организаций. Штраф за неразмещение небольшой, но органы жилищного надзора могут осуществлять систематическое наблюдение и каждый раз возбуждать дела об административных правонарушениях.

Ещё одно постановление, вносящее ряд изменений в работу управляющих организаций, вступило в силу в апреле. В том числе они касаются сроков ответов на жалобы и обращения, сроков работы диспетчерско-аварийных служб и качества работы этих служб.

«В частности внесены изменения и установлены сроки проведения осмотров общего имущества, регламентировано время дозвона в аварийную службу, внесено требование об оснащении телефонов аварийной службы функцией автоответчика, установлены сроки ответов УК на обращения граждан. Хочется поподробнее остановиться на сроках письменных ответов жителям. В министерство регионального надзора постоянно поступают обращения о неполучении этих ответов. Граждане обращаются, ответов нет, и мы меры реагирования в этой части принять не могли. Теперь непредоставление письменных ответов на запросы в установленный срок является нарушением лицензионных требований, и ответственность установлена кодексом об административных правонарушениях», — разъяснила глава департамента жилищного контроля и надзора министерства регионального контроля Маргарита Кузнецова.

Минимальный срок предоставления ответа — не более 3 рабочих дней, максимальный — не более 10. И 30 дней есть у управляющей организации, чтобы ответить на обращения граждан, не являющихся собственниками.

Также с апреля управляющая организация должна заранее извещать о проведении ремонтных работ (за 3 дня), повышении цен на услуги или изменении тарифов (за 30 дней).

«В офисах управляющих организаций на стендах должна быть размещена информация — органы жилищного надзора, памятка о правилах безопасного использования газа в быту, памятка о составе платы за ЖКУ и контактный телефон сотрудника, ответственного за начисление. Эти требования к раскрытию информации являются обязательными, исполнение будет проверяться министерством», — добавила Кузнецова.

Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями

В апреле в Жилищном кодексе появилась новая статья о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (то есть без УК в качестве посредника).

«Зачастую плата за электричество, за газ, за отопление сначала попадала в управляющую компанию, и не всегда управляющая компания напрямую сразу перечисляла эти деньги ресурсоснабжающей организации, искусственно доводя себя до процедуры банкротства. Дальше они банкротились, деньги оставались у них. Такая схема мошенническая, которая действовала в стране. Сейчас, слава Богу, внесли эти изменения, и сейчас будет не просто возможность, а необходимость заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. За потребленную услугу собственники жилья будут платить сразу тому, кто эту услугу оказывает, минуя посредника», — пояснила министр регионального контроля.

По словам замглавы департамента жилищного контроля и надзора Юлии Ивановой, заключение прямых договоров возможно в нескольких случаев. Первый — это принятие решения собственниками на общем собрании. Прямой договор в этом случае начинает действовать с даты, указанной в протоколе общего собрания, оригинал которого направляется в органы жилищного надзора.

Второй — это отказ ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке от договора с управляющей компанией. Происходит такое обычно, если есть задолженность управляющей компании перед поставщиком ресурсов. Договор расторгается, однако продолжает действовать в части предоставления коммунальных услуг в места общего пользования (потому что ОДН — это теперь жилищная, а не коммунальная услуга). Важно отметить, что о прекращении поставок коммунальных услуг жильцам речи не идёт, меняется только порядок расчётов, то есть платить собственники будут не УК, а непосредственно поставщику. В этом случае расторжение договора с управляющей компанией и заключение его с собственниками происходит в течение 30 дней с момента направления ресурсоснабжающей организацией уведомления управляющей организации.

Если УК после заключения прямого договора продолжит выставлять счета, ей грозит штраф. Как уточнили в министерстве, пока поступило только два уведомления о переходе на прямые договоры.

0NVV6706.jpg

Почему в домах отключают газ

Как разъяснила Кузнецова, в 2017 году вступилу в силу постановление Правительства РФ, ужесточающее требования к технической проверке газового оборудования. Если раньше проверка внутридомовых газовых сетей проводилась раз в три года, теперь она должна проводиться 1 раз в год. Заниматься этим в Калининграде могут три организации — ОАО «Калининградгазификация», ООО «Игида» и ООО «СУГ сервис».

Пока что в минконтроля поступали уведомления только от «Калининградгазификации». По ее информации, на сегодня в регионе всего отключено 153 квартиры в 18 домах. «В основном, это Калининград, и один дом в Янтарном. Больше всего отключений по аварийным выездам — это 99 квартир в 14 многоквартирных домах. Основные причины — утечка газа, отсутствие тяги вентканала, непредоставление доступа для проверочных мероприятий, отсутствие приточной вентиляции и самовольная замена газового оборудования. В рамках запланированных обследований отключено всего 54 квартиры в 4 домах. Основная причина — непредоставление доступа в квартиры», — сообщила Маргарита Кузнецова.

Приостановить подачу газа могут без уведомления и с предварительным уведомлением. Если поступает заявка о проблемах с газовым оборудованием или вентиляцией в доме, то «Калининградгазификация» сначала отключает газ, а потом уже начинает разбираться. Второй случай — это проведение плановых обследований совместно с управляющей организацией. Люди не знают о проверках или игнорируют объявления, не пускают газовщиков в квартиры, и организация отключает весь дом, потому что отключить отдельно квартиру не может.

«Почему нужно попасть в квартиры? Потому что граница ответственности общего имущества и квартирного имущества находится в квартире. Вентиль в квартире — это граница раздела. И это имущество нужно посмотреть, обслужить, проверить на герметичность и так далее. Зачастую потребитель, даже зная, что будут проводиться проверки, не допускает газовщиков по определенным причинам. А причина какая? Или переоборудование или несанкционированное подключение, Они не допускают, из-за этого страдают другие потребители. Газовое оборудование — это прежде всего безопасность, и оно должно проверяться», — подчеркнула Кузнецова.

Аргументы об отсутствии собственников в минконтроля серьёзными не считают. По словам чиновников, всегда найдётся тот, у кого есть ключи от квартиры. В единичных случаях возможно вскрытие квартиры с привлечением правоохранительных органов, но только по решению суда.

Апрельские счета за отопление

Жители домов, не оборудованных счётчиками на отопление, платят за тепло по нормативу. Поэтому в мае обычно возникает вполне обоснованное недовольство, когда приходится платить за полный апрель, хотя холодает в квартирах уже к середине месяца. «Мы боимся вала обращений граждан, когда они получат платежки за отопление за апрель», — сообщила Елена Серая.

Как разъяснили в минконтроля, основным показателем при начислении платы за отопление является норматив, при расчёте которого учитывается средняя продолжительность отопительного сезона в днях и среднесуточная температура наружного воздуха за 5 последних лет. В Калининградской области отопительный сезон длится 7 месяцев, и потребители оплачивают отопление равными долями в течение этих семи месяцев, то есть в мае собственник платит не за фактическое потребление, а 1/7 годового потребления. Всего в Калининграде 893 дома не оборудованы приборами учёта тепла.

Текст — Татьяна Зиберова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]