Сергей Градировский, руководитель проектных работ образовательных программ Московской школы управления СКОЛКОВО, член Экспертного совета при Правительстве России
И я скажу, что и наши большевики — они же тоже «вышли» из определенных диспутов и определенной философии. Они действительно читали Маркса, некоторые читали Гегеля. До Канта, я думаю, мало кто добрался. И на основании этого строили социальный эксперимент, в котором мы жили 70 лет. Так что я бы не относился к философам так, будто это такие чудаки в дешевых пиджаках, которые о чем-то отвлеченном рассуждают. Да, есть и такие, но есть те, кто предопределяет будущее. Революция 1967 года, которая по Европе прокатилась — даже больше, она и Америку затронула, Китай, культурная революция, как ее часто называют, — она же тоже была связана с определенными мыслителями, которые стояли в центре этой революции, за которыми пошла молодежь, парижские студенты. Поэтому я бы так сказал: мы имеем примеры, когда философия — это абсолютно отвлеченное дело, и мы имеем примеры, когда философия лежит в центре будущих исторических событий.
Это первое, что, как мне кажется, должен понимать читатель. А дальше — следующий шаг, он простой: можем ли мы сегодня мыслить таким образом, чтобы влиять на будущее? Что это значит? Одна из гипотез состоит в том, что в основании будущего нашей цивилизации лежит критическое мышление. Поэтому мы и им занялись. А Кант — тот, кто критическое мышление продемонстрировал. Он «разобрал» мышление и предопределил очень многое.
Хотя обычный человек, конечно, этого не улавливает. Но что делать? Я тоже не улавливаю, как из современных химических исследований завтра может получиться совершенно новая отрасль, основанная на этом знании. Или вот: странные люди исследовали какие-то фотоны, а сейчас после электроники разворачивается новая отрасль — фотоника. Мы часто не «ловим» такие связи. Нам кажется, что и мыслители чем-то отвлеченным занимаются. Но некоторые «бьют» прямо в центр, они бьют настолько точно, что потом мы в этом живем. Вот о чем наш семинар.