специальный проект
Какие мы, куда мы идем
В БФУ им. Канта запустили серию семинаров к 300-летию философа
Через три года весь мир и Калининградская область в частности будут отмечать большую дату — 300-летие со дня рождения Иммануила Канта. Центром событий станет Балтийский федеральный университет, который носит имя знаменитого философа. Готовясь к юбилею, главный вуз региона решил не ограничиваться перерезанием красных ленточек. Совершенно по-кантовски здесь ставят важные вопросы, которые помогают переосмыслить настоящее и понять, куда мы пойдем в будущем. Все это происходит на научных семинарах-дискуссиях под единым названием «Критическое мышление как предмет критики в истории русской и европейской мысли». В конце октября прошла вторая такая встреча. О том, насколько они нужны, такое ли это отвлеченное понятие — философия, и какую для нас роль играет Кант, мы поговорили с Сергеем Градировским — руководителем проектных работ образовательных программ Московской школы управления СКОЛКОВО, членом Экспертного совета при Правительстве России.
Праздник под знаком критичного мышления
— Сергей Николаевич, скоро мы будем отмечать юбилей, связанный с именем Иммануила Канта. Простой вопрос: зачем нам это нужно, помимо того, что мы стараемся подчеркнуть свою связь с философом?
— Я как раз исхожу из позиции, что чтить кого-либо — это не значит посещать его могилу. Хорошо, что вы ухаживаете за могилой Канта, хорошо, что вы сами себе и другим, остальному миру напоминаете, что Кант жил, работал и умер здесь у вас, но, честно говоря, встает вопрос: что, кроме мемориальных услуг, вы готовы оказать еще. Поэтому я очень благодарен коллегам из Балтийского федерального университета, которые откликнулись на мой призыв: давайте запустим семинар, который содержательно нас самих подготовит к 300-летию Канта. А что это значит? Это означает демонстрировать такой же смелый критичный тип мышления, который демонстрировал сам Кант. Это означает, что нам самим надо критично отнестись к тому, как мы думаем о том, о другом, о третьем, в том числе о ключевых проблемах современности. К тому, что мы так живем. То есть раз мы так живем, значит, мы определенным образом думаем и «складываем» нашу жизнь. Вот это и мотивировало меня: нужен честный разговор об основаниях нашего собственного мышления.
Можно ли мыслить так, чтобы влиять на будущее
— Семинар у нас прошел во второй раз…
— И будет проходить каждые полгода до того события, о котором вы сказали.
— …И в самом начале ему была задана довольно высокая планка, в том числе вами. То есть речь о необходимости рефлексии и системной переоценки, которые нужны для выстраивания успешного будущего. Вы, собственно, сами об этом говорили — о том, устраивает ли нас то, как организован мир сегодняшний. Как, на ваш взгляд, можно ответить на эти вопросы, на эти вызовы, отталкиваясь от того, о чем писал Иммануил Кант?
— Здесь каждый должен делать свою работу. Например, философы — одну, социологи — что-то близкое, но все равно другое, так же методологи, исследователи наследия и так далее. Это одна «действительность». Вторая «действительность»: политики, строители, организаторы образования — они должны делать свою работу. Как сходятся эти поля? Вот это самое сложное на самом деле. Мы знаем, какие исторические прецеденты здесь есть, вспомним Германию, например. Это общее место: немецкие учителя и создали ту страну, которую они потом имели. И то хорошее, что у них было: великую культуру, великую философию, — и плохое, связанное с конкретным историческим моментом, периодом национал-социализма.
Сергей Градировский, руководитель проектных работ образовательных программ Московской школы управления СКОЛКОВО, член Экспертного совета при Правительстве России
И я скажу, что и наши большевики — они же тоже «вышли» из определенных диспутов и определенной философии. Они действительно читали Маркса, некоторые читали Гегеля. До Канта, я думаю, мало кто добрался. И на основании этого строили социальный эксперимент, в котором мы жили 70 лет. Так что я бы не относился к философам так, будто это такие чудаки в дешевых пиджаках, которые о чем-то отвлеченном рассуждают. Да, есть и такие, но есть те, кто предопределяет будущее. Революция 1967 года, которая по Европе прокатилась — даже больше, она и Америку затронула, Китай, культурная революция, как ее часто называют, — она же тоже была связана с определенными мыслителями, которые стояли в центре этой революции, за которыми пошла молодежь, парижские студенты. Поэтому я бы так сказал: мы имеем примеры, когда философия — это абсолютно отвлеченное дело, и мы имеем примеры, когда философия лежит в центре будущих исторических событий.

Это первое, что, как мне кажется, должен понимать читатель. А дальше — следующий шаг, он простой: можем ли мы сегодня мыслить таким образом, чтобы влиять на будущее? Что это значит? Одна из гипотез состоит в том, что в основании будущего нашей цивилизации лежит критическое мышление. Поэтому мы и им занялись. А Кант — тот, кто критическое мышление продемонстрировал. Он «разобрал» мышление и предопределил очень многое.

Хотя обычный человек, конечно, этого не улавливает. Но что делать? Я тоже не улавливаю, как из современных химических исследований завтра может получиться совершенно новая отрасль, основанная на этом знании. Или вот: странные люди исследовали какие-то фотоны, а сейчас после электроники разворачивается новая отрасль — фотоника. Мы часто не «ловим» такие связи. Нам кажется, что и мыслители чем-то отвлеченным занимаются. Но некоторые «бьют» прямо в центр, они бьют настолько точно, что потом мы в этом живем. Вот о чем наш семинар.
Кант жив и диалог цивилизаций
— То есть Кант не устарел?
— Если идет речь об историческом контексте, что-то, конечно, устаревает. Время беспощадно ко всему. А что-то, наоборот, является общим для многих столетий или тысячелетий. Например, какие-то первоначальные формы христианства, возможно, сильно устарели. Но смысл, «оголенное слово» проповеди Христа — вечно. Так и с философией. Нельзя говорить, что Кант исключительно современен. Что-то устаревает, и надо это научиться отделять, эту работу и должны делать современные философы, они выделяют и разделяют то, что сошло со сцены, и то, что относится к сущности, и это нужно понимать и воспроизводить.
— Возможно, даже в каком-то смысле развивать?
— Если хватит силенок, конечно.
— Возвращаясь к кантовскому юбилею. Буквально на днях ректор БФУ Александр Федоров упомянул о том, что это событие «пользуется большим международным спросом». Ожидаемо, учитывая влияние Канта на развитие философской мысли в принципе. Но с другой стороны, это возможность сблизиться для двух условных цивилизаций — «российской» и «западной», которые общий язык в последнее время стали утрачивать, согласны?
— Вы знаете, если есть что-то, что интересует обе стороны, — то появляется возможность начать диалог. Например, ссорятся родственники — но дети-то общие, надо договариваться!
— Здесь общий родитель скорее.
— Да, «отец» у нас один. И юбилей Канта — тоже повод для разговора. Кант важен для одной стороны, но он важен и для другой — а здесь возникает доверие. И если оно появилось, то можно начать обсуждать и другие вопросы.
Мероприятия в честь празднования 300-летия со дня рождения И. Канта
© 2021, «Новый Калининград», 18+

Автор: Оксана Ошевская
Визуализация: Денис Туголуков
Выпускающий редактор: Оксана Шевченко
Фото: Балтийский федеральный университет им. И. Канта

На правах рекламы