Фатально близок момент сдачи светлогорской «стройки века» — до первого мероприятия в новоиспечённом
«Был очень короткий срок дан на разработку рабочей документации»
— Виталий, вы с самого начала вели этот проект?
— Там ситуация такая получилась, что нам досталось здание уже частично построенное. Стройку начинала компания «Мурадин», и, грубо говоря, был каркас возведён, а потом строительство остановили. И архитекторы на протяжении, наверное, нескольких лет, разрабатывали предложения по реконструкции этого объекта.
— Это с 2011 года
— Вообще рисовать разные варианты того, как это может быть, мы начали года с 2008-го.
— Стройка тогда ещё не остановилась?
— Нет, стройка уже стояла. Она была заморожена по причине того, что губернатору Георгию Валентиновичу (Боосу — прим. «Нового Калининграда.Ru») тогда не очень понравилось то, что строили, я так понимаю. И он попросил пересмотреть проект. В результате и мы, и не только мы — разные архитекторы рисовали всевозможные предложения на эту тему. Там была и летняя эстрада, и всякие вариации на тему, каким зал может быть. Ну, грубо говоря, там очень много работы было проведено, её ещё курировал тогда замглавы Башин (Александр Башин в 2009–2010 годах занимал пост заместителя главы администрации Светлогорска — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Мы эти варианты отдавали на рассмотрение. История долго тянулась, потом в очередной раз было объявлено, что нужна некая концепция,
— Ну там конкурс
— Да, конечно, был конкурс проведён. На условиях конкурса концепцию мы как раз рисовали, делали презентацию Николаю Николаевичу (Цуканову — прим. «Нового Калининграда.Ru») в Светлогорске и… не помню, было несколько представителей из правительства, режиссёры театральные, то есть такая комиссия была, которой мы презентовали проект — рассказывали, показывали, где, чего, как. По ряду замечаний были корректировки впоследствии, но эту концепцию вроде как утвердили.
— Это уже 2010–2011 год?
— Да, потому что после этого был очень короткий срок дан на разработку рабочей документации. Прям очень короткий. В очень сжатые сроки нужно было разработать достаточно сложный проект. Я как сейчас помню, что очень трудно было собрать команду. Получилось, что в Калининграде в принципе не было достаточного количества специалистов, чтоб такое здание проектировать, и
— Сама концепция принадлежит вашей компании?
— Концепция — да, но даже от нашей компании несколько архитекторов варианты рисовали. А в основу легла как раз моя концепция. Суть была в том, чтобы сделать не столько здание театра, хотя это, конечно, в первую очередь театр, сколько такое многофункциональное здание для людей. С одной стороны — это очень серьёзная задача, а с другой — это уникальный шанс был сделать
— Проект «Мурадина» полностью пришлось переделывать?
— Да, от него практически ничего, кроме каркаса, не осталось. В
«Останется у нас наскоро слепленное не то, что хотелось бы»
— Вы с возобновления работ ведёте авторский надзор на стройке. За это время менялся проект?
— Он менялся постоянно, даже в процессе стройки. Постоянно
— Я так понимаю, если бы не приходилось постоянно менять проект
— И если бы не поджимали сроки. Это же объект строится для людей — для нас, для вас, для всех, кто к нам приедет. Конечно, хотелось бы, чтобы он был реализован максимально хорошо, а не максимально быстро. Но понятно, что у всего есть причины. И есть причины у того, что губернатор требует уложиться именно в эти сроки.
— Ну, ему захотелось фестиваль в этом году провести.
— Может быть, так, может быть, иначе. Мы же не знаем всех причин, почему. Может быть, действительно закрепиться
— А вы никак не можете уже повлиять на ситуацию? Вас просто не спрашивают?
— Ну, в частности, в такой спешке я являюсь скорее тем звеном, которое мешает больше, чем помогает, потому что, если придерживаться проекта и выдерживать всё то, что мне хотелось бы видеть, придётся
— Не очень качественно?
— Ну, в силу того, что быстро, — естественно.
— Приходится ругаться или стиснуть зубы и терпеть?
— Да как ругаться… я не знаю, есть ли польза от ругани.
— А как так получается? Подрядчик говорит, мол, мы не успеваем, давайте
— В частности. Просто у нас есть срок, к которому надо успеть. Были, например, определённые материалы заложены в благоустройство. Но в силу того, что нет времени ждать, пока приедет гранит, всё это заменено на клинкерную плитку. Я не говорю, что это плохо или хорошо, это просто не так, как хотелось бы. И это многого касается — изначально всё это
— Решение по смене материалов принимает заказчик?
— Да.
— От правительства постоянно
— Конечно, там целый отдел у них сидит.
«Мы зажали себя в рамки»
— Сейчас вообще в какой стадии строительство? 13 июня планируется же проводить мероприятие, пара дней осталась.
— Сейчас устанавливаются кресла в зале. Стелют ковролин. Не знаю, насколько это правильно или нет, это уже не мне судить, но боюсь, как бы мы в этой спешке просто не навредили.
— Пока ничего не отменяли, есть шанс ещё в эти выходные провести фестиваль? Просто как, если у вас там стройка? Каски выдавать?
— Ну пока не знаю, все работают на то, чтобы это прошло. Мне просто как архитектору обидно, как сказываются на результате эти работы с выкрученными руками. Мы зажали себя в рамки.
— Потом уже не будет шансов ничего поменять?
— Говорят, что это временные решения, а как это дальше будет… конечно, хотелось бы, чтобы всё это было
— Кроме материалов, от
— Тут, наверное, не только спешка, но и вопрос денег.
— А окно в зале не пострадало?
— Окно осталось. Если раньше все 5 створок открывались, то сейчас сократили до 3, просто поджали объём, а сама фишка, которую закладывали, она осталась. Это было требование ещё, наверное, Георгия Валентиновича, чтобы зал имел свою фишку, в том числе, вид на закат. С точки зрения практичности, наверное, в этом нет никакого смысла, но с точки зрения зрелищности, получения такого «вау»-эффекта — это, наверное, здорово, когда есть возможность открыть эти створки, пустить свежий воздух в зал. Хотя конечно, понятное дело, во время представления это всё должно быть закрыто, там должен быть микроклимат в зале.
— А какова судьба бювета с минералкой, к которому забыли скважину пробурить?
— Да, не заложили трубу, а в проекте вообще бытовой минерализатор был
— А Музей Мирового океана сам ведёт свою часть, или вы тоже занимаетесь?
— Не совсем. Есть общестроительный этап — вот мы сейчас строим и должны отдать помещения музею в некоем виде. Когда они их заберут себе, они и приведут их к своему видению. У них есть свои планы по формированию внутренних экспозиционных пространств.
— Получается, что к выходным будет готов зал, а всё остальное останется стройплощадкой?
— Да, я так понимаю, сейчас взяты основные ориентиры на то, чтобы реализовать в первую очередь зал и фойе, а также помещения для артистов. А уже дальше в процессе поэтапно запустить всё остальное.
«Это всего лишь имитация»
— Вы говорили, что начали вносить изменения в проект ради «Новой волны». Их потом не отменили, когда выяснилось, что «Новой волны» здесь не будет?
— Нет. Мы добавили в зал ещё один дополнительный балкон,
— Сколько сейчас мест в зале?
— Вообще зал должен был быть на 2000 мест. У нас фактически так и вышло, получилось разместить это количество. Потом, после пожарных перерасчётов стало понятно, что имеющихся путей эвакуации уже не хватает, и пришлось сократить количество мест до 1910. И сейчас, уже впоследствии, когда выбран подрядчик на кресла и выбрана конструкция кресел, снова сокращается количество мест. Если бы вёлся отдельно монтаж каждого кресла, как это по идее должно быть, то эти кресла пришлось бы несколько месяцев монтировать, но это бы позволило их все вместить. А
— Сейчас уже билеты вовсю продают, не получится так, что человек купил билет, приходит, а места нет?
— Надеюсь, нет.
— А
— Акустику сначала проверяли эксперты из
— А что с акустикой в итоге?
— Ну, дополнительно была привлечена организация, которая делала перерасчёт акустики — Лаборатория архитектурной акустики под руководством известного в России и не только Ланэ Михаила Юрьевича. Они посмотрели и сказали, что, в принципе, если там одно на другое поменять, не особо сильно мы потеряем
— А оперу можно будет петь?
— И оперу можно будет петь, правда, на подзвучке. Универсальный зал — это очень технически сложное мероприятие. Поэтому если говорить о живой акустике, то тут на каждую функцию, на каждое звучание, зал должен перенастраиваться. Когда это оркестр — это одно положение, когда спектакль — другое, когда концерт — третье. Есть залы, где двигаются стеновые панели, то есть, меняется геометрия зала именно под естественную акустику, под живую. Таких залов очень мало. В основном распространена перестройка за счёт настройки параметров электроакустики, колонок, размещения звуковых ловушек, вот это вот всё.
«Это будет просто парковочный коллапс»
— Было много споров по поводу парковок, что их не хватает, что надо многоуровневые строить, решили этот вопрос?
— Да, сейчас мы переделываем территорию театра — увеличиваем парковку, плюс в парке город сейчас делает благоустройство с увеличением парковочных мест, плюс на месте кортов будет парковка. То есть парковок будет достаточно, но тут важен другой вопрос. Всё равно все фестивали проводятся, в основном, летом, как это в той же Паланге происходит. Там никто не паркуется прямо на месте мероприятия, на улицах стоят полицейские, которые ограничивают доступ. Все паркуются
— Изначально благоустройство так и рассчитывалось?
— Ну конечно. Только представьте: полторы тысячи человек, тысяча парковочных мест — машины будут три часа заезжать на эту парковку и три часа выезжать. Это будет просто парковочный коллапс, будет большая пробка перед представлением и после. Естественно, надо обеспечить возможность человеку подъехать на машине, что и было сделано — перехватывающая парковка, развороты для таксистов. Согласен, может, в наших реалиях мы все хотим подъехать, поставить машину ближе ко входу. Да, это хорошо, никто не спорит. Просто, если мы сейчас говорим о двух тысячах зрителей, сколько это машин? Во что мы превратим тогда это место? Будет такой театр среди парковки. Насчёт многоуровневой парковки — может быть. Но это и сроки, и деньги, и
— Кроме гранита в благоустройстве, чем ещё пришлось пожертвовать?
— В плане зелёных насаждений немного изменили проект. Да и в целом сильно упростили благоустройство. Не всё, что проще, плохо, скажем так. Сделали попроще и подешевле, чтобы реализовать было легко и просто. Сократили часть площадок, у нас были там архитектурные формы, скамейки фигурные, ещё
«Совсем похоже на
— Когда вы изначально занимались концепцией, у вас уже
— Ой, касаемо названия, это вообще отдельная история. Мне не очень нравится то, что выбрано. Да, у нас были изначально «Опера ветра» или «Симфония ветра».
— Это изначально и закладывалось в архитектуру?
— Это закладывалось природой и местоположением. Потому что там постоянно ветер с моря дует. А у нас ещё «корона» предполагалась, ожидали, что она даже будет иметь
— Ну теперь это
— Это то, что меня очень сильно раздражает. Когда мне показали вывеску, я был против. Это выглядит
— Вас не спрашивали? Просто повесили буквы?
— Мне принесли, показали, я был возмущён, конечно. Но сказали, что согласовано всё. У нас многие вещи в итоге доводятся не до того результата, до которого хотелось бы.
У нас отдельная организация
— Александр Башин вёл этот проект фактически с самого начала. Сейчас он ушёл из правительства. Он сейчас интересуется стройкой или махнул рукой?
— Он переживает за проект, мы с ним периодически видимся, общаемся. Конечно, ему хочется, чтобы это всё было реализовано, он же тоже очень много вложил сил. По большому счёту, тут заслуга не только архитекторов, тут очень многие люди вкладывались в этот проект. Александр Владимирович тоже как архитектор это видел, не без его участия это всё организовывалось. Мы многие вещи делали просто так, разрабатывали, показывали, чтоб дать ход проекту. Губернатор тоже много сделал для реализации проекта. Многие люди хотели, чтобы театр был достроен.
— А как так получилось, что разработкой проекта занималась компания, у истоков которой стоял Александр Башин?
—
— Но сейчас, когда он ушёл из политики, из агентства, он вернулся к архитектуре?
— Надеюсь, что вернётся.
«Хотелось бы, конечно, чтобы это всё КВНом не закончилось»
— Возвращаясь к проекту, в целом, от начала и до конца — как сильно отличается первоначальная концепция от того, что вышло в итоге?
— Тут сложно сказать, ведь проект не завершён. Я не думаю, что то, что мы получим сейчас, будет конечным вариантом. Я боюсь только за одно — чтобы не оказалось, как в старой поговорке про «нет ничего более постоянного, чем временное». То есть, принят ряд временных решений, пока всё так — будут деньги, доделаем потом. Я думаю, мы будем строить, пока не построим. Даже КВН не должен быть точкой, там у нас ещё масса работы. Здание функционально сложное, для его работы нужен правильный администратор, который бы наладил работу по всему объекту, организовывал фестивали, концерты. Там есть крытый двор, где можно проводить
— Но пока неизвестно, кто будет управлять театром?
— Я пока не знаю, я не видел работы
Фото — Денис ТУГОЛУКОВ, Алексей МИЛОВАНОВ