В сентябре были объявлены победители архитектурного конкурса
«Недвижимость Нового Калининграда.Ru» кратко описала каждое предложение, чтобы было удобнее выбирать. С полной версией проектов можно ознакомиться на официальном сайте «Сердца города».
В своей концепции Сагаль предложил воспроизвести западный и восточный флигели Королевского замка по принципу «в том же месте, в том же виде», то есть полностью сохранив масштабы и фасады зданий. Остальные здания должны быть построены в современном стиле. «Новая структура, формально отличающаяся от исторических построек, должна объединить два восстановленных сооружения, создать новые городские пространства, гармонично вписать комплекс в существующий контекст, а также обеспечить выполнение требуемых функций, — пишет автор проекта в пояснительной записке. — Главный принцип — ясное разделение между восстановленными и новыми сооружениями, что, однако, не исключает диалог между ними». Прототипом нового комплекса стала «обобщенная типологическая схема орденского замка». С применением схожих принципов формообразования и взаимосвязи с окружающими территориями.
При этом основной акцент в проекте сделан именно на новых открытых публичных пространствах. Объёмы в данном случае необходимы для создания самой структуры этих площадей. В частности,
Многофункциональный зал и административные помещения архитектор оттеснил к площадке бывшей «Старой башни», разместив их в шестиэтажном здании Конвента. Это новое шестиэтажное здание с
Питерская «Студия 44», занявшая в прошлом году на «Сердце города» первое место благодаря своей концепции застройки территории бывшего Альтштадта, в этот раз удовлетворилась «серебром». Более того, архитекторы не стали повторять свою прошлогоднюю затею с «замком наизнанку», а предложили другой концепт. Тем не менее, в этой работе питерские архитекторы так же продолжают сторониться псевдоисторических поделок и даже вынесли в эпиграф пояснительной записки цитату из Венецианской хартии: «Элементы, предназначенные для замены недостающих частей здания, должны так отличаться от подлинных, чтобы реставрация не фальсифицировала историческую и художественную документальность памятника».
Петербуржцы предложили построить по старым лекалам новый Королевский замок, который не будет выглядеть псевдоисторической поделкой, пытающейся ввести в заблуждение относительно своего возраста. Его они назвали «защитным кофром для памятника археологии». Внутренний двор этого
«Королевский замок возвращается в городской ландшафт центра Калининграда, возвращается в качестве его главной доминанты с ее впечатляющими габаритами и силуэтом (104,0×66,8 м в плане; высота самой высокой Замковой башни — 84,5 м), в качестве главного публичного места и главного фокуса общественной и культурной активности горожан», — отмечают архитекторы в пояснительной записке. При этом полное воссоздание интерьера и убранства намечено только для Зала московитов, где предлагается открыть Музей раритетов и Зал церемоний. В изначальных габаритах с использованием исторических материалов восстанавливаются также наружные стены замка, кроме восточного флигеля (он должен быть радикально перестроен в стиле эпохи барокко). А вот при восстановлении объёмов уже предлагается использовать современные материалы.
«Отсутствие признаков исторических стилей (а замок за 700 лет своего существования соединил в себе готику, ренессанс, барокко, рококо и неоготику) превращает
Универсальный зал расположен во внутреннем дворе этого
Что касается Дома Советов, то его ждёт судьба отеля с
Оба проекта, занявшие третье место, были награждены не за свою реалистичность, а за красоту идеи, как отметили в жюри. Например, итальянские архитекторы Марчелло Галлиотто, Алессандра Рампаццо и Пьетро Колонна из студии [A+M]² Architects устремились к небесам, предложив надстроить над Домом Советов аналогичный по масштабу объём. Кстати, именно вокруг этого проекта было больше всего споров в жюри и недоумения среди журналистов. Тем не менее, московские эксперты оценили красоту идеи и философскую подоплёку итальянских мечтателей. Они назвали этот проект «интеллектуальным вызовом».
«Это очень элегантный проект, в данном случае мы его выбираем на третье место не для того, чтобы его строить, а для того, чтобы над ним думали», — пояснил решение жюри архитектор Юрий Аввакумов. По его словам, в этом проекте «очень красивая, очень интеллектуальная история, которая апеллирует к философу Иммануилу Канту». Итальянцы предложили своё решение проблемы памятника советской эпохе — «огромный пустотелый объём из золотого стекла» с центрами творчества и изучения философии внутри.
«Есть и второе элегантное решение — автор не стал строить ни внутри, ни над, ни рядом с разрушенным замком. Он предлагает эти руины законсервировать и сохранить так, как они есть, чтобы превратить в своего рода памятник кровавым событиям, тяжёлым годам и так далее. Мы привыкли к вертикальным монументам, а у вас фактически возникнет своя Пальмира, свой Парфенон или свои Помпеи», — сообщил архитектор.
Итальянцы назвали свой проект «Лайтхаус» и даже описание его начали с цитаты Иммануила Канта, тем самым задав тон всей концепции. Дом Советов в этом проекте — символ политической борьбы, характеризующей историю этого места, а суть проекта — в преодолении
Дом Советов, согласно концепции, завершается надстройкой — тем самым маяком, который должен изменить восприятие центра города. Большой маяк включает в себя
В самом Доме Советов располагаются
Руины Королевского замка в проекте предлагается освободить и превратить в открытый археологический парк, доступный всем жителям. В таком виде он становится памятником, способным рассказать о течении времени. По сути, в таком виде центральное пространство города превращается в огромный функциональный
Ещё одно третье место досталось другому фантастическому проекту. И если итальянские архитекторы устремились ввысь, то испанцев больше привлекло подземное пространство. Марко Тапиа Лопез и Кармен Фигейрас Лоренцо предложили освободить пространство Королевской горы почти от всей застройки.
Испанцы рассмотрели конкурсную территорию в качестве моста между двумя зелёными зонами — Нижнего озера и острова Канта. Этот переход, по их мнению, портит только наличие громады Дома Советов, от которого в итоге лучше избавиться, если не будет достаточно веских причин для его сохранения и ревитализации.
Сам
Подземное здание с открытым фасадом, выходящим на юг, включает в себя музейные помещения и многофункциональный зал. Выходы планируется оборудовать в нескольких местах, один из них будет с севера — со стороны предполагаемой стоянки рядом с ул. Шевченко. Другие входы должны быть оборудованы по углам здания. Простоту внутренних пространств с естественным освещением благодаря патио и световым люкам дополняют руины замка, формирующие основные общественные площади здания. А на крыше этого подземного комплекса разбивается парк, где среди деревьев от пола здания «вырастают „маяки“» — яркие полупрозрачные подсвеченные вертикальные объекты. В них должны расположиться досуговые центры: библиотека, медиатека, ресторан, зал временных выставок.
На первом этапе до 2018 года предлагается завершить археологические исследования, чтобы интегрировать руины в музей, а также высадить деревья. На втором этапе до 2014 года после
На третьей же стадии к 2027 году уже следует демонтировать Дом Советов (если будет принято такое решение) и воспользоваться «преимуществами новой прекрасной площади». Такое решение должно помочь соединить северную и южную части города, считают архитекторы.
Особое внимание в проекте уделено экологии: естественному освещению, снижению выбросов углекислого газа, использованию возобновляемых источников энергии, снижению потребления питьевой воды, сокращению производства отходов, использованию вторичного сырья.
Работа калининградского архитектора и известного адепта восстановления исторического центра, в частности Королевского замка, Артура Сарница была отдельно отмечена жюри с пометкой «За самую красивую мечту». Архитектор не стал далеко отходить от своих старых наработок и представил на планшетах Королевский замок во всей красе. По мнению калининградца, утрата замка в послевоенные годы исказила картину центра и лишила уникальности его градостроительный ландшафт. Автор ссылается на опыт регенерации общегородских доминант в Европе и в Москве, отмечая, что восстановление Королевского замка так же важно для калининградцев, как восстановление храма Христа Спасителя для москвичей.
В своей концепции Сарниц предлагает также частично восстановить утраченную застройку вокруг замкового комплекса, где это возможно. Восстановленные кварталы должны послужить переходным элементом по масштабу и массе застройки с уже сложившейся застройкой. «В основу концепции
Комплекс замка предлагается восстанавливать поэтапно, начиная с опорных точек его развития. До 2018 года такими точками должны стать правительственный комплекс в западном крыле замка, восстановление замковой башни как обзорной площадки, восстановление восточной башни, восстановление платформы периметра наружных стен, устройство подземной парковки на северной стороне между замком и существующим кварталом по улице Шевченко. До 2024 года необходимо запустить в тоннель движение по ул. Шевченко с сужением трасс на надземном уровне, воссоздать северный, восточный и южные флигели замка, а также застроить квартал к северу от замка. До 2030 года Сарниц считает необходимым демонтировать надземные объёмы Дома Советов, а на его фундаменте построить художественную галерею перемещённых ценностей и обустроить подземную парковку под площадью.
В восстановленном замке предлагается расположить музей археологии, ресторан «Блютгерихт» в цокольном этаже. Первый этаж должны занять служебные помещения комплекса, а также сувенирные лавки, общепит и так далее. Многофункциональный зрительный зал располагается на втором уровне в западной части. Южная и восточная части отдаются под публичные сервисы, северная — под офисы и музей. На третьем уровне размещаются музей раритетов,
На 4 уровне предлагается расположить зал торжеств в интерьерах исторического Зала московитов.
Не повезло советской застройке вокруг центра — её Артур Сарниц предлагает ликвидировать. «Идея реконструкции ставит целью восстановление ткани застройки вокруг Нижнего пруда, снос технически и морально устаревшей панельной застройки жилых домов и создание новых кварталов до примыкания к старому корпусу университета. В рамках реконструкции застройки предлагается восстановить исторический фасад университета в неоготическом стиле и прогулочную галерею на главном фасаде», — отмечает архитектор.
Архитектурная мастерская «Архимед Плюс» из столицы вошла в шестёрку лучших проектов со своей концепцией «Сердце нараспашку», которая «символизирует создание проницаемого
Дом Советов архитекторы предложили превратить в «Европейский дом», который должен стать центром культуры, науки, образования и бизнеса в Калининграде. Кроме того, в нём предполагается размещение площадок для международного общения, обмена опытом и взаимной интеграции россиян и европейцев.
Внутризамковую площадь авторы концепции предложили приспособить для повседневной жизни в противовес официальной Центральной площади к северу от Европейского дома. «Вопреки стандартным внутризамковым пространствам, эта площадь незамкнутая, проницаемая, здесь много зелени, удобные пешеходные дорожки и уютные места для отдыха горожан», — указано в пояснительной записке. Ещё одна маленькая камерная площадь расположилась между Европейским домом и многофункциональным залом.
Автостоянка на 600 мест должна расположиться в подземном пространстве под новой главной площадью и территорией бывшей «Старой башни». Москвичи представили в своей концепции замок в трёх ипостасях: руины (археологический музей), новый замок (современные объёмы в исторических масштабах) с многофункциональным залом (совершенно новый объём). «Идею замка идеального — третьего замка — демонстрируют лишь сохранившиеся фотографии, которые предлагается транслировать на экранах и медиафасадах», — отмечают авторы.
Наиболее точно предлагается восстановить западный флигель замка для воссоздания известного городского силуэта. Но тем не менее, это должна быть лишь фрагментарная реставрация и восстановление объёма, причём на новых фундаментах. Старые остаются музеем. В западном крыле архитекторы предлагают разместить музеи, выставочные залы и библиотеку. «На 4 уровне, где изначально был Зал московитов, запроектированы зал приемов и кабинет губернатора с необходимыми помещениями. Интерьеры Зала московитов предлагается восстановить», — указано в проекте.
Северное и южное крылья не восстанавливаются в историческом виде — это будут объёмы оригинальной высоты, но решённые в современной архитектуре. В них расположатся музей, рестораны, магазины и административные помещения. Летние площадки ресторанов должны выходить на южную террасу со спусками к проектируемому Альтштадту.
Многофункциональный зал в виде большого куска янтаря на 1,5 тысячи человек расположится в
Что касается Дома Советов (Европейского дома), то он приспосабливается для размещения центра культуры, науки, образования, бизнеса. В качестве развития и дополнения существующего объема в пространстве внутреннего двора предлагается устроить три выходящие за пределы здания платформы, которые можно использовать для проведения выставок, перформансов,
Модуль опросов не установлен.
Проект подготовили Татьяна Зиберова и Илья Абросимов.
Проекты предоставлены бюро «Сердце города», фото — Илья Денбров.