Выбери лучший проект нового центра города:
голосование на «Новом Калининграде.Ru»

В сентябре были объявлены победители архитектурного конкурса «Пост-замок», организованного бюро «Сердце города», на концепцию застройки территории бывшего Королевского замка. Мы знаем, что мнение калининградцев далеко не всегда совпадает с мнением архитекторов и политиков в подобных вопросах, поэтому предлагаем нашим читателям самостоятельно выбрать лучший, по их мнению, проект из шести рекомендованных членами жюри для интернет-голосования.

«Недвижимость Нового Калининграда.Ru» кратко описала каждое предложение, чтобы было удобнее выбирать. С полной версией проектов можно ознакомиться на официальном сайте «Сердца города». Проект-победитель будет объявлен во время официальной церемонии награждения через месяц.

Проект #311

Проект Антона Сагаля

30-летний калининградец, проживающий в Милане, Антон Сагаль не стал заниматься рисованием красивых фасадов, а предпочёл сконцентрироваться на создании общественных пространств с помощью нового комплекса. Именно этот подход в итоге и обеспечил ему голоса жюри. По словам немецкого архитектора Ханса Штимманна, который, собственно, и заметил работу калининградца среди прочих, проект Сагаля идеально отвечает поставленным конкурсом задачам. «Он соединяет исторические корни, частично восстанавливая и вновь создавая саму площадь, и в то же время сохраняет символ советской архитектуры. Это проект, который даёт перспективу, взаимосвязь истории и современности — открытое будущее, что предполагает дальнейшее архитектурное развитие вашего города», — отметил немецкий специалист.

В своей концепции Сагаль предложил воспроизвести западный и восточный флигели Королевского замка по принципу «в том же месте, в том же виде», то есть полностью сохранив масштабы и фасады зданий. Остальные здания должны быть построены в современном стиле. «Новая структура, формально отличающаяся от исторических построек, должна объединить два восстановленных сооружения, создать новые городские пространства, гармонично вписать комплекс в существующий контекст, а также обеспечить выполнение требуемых функций, — пишет автор проекта в пояснительной записке. — Главный принцип — ясное разделение между восстановленными и новыми сооружениями, что, однако, не исключает диалог между ними». Прототипом нового комплекса стала «обобщенная типологическая схема орденского замка». С применением схожих принципов формообразования и взаимосвязи с окружающими территориями.

311.jpg

При этом основной акцент в проекте сделан именно на новых открытых публичных пространствах. Объёмы в данном случае необходимы для создания самой структуры этих площадей. В частности, архитектор-урбанист выделил 5 новых общественных пространств: Площадь Конвента (на месте «Старой башни»), внутренний двор библиотеки (между западным и центральным флигелями), проходной музейный двор (между восточным и центральным флигелями), Главная площадь (к северу от Дома Советов) и Южная терраса. Центральный флигель вместе с переходными зданиями, соединяющими исторические части и здание Конвента, сделаны в современном стиле в масштабах 4 этажей (Конвент — 6 этажей). «Мы не хотели создавать два элемента и ставить их напротив друг друга, мы хотели всегда создавать какой-то диалог между этими элементами, именно поэтому был добавлен так называемый Центральный флигель, который бы создавал постоянное пространственное изменение, постоянный визуальный эффект, когда идёт наложение нового на старое, — прокомментировал свой комплекс Сагаль. — И в то же время благодаря этому мы смогли интегрировать гораздо лучше Дом Советов, который, на наш взгляд, необходимо сохранить и даже, возможно, вернуть его в более радикальном виде, в котором он существовал ранее». По мнению архитектора, Дому Советов нужен собственный отдельный проект, но сносить его точно нельзя.

Многофункциональный зал и административные помещения архитектор оттеснил к площадке бывшей «Старой башни», разместив их в шестиэтажном здании Конвента. Это новое шестиэтажное здание с  залом-трансформером и административными помещениями. А всё, что будет построено на территории бывшего замка, по мнению Сагаля, должно служить горожанам — это библиотека, музеи, выставочные и публичные пространства. Руины оригинального замка консервируются в подвалах старого здания и становятся музеем. Паркинг, по плану архитектора, должен расположиться около здания Конвента и под ним. Кроме того, вероятно использование пространств под Южной террасой.


Проект #131

Проект «Студии 44»

Питерская «Студия 44», занявшая в прошлом году на «Сердце города» первое место благодаря своей концепции застройки территории бывшего Альтштадта, в этот раз удовлетворилась «серебром». Более того, архитекторы не стали повторять свою прошлогоднюю затею с «замком наизнанку», а предложили другой концепт. Тем не менее, в этой работе питерские архитекторы так же продолжают сторониться псевдоисторических поделок и даже вынесли в эпиграф пояснительной записки цитату из Венецианской хартии: «Элементы, предназначенные для замены недостающих частей здания, должны так отличаться от подлинных, чтобы реставрация не фальсифицировала историческую и художественную документальность памятника».

Петербуржцы предложили построить по старым лекалам новый Королевский замок, который не будет выглядеть псевдоисторической поделкой, пытающейся ввести в заблуждение относительно своего возраста. Его они назвали «защитным кофром для памятника археологии». Внутренний двор этого «пост-замка» застелен крышей, названной архитекторами «верхней площадью».

«Королевский замок возвращается в городской ландшафт центра Калининграда, возвращается в качестве его главной доминанты с ее впечатляющими габаритами и силуэтом (104,0×66,8 м в плане; высота самой высокой Замковой башни — 84,5 м), в качестве главного публичного места и главного фокуса общественной и культурной активности горожан», — отмечают архитекторы в пояснительной записке. При этом полное воссоздание интерьера и убранства намечено только для Зала московитов, где предлагается открыть Музей раритетов и Зал церемоний. В изначальных габаритах с использованием исторических материалов восстанавливаются также наружные стены замка, кроме восточного флигеля (он должен быть радикально перестроен в стиле эпохи барокко). А вот при восстановлении объёмов уже предлагается использовать современные материалы.

Проект #131

«Отсутствие признаков исторических стилей (а замок за 700 лет своего существования соединил в себе готику, ренессанс, барокко, рококо и неоготику) превращает Пост-замок в гигантскую театральную декорацию, своего рода архитектурный макет в натуральную величину, обостряющий чувство пространства и обнажающий структурную суть прототипа», — утверждают авторы концепции.
Универсальный зал расположен во внутреннем дворе этого Пост-замка, а его ряды амфитеатром спускаются вниз на шестиметровую глубину. Что касается руин замка, то они по завершении археологических исследований консервируются и становятся частью музея. Восстановленный замок призван стать центром культуры. Но в нем будут и представительские помещения городской администрации — кабинет губернатора в верхней части восточного флигеля, на одном уровне с Верхней замковой площадью, отмечается в пояснительной записке. Кроме того, планируется по северной стороне обустроить Музей истории замка, по южной — залы временных выставок, в цокольном этаже должен быть открыт на историческом месте ресторан «Blutgericht» («Кровавый суд»), а рядом расположатся Марципановая кондитерская и Винный погреб.

Что касается Дома Советов, то его ждёт судьба отеля с конференц-центром и парковкой в цокольной части. Замок и Дом Советов должны быть разделены «сухим рвом» на месте бывшего замкового рва и соединены пешеходными мостиками и крытой галереей.


Проект #007

Проект [A+M]2 Architects

Оба проекта, занявшие третье место, были награждены не за свою реалистичность, а за красоту идеи, как отметили в жюри. Например, итальянские архитекторы Марчелло Галлиотто, Алессандра Рампаццо и Пьетро Колонна из студии [A+M]² Architects устремились к небесам, предложив надстроить над Домом Советов аналогичный по масштабу объём. Кстати, именно вокруг этого проекта было больше всего споров в жюри и недоумения среди журналистов. Тем не менее, московские эксперты оценили красоту идеи и философскую подоплёку итальянских мечтателей. Они назвали этот проект «интеллектуальным вызовом».

«Это очень элегантный проект, в данном случае мы его выбираем на третье место не для того, чтобы его строить, а для того, чтобы над ним думали», — пояснил решение жюри архитектор Юрий Аввакумов. По его словам, в этом проекте «очень красивая, очень интеллектуальная история, которая апеллирует к философу Иммануилу Канту». Итальянцы предложили своё решение проблемы памятника советской эпохе — «огромный пустотелый объём из золотого стекла» с центрами творчества и изучения философии внутри.

«Есть и второе элегантное решение — автор не стал строить ни внутри, ни над, ни рядом с разрушенным замком. Он предлагает эти руины законсервировать и сохранить так, как они есть, чтобы превратить в своего рода памятник кровавым событиям, тяжёлым годам и так далее. Мы привыкли к вертикальным монументам, а у вас фактически возникнет своя Пальмира, свой Парфенон или свои Помпеи», — сообщил архитектор.

Проект #007

Итальянцы назвали свой проект «Лайтхаус» и даже описание его начали с цитаты Иммануила Канта, тем самым задав тон всей концепции. Дом Советов в этом проекте — символ политической борьбы, характеризующей историю этого места, а суть проекта — в преодолении историко-культурных препятствий с тем, чтобы изменить настоящее города, используя его сложную историю.

Дом Советов, согласно концепции, завершается надстройкой — тем самым маяком, который должен изменить восприятие центра города. Большой маяк включает в себя научно-исследовательский центр, посвященный Иммануилу Канту, таким образом выводя это имя на первый план. Надстройка окружает «центральную пустоту, которая создает условия закрытия и сосредоточенности, необходимые для чтения и исследований», отмечено в пояснительной записке. Центр пространства, таким образом, оказывается под открытым небом, там должно быть что-то вроде общественного парка.

В самом Доме Советов располагаются конференц-зал, библиотека, музеи, временные выставочные залы и рестораны. Концертный зал предлагается разместить в цокольном этаже.

Руины Королевского замка в проекте предлагается освободить и превратить в открытый археологический парк, доступный всем жителям. В таком виде он становится памятником, способным рассказать о течении времени. По сути, в таком виде центральное пространство города превращается в огромный функциональный арт-объект, несущий в себе идею объединения разных эпох жизни города в одной точке.

Проект #107

Проект Марко Тапиа Лопез и Кармен Фигейрас Лоренцо

Ещё одно третье место досталось другому фантастическому проекту. И если итальянские архитекторы устремились ввысь, то испанцев больше привлекло подземное пространство. Марко Тапиа Лопез и Кармен Фигейрас Лоренцо предложили освободить пространство Королевской горы почти от всей застройки. Да-да, и от Дома Советов, в конце концов, тоже. И засадить территорию бывшего Королевского замка деревьями.

Испанцы рассмотрели конкурсную территорию в качестве моста между двумя зелёными зонами — Нижнего озера и острова Канта. Этот переход, по их мнению, портит только наличие громады Дома Советов, от которого в итоге лучше избавиться, если не будет достаточно веских причин для его сохранения и ревитализации.

Сам историко-культурный комплекс предложено обустроить в цокольном этаже (на уровне Альтштадта). Здание должно выходить из земли в нескольких точках, которые станут своеобразными «маяками». Получается парк с историческим музеем на открытом воздухе с несколькими «маяками». Авторы предложили создать место, где будут собраны архитектура, культура, история и природа.

Проект #107

Подземное здание с открытым фасадом, выходящим на юг, включает в себя музейные помещения и многофункциональный зал. Выходы планируется оборудовать в нескольких местах, один из них будет с севера — со стороны предполагаемой стоянки рядом с ул. Шевченко. Другие входы должны быть оборудованы по углам здания. Простоту внутренних пространств с естественным освещением благодаря патио и световым люкам дополняют руины замка, формирующие основные общественные площади здания. А на крыше этого подземного комплекса разбивается парк, где среди деревьев от пола здания «вырастают „маяки“» — яркие полупрозрачные подсвеченные вертикальные объекты. В них должны расположиться досуговые центры: библиотека, медиатека, ресторан, зал временных выставок.

На первом этапе до 2018 года предлагается завершить археологические исследования, чтобы интегрировать руины в музей, а также высадить деревья. На втором этапе до 2014 года после ЧМ-2018 уже можно будет построить все «маяки» и соединить их с интерьером музея в цокольном этаже. К этому моменту деревья уже должны достаточно подрасти, чтобы можно было рассчитать баланс между ландшафтом и «маяками». И как раз в это время можно будет определиться с судьбой Дома Советов, который надо снести, считают испанцы.

На третьей же стадии к 2027 году уже следует демонтировать Дом Советов (если будет принято такое решение) и воспользоваться «преимуществами новой прекрасной площади». Такое решение должно помочь соединить северную и южную части города, считают архитекторы.

Особое внимание в проекте уделено экологии: естественному освещению, снижению выбросов углекислого газа, использованию возобновляемых источников энергии, снижению потребления питьевой воды, сокращению производства отходов, использованию вторичного сырья.

Проект #173

Проект Артура Сарница

Работа калининградского архитектора и известного адепта восстановления исторического центра, в частности Королевского замка, Артура Сарница была отдельно отмечена жюри с пометкой «За самую красивую мечту». Архитектор не стал далеко отходить от своих старых наработок и представил на планшетах Королевский замок во всей красе. По мнению калининградца, утрата замка в послевоенные годы исказила картину центра и лишила уникальности его градостроительный ландшафт. Автор ссылается на опыт регенерации общегородских доминант в Европе и в Москве, отмечая, что восстановление Королевского замка так же важно для калининградцев, как восстановление храма Христа Спасителя для москвичей.

В своей концепции Сарниц предлагает также частично восстановить утраченную застройку вокруг замкового комплекса, где это возможно. Восстановленные кварталы должны послужить переходным элементом по масштабу и массе застройки с уже сложившейся застройкой. «В основу концепции объемно-планировочного решения Правительственного историко-культурного комплекса заложена идея фрагментарной регенерации частей комплекса Королевского замка на базе остатков его подземной инфраструктуры. При этом объектом регенерации предлагается принять части замка, планировочные характеристики которых отвечают функциям правительственного комплекса, а архитектурно-художественные достоинства соответствуют репрезентативным запросам. Таким критериям отвечает западный флигель замка, в котором размещались замковая кирха со службами и Зал московитов, предназначенный для торжественных приёмов и выставок», — отмечено в пояснительной записке.

Проект #173

Комплекс замка предлагается восстанавливать поэтапно, начиная с опорных точек его развития. До 2018 года такими точками должны стать правительственный комплекс в западном крыле замка, восстановление замковой башни как обзорной площадки, восстановление восточной башни, восстановление платформы периметра наружных стен, устройство подземной парковки на северной стороне между замком и существующим кварталом по улице Шевченко. До 2024 года необходимо запустить в тоннель движение по ул. Шевченко с сужением трасс на надземном уровне, воссоздать северный, восточный и южные флигели замка, а также застроить квартал к северу от замка. До 2030 года Сарниц считает необходимым демонтировать надземные объёмы Дома Советов, а на его фундаменте построить художественную галерею перемещённых ценностей и обустроить подземную парковку под площадью.

В восстановленном замке предлагается расположить музей археологии, ресторан «Блютгерихт» в цокольном этаже. Первый этаж должны занять служебные помещения комплекса, а также сувенирные лавки, общепит и так далее. Многофункциональный зрительный зал располагается на втором уровне в западной части. Южная и восточная части отдаются под публичные сервисы, северная — под офисы и музей. На третьем уровне размещаются музей раритетов, административно-офисный блок, культурно-образовательный центр, гостиничные номера и галерея зрительного зала.

На 4 уровне предлагается расположить зал торжеств в интерьерах исторического Зала московитов.

Не повезло советской застройке вокруг центра — её Артур Сарниц предлагает ликвидировать. «Идея реконструкции ставит целью восстановление ткани застройки вокруг Нижнего пруда, снос технически и морально устаревшей панельной застройки жилых домов и создание новых кварталов до примыкания к старому корпусу университета. В рамках реконструкции застройки предлагается восстановить исторический фасад университета в неоготическом стиле и прогулочную галерею на главном фасаде», — отмечает архитектор.

Проект #101

Проект «Архимед Плюс»

Архитектурная мастерская «Архимед Плюс» из столицы вошла в шестёрку лучших проектов со своей концепцией «Сердце нараспашку», которая «символизирует создание проницаемого культурно-исторического пространства, образованного архитектурой трех эпох: элементами восстанавливаемого замка, бывшим Домом Советов и новым универсальным залом в виде яркого янтарного кристалла, находящегося в центре». Москвичи утверждают, что современный яркий объём зала «словно взламывает тяжеловесную закостенелость архитектуры ушедших эпох».

Дом Советов архитекторы предложили превратить в «Европейский дом», который должен стать центром культуры, науки, образования и бизнеса в Калининграде. Кроме того, в нём предполагается размещение площадок для международного общения, обмена опытом и взаимной интеграции россиян и европейцев.

Внутризамковую площадь авторы концепции предложили приспособить для повседневной жизни в противовес официальной Центральной площади к северу от Европейского дома. «Вопреки стандартным внутризамковым пространствам, эта площадь незамкнутая, проницаемая, здесь много зелени, удобные пешеходные дорожки и уютные места для отдыха горожан», — указано в пояснительной записке. Ещё одна маленькая камерная площадь расположилась между Европейским домом и многофункциональным залом.
Автостоянка на 600 мест должна расположиться в подземном пространстве под новой главной площадью и территорией бывшей «Старой башни». Москвичи представили в своей концепции замок в трёх ипостасях: руины (археологический музей), новый замок (современные объёмы в исторических масштабах) с многофункциональным залом (совершенно новый объём). «Идею замка идеального — третьего замка — демонстрируют лишь сохранившиеся фотографии, которые предлагается транслировать на экранах и медиафасадах», — отмечают авторы.

Проект #101

Наиболее точно предлагается восстановить западный флигель замка для воссоздания известного городского силуэта. Но тем не менее, это должна быть лишь фрагментарная реставрация и восстановление объёма, причём на новых фундаментах. Старые остаются музеем. В западном крыле архитекторы предлагают разместить музеи, выставочные залы и библиотеку. «На 4 уровне, где изначально был Зал московитов, запроектированы зал приемов и кабинет губернатора с необходимыми помещениями. Интерьеры Зала московитов предлагается восстановить», — указано в проекте.

Северное и южное крылья не восстанавливаются в историческом виде — это будут объёмы оригинальной высоты, но решённые в современной архитектуре. В них расположатся музей, рестораны, магазины и административные помещения. Летние площадки ресторанов должны выходить на южную террасу со спусками к проектируемому Альтштадту.

Многофункциональный зал в виде большого куска янтаря на 1,5 тысячи человек расположится в юго-восточной части замка. «По архитектуре это легкий, стеклянный, визуально проницаемый объект. В подвальной части, где размещены гардеробы, санузлы, подсобные и технические помещения, можно увидеть археологические фрагменты и подземный ход», — описывают архитекторы свою идею. Верхнюю часть здания предполагается выполнить из непрозрачного стекла янтарного цвета, символичного для региона.

Что касается Дома Советов (Европейского дома), то он приспосабливается для размещения центра культуры, науки, образования, бизнеса. В качестве развития и дополнения существующего объема в пространстве внутреннего двора предлагается устроить три выходящие за пределы здания платформы, которые можно использовать для проведения выставок, перформансов, мастер-классов и т. д. В двух верхних уровнях здания, являющегося самым высоким в городе, предлагается запроектировать рестораны и банкетные залы с видами на город.


Голосование
Выберите лучший проект из шести рекомендованных членами жюри.
Проект #173. ООО «Артур Сарниц ­ Кёнигсберг» (Калининград)
 2344 (61.5%)
Проект #311. Антон Сагаль (Калининград-­Милан)
 534 (14.0%)
Проект #101. Архитектурная мастерская «Архимед Плюс» (Москва)
 324 (8.5%)
Проект #131. Архитектурное бюро «Студия 44» (Санкт-­Петербург)
 284 (7.4%)
Проект #107. Марко Тапиа Лопез и Кармен Фигейрас Лоренцо (Испания)
 172 (4.5%)
Проект #007. [A+M]2 Architects (Италия)
 156 (4.1%)

Проект подготовили Татьяна Зиберова и Илья Абросимов.

Проекты предоставлены бюро «Сердце города», фото — Илья Денбров.