Из рогатки по шару: как планируют строить мост около СК «Юность»

Все новости по теме: Городской облик

На минувшей неделе в администрации Калининграда технический совет обсудил проект пешеходного моста между островом Канта и набережной у СК «Юность». Мост был обременением компании «Ластадие», занимавшейся строительством одноимённого комплекса на берегу реки. В итоге инвестор финансировал проектно-изыскательские работы, а вот само строительство, похоже, будет оплачиваться в складчину городом, областью и бизнесом. «Недвижимость Нового Калининграда» детально рассказывает, как должен выглядеть новый мост, как его планируют строить и за чьи деньги.

Что за мост?

Строительство пешеходного моста между набережной у СК «Юность» и островом Канта было обременением ещё для возведения отеля «Ибис» в конце нулевых. В 2014 году горвласти мост решили заменить на набережную с причалом (речной вокзал показался депутатам более актуальным приобретением к ЧМ-2018), а обременение распространилось на инвестора нового комплекса «Ластадие» по соседству с «Ибисом». Ещё в 2015 году глава горсовета Андрей Кропоткин был уверен, что к Чемпионату мира инвестор успеет достроить не только новую гостиницу, но и «речной вокзальчик», однако уже в мае 2016-го застройщик отказался от идеи причала в пользу пешеходного моста. Вскоре стало понятно, что к ЧМ его достроить не успеют. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что мост построят к 2020 году. Инвестиционный договор в итоге был заключён между муниципалитетом и компаниями «Ластадие» (застройщик «Ластадие») и «КалининградИнвест» (застройщик «Ибиса»).

Разработкой проекта занималось ООО «Строй Консалтинг». На техническом совете его представлял главный инженер Станислав Теравский. По его словам, основные проектные решения предполагают строительство однопролётного разводного моста однокрылой раскрывающейся системы. Конструкция моста позволяет пропускать маломерные суда в границах судоходного габарита 2,47×20 метров в сведённом состоянии и суда с высотой мачты или надстройки до 11 метров в разведенном состоянии. Длина моста составит почти 50 метров, ширина пешеходной части — 3 метра.

«Для уменьшения вылета консоли в разведенном состоянии применены вантовые подвески, которые одним концом поддерживают пролетное строение, что позволяет обеспечить его малую высоту, а другим анкеруются в пилоне, который жестко соединен с пролетным строением и составляет единую систему при разводке моста. Противовес разводного пролета расположен на пилоне. Для визуального облегчения конструкции противовес выполнен не в виде сплошного блока, а в виде фермы», — пояснил Теравский. Механизм разводки планируется установить в опору со стороны острова Канта, с этой же стороны установлен пилон, который будет опускаться при разведении моста.


Мост в разведённом состоянии

Почему именно такой вариант?

Как позже рассказал инженер журналистам, было проработано порядка 20 вариантов конструкции моста. Рассматривали и двукрылую систему разводки как наиболее логичную, но от нее пришлось отказаться из-за стеснённых условий. Обычный балочный мост оказался неприемлемым вариантом из-за судоходства — его пришлось бы делать слишком высоким, возникли бы сложности с подходами, лестницами и громоздкими пандусами.

«Пришли к облегченной схеме с фермами. Были варианты и вертикально-подъемной системы, что влечет за собой устройство двух башен, одна башня — прямо рядом с гостиницей, вторая — на острове, что опять же невозможно. Поворотные системы отметаются, потому что дороговизна, сложность устройства, массивный элемент поворота. Путем последовательных итераций пришли к варианту с одним пилоном», — добавил Теравский.

Как мост планируют строить?

Самая большая проблема — это обустроить строительные площадки и обеспечить подвоз материалов. Проектировщик предусмотрел устройство основной площадки на острове Канта и дополнительной — на набережной у «Ластадие».

«Будем доставлять на стройплощадку блоки в максимальной степени готовности. В этом месте будет стадия укрупнительной сборки, пролетное строение собирается целиком и путем поворота на специальных устройствах приводится в проектное положение», — разъяснил Теравский.

Доставлять материалы на основную стройплощадку придётся через Медовый мост и далее по временной дороге, так как на острове нет автомобильных проездов. Из-за небольшой грузоподъёмности моста планируется использовать нетяжёлую технику и сваи небольшого диаметра.

Участников техсовета заинтересовало, возможны ли другие варианты подвоза материалов — по Преголе или через эстакадный мост. Как объяснил инженер, для спуска материалов с эстакады придётся перекрывать движение и устанавливать кран, веса которого эстакадный мост может не выдержать. Подвозить же материалы по реке, как и устанавливать понтонный мост, запрещает администрация «Волго-Балт», отвечающая за водные пути (в этом месте проходит международный водный путь Е-70). Поэтому единственным рабочим вариантом остался Медовый мост и пешеходные дорожки парка на острове.

«Были случаи, когда технику по Медовому мосту провозили, в разобранном состоянии она способна пройти по мосту. Дальше автомобильной дороги нет. Чтобы проехать до места строительства, надо организовать дорогу, которая не нарушит благоустройство территории. Это будут плиты железобетонные на посыпке щебеночной. Будут приняты все меры, чтобы не нарушить состояние острова, которое есть сейчас», — сообщил Станислав Теравский.

Проблема заключается ещё и в том, что на острове Канта запланировано масштабное благоустройство, от которого может ничего не остаться после строительства моста. Техника также может разбить и недавно отремонтированный Медовый мост. Глава комитета территориального развития и строительства Артур Крупин заверил, что устранять последствия, если что, предстоит подрядчику. «Здесь все будет зависеть от ювелирной работы подрядчика. Если будет нанесен ущерб ранее выполненным работам, то обязанность подрядчика — все восстановить в первозданном виде», — пояснил он.


Это окончательный вариант?

По большей части проект уже одобрен, не считая доработки в рабочем порядке. По словам главного архитектора региона Евгения Костромина, требуется доработать дизайн входных групп, пандусов и поручней. «Потом понадобятся какие-то мероприятия, которые будут на время разводки моста ограждать доступ на него. Какие-то будут средства автоматизированные, скорее всего. И рассмотреть варианты подсветки, может, какое-то условное шоу получится в городе — раз в неделю его разводить показательно, такой элемент дизайна», — добавил он.

Архитектор Виктор Пустовгаров предложил сделать пилон А-образным, чтобы он больше соответствовал окружающей архитектуре, а также в целом попытаться визуально облегчить конструкцию. О визуальном облегчении моста и его ограждений говорила и архитектор Ольга Мезей. Теравский заверил, что это есть в планах по доработке проекта. «Он доработается, внешне будет более изящный, симпатичный, сама ферма тоже будет более изящная, воздушная, весь мост будет более лёгким внешне», — сказал он журналистам.

Категорически не понравился проект преподавателю КГТУ, доценту Василию Ковальчуку. «Это обязательное требование, чтобы рогатка стояла в центре города? С одной стороны у нас шар будет стеклянный, потом из рогатки будем пулять в этот шар», — заявил он, имея в виду строящийся корпус Музея Мирового океана. И предложил сделать лёгкий пешеходный мостик, закрыв это русло для судоходства вовсе. Ему в ответ напомнили, что это невозможно.

Сколько будет стоить мост, и кто за него заплатит?

Проектировщики оценили строительство моста примерно в 95 млн рублей. Расчёт проводился по объектам-аналогам и укрупненным расценкам. Артур Крупин ответить на вопрос об источниках финансирования не смог. Ранее глава горсовета Андрей Кропоткин заявлял, что инвестиционный проект подразумевает, что доля вложений в строительство моста из бюджета Калининградской области составит примерно треть, столько же должны добавить город и инвестор. В адресной инвестиционной программе Калининграда на 2019 год, опубликованной на сайте администрации в декабре, на строительство моста было заложено 20 млн рублей в городском бюджете и столько же — в областном.



Когда начнётся строительство?

Похоже, не в этом году, несмотря на обещания губернатора. «У нас задача до конца 2019 года разработать проектную рабочую документацию и получить положительное заключение государственной экспертизы. После этого документы будут представлены в правительство Калининградской области для принятия решения о финансировании и сроках реализации. Изначально рассматривался вопрос, что он будет построен раньше, но в связи с необходимостью дополнительного согласования, в том числе по вопросам, связанным с судоходными габаритами, с различными изысканиями, геологическими вопросами, немного процессы проектирования сдвинулись. Параллельно решались юридические вопросы с инвесторами», — сообщил «Новому Калининграду» Артур Крупин.

Текст — Татьяна Зиберова, проект предоставлен пресс-службой администрации Калининграда

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]