30 мест и 70 в уме: депутатские слушания упёрлись в нормативы по парковкам

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Разработчик местных нормативов градостроительного проектирования ООО «Никор-Проект» предлагает сделать шаг в сторону решения наболевшей проблемы с парковочными местами в Калининграде. Правда, по мнению властей и специалистов, такой шаг может ничего не изменить в ситуации, а может и здорово навредить. В среду в горсовете прошли депутатские слушания по вопросу нормативов в качестве основы для разработки будущего Генплана. Камнем преткновения в очередной раз стал вопрос парковочных мест. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» наблюдала за бурной дискуссией депутатов, архитекторов и представителей властей.


Проект «Местных нормативов градостроительного проектирования» был опубликован в конце августа для общественного обсуждения и корректировки. Два месяца горвласти дали калининградцам, чтобы внести свои предложения в проект, который затем планируется использовать в качестве основы для разработки нового Генплана. Нормативы регулируют, к примеру, количество детских садов, зелёных зон, спортивных или туристических объектов на сотню (или тысячу) жителей. Эти данные должны использоваться в будущем не только в работе над Генпланом, но и в разработке проектов планировки конкретных микрорайонов, например.

В число нормативов вошли и расчёты по парковкам. И именно в эти расчёты вполне ожидаемо упёрлись слушания, до этого шедшие настолько бодро, что слушатели явно уже начали радоваться возможности освободиться на пару часов раньше, чем было запланировано.

В основном парковка в центре Калининграда стоит 50 рублей за час. Но есть места и дешевле, а при должном везении можно припарковаться и бесплатно.

Рассказав о повышении нормативов по детским садам, о выделении зон особого нормирования, о туристических и спортивных объектах, руководитель проектов «Никор-Проект» Ольга Мезей упомянула и разделение парковок на два вида — постоянного и временного хранения. Парковки постоянного хранения строятся в пределах земельного участка многоквартирного дома, стоянки временного хранения (гостевые парковки) возводятся за пределами участка. Начав обсуждение этой темы с уточняющих вопросов, участники слушаний довольно скоро перешли к громким спорам.

Нормативы предполагают увеличение количества парковочных мест на квартиру, но при этом в границах придомовой территории сохраняют действующий коэффициент 0,3. То есть 30 машиномест на 100 квартир. Ещё 40 мест необходимо разместить где-то неподалёку — это могут быть отдельные парковочные места в границах красных линий, гостевые парковки или многоуровневые паркинги. Но главное, что решать этот вопрос разработчики нормативов предлагают городским властям совместно с застройщиками:

«И там, где есть возможность воспользоваться существующими большими паркингами и парковками, нужно обосновать, на сколько машиномест можно там рассчитывать. Или, если этого нет, должен быть отдельный участок, на котором можно оборудовать парковку или паркинг для этого дома. Это задача не только для застройщика, это задача и для города Калининграда. Он должен вместе с застройщиком найти дополнительный участок, на котором не для каждого дома будут строиться паркинги, а где-то около домов, особенно в центральной части, должны быть отдельные паркинги, на которые пойдет это расчетное количество недостающих машиномест», — пояснила Мезей. При этом, по расчётам авторов документа, соотношение машин к квартирам в Калининграде составляет примерно один к одному, кое-где даже 1,2 к одному. Но минимальная норма всё-таки была выбрана 70% — для многоэтажных домов. Для малоэтажной застройки минимальный норматив парковочных мест составил и вовсе 50%: 15% на территории дома и 35% на гостевых стоянках. По словам Мезей, такое решение было продиктовано большой площадью застройки участка при малоэтажном строительстве.

Любопытно, что нововведение вызвало множество вопросов совершенно разного характера. У главы комитета городского хозяйства Сергея Мельникова прежде всего вызвало недоумения само деление парковок на постоянные и временные, а также градация по этажности домов: «Мне кажется, надо брать просто общее количество парковочных мест, что там делить — временное или постоянное», — высказался чиновник.

И там, где есть возможность воспользоваться существующими большими паркингами и парковками, нужно обосновать, на сколько машиномест можно там рассчитывать. Или если этого нет, должен быть отдельный участок, на котором можно оборудовать парковку или паркинг для этого дома. Это задача не только для застройщика, это задача и для города Калининграда.

Ольга Мезей,  руководитель проектов ООО «Никор-Проект»

_NVV0713.jpg
Глава областного агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Александр Башин поинтересовался, анализировались ли при разработке нормативы Вильнюса, Гданьска, Риги и других европейских городов.

«Мы анализировали такой очень развитый город, как Нижний Новгород», — ответила Мезей.

«А в Вильнюсе норматив на парковки в строящихся новых жилых домах — на 100 квартир 120 автомобильных мест. И эта норма у них действует уже больше 5 лет», — прокомментировал Башин и добавил, что 30 мест в предложенном случае всё равно не будет хватать. Далее выяснилось, что часть участников, в том числе и разработчик проекта, считают, что застройщик, если хочет повысить продажи, будет строить больше парковок, чем указано в минимальном нормативе. Главный архитектор области к такому предположению отнёсся скептически, высказав мнение, что застройщик всегда будет придерживаться минимальной нормы, где бы она ни была прописана. А вот архитектор Сергей Гулевский выявил прямую зависимость между количеством парковочных мест и ценами на недвижимость. По его мнению, существует линейная зависимость между нормативами, ценой жилья и интенсивностью использования городского земельного ресурса. И повышение норматива приведёт в итоге к повышению стоимости жилья на 20%. «Дело в том, что ни один застройщик сам стопроцентную обеспеченность машиноместами в рамках земельного участка сделать не в состоянии. Во всех городах эти проблемы регулирует городская власть посредством строительства крупных многоярусных паркингов на неудобьях, на неликвидных территориях. Вы готовы сообщить горожанам, что с завтрашнего дня стоимость квартир будет не 45–50, а 70–80? Не готовы. Тема очень сложная, и последствия далеко идущие», — отметил архитектор.

Участники слушаний мрачно задумались о последствиях и осторожно согласились, что да, неплохо бы просчитать их. Сергей Мельников заметил, что сколько бы платных паркингов город ни строил, а «человек будет стоять на газоне, потому что он бесплатный». Поддержал чиновника и депутат Евгений Верхолаз, высказавший сомнение в возможности найти сегодня инвесторов на строительство паркингов: «Мы тут сделали платную парковку возле мэрии. Раньше было не заехать, а как сделали платную — она полупустая стоит».

На предложение Гулевского создать специальный отдел, который будет следить за реализацией Генплана и регулировать подобные вещи, Мельников с горечью заметил, что денег у города нет на создание новых отделов, хотя, конечно, архитектор всё правильно говорит — вопрос требует изучения.

Дело в том, что ни один застройщик сам стопроцентную обеспеченность машиноместами в рамках земельного участка сделать не в состоянии. Во всех городах эти проблемы регулирует городская власть посредством строительства крупных многоярусных паркингов на неудобьях, на неликвидных территориях. Вы готовы сообщить горожанам, что с завтрашнего дня стоимость квартир будет не 45–50, а 70–80? Не готовы. Тема очень сложная и последствия далеко идущие.

Сергей Гулевский, архитектор

Башин снова напомнил о европейских нормах. Мезей сообщила, что, к сожалению, в России они неприменимы по ряду причин юридического характера. Участники слушаний ещё раз задумались о возможных последствиях увеличения нормативов, прощании с программой «Доступное и комфортное жильё», загрустили и осторожно предложили ничего не трогать, оставив всё как есть. Александр Башин сообщил, что если рассмотреть, например, судьбу микрорайона «Сельма» с точки зрения парковочных мест, то для него ничего с введением новых нормативов не меняется, потому что авторы нормативов отдают регулирование нормы проектировщикам и застройщикам. «В Вильнюсе норма — 100 плюс 20, а вы закладываете 30 и 70 в уме», — добавил чиновник. Мезей напомнила, что норматив даёт усреднённые данные по городу, а не регулирует нормы по каждому конкретному участку.

Бывший главный архитектор Калининграда Олег Купердяев заявил, что вообще здесь обсуждать надо не конкретный норматив, а то, готов ли город совместно с бизнесом регулировать сложившуюся ситуацию. «Давайте всё-таки соберём рабочую группу по этому вопросу», — тут же предложил Кропоткин. После слушаний председатель горсовета рассказал журналистам, что идею разработчика нормативов он считает здравой, но строить гостевые парковки всё-таки нужно обязать застройщика, потому что у города денег нет.


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]