Артем Рыжков: «Мы стремимся изменить отношение к Северу как к чему-то холодному»

Артём Рыжков.
Артём Рыжков.

С 23 февраля по 4 марта в кинотеатре «Заря» пройдет очередной, пятый по счету, Фестиваль кино Северных стран. Фестиваль, ставший одним из калининградских брендов, все эти годы бессменно поддерживает Совет Министров Северных стран в лице своего Информационного бюро в Калининграде. Специальный корреспондент «Афиши Нового Калининграда.Ru» Евгения Романова и арт-директор кинотеатра «Заря» Артем Рыжков листают только что доставленный из типографии фестивальный буклет…

— Артем, по количеству фильмов складывается впечатление, что фестиваль кино Северных стран в честь своего пятилетия как-то сразу и намного вырос…

— Как сложилось за пять лет существования фестиваля, мы показываем 10 фильмов — каждая Северная страна представлена двумя новыми картинами. В этом году к этому объему добавился пакет, который нам предложил Датский институт кино, — датские картины, распределенные на три секции: детское и семейное кино, документальное кино и датская киноклассика, — всего 13 фильмов. Плюс — в специальном показе у нас будет норвежский документальный фильм «Мой любимый». В этом году на фестивале в норвежском Тромсе за Полярным кругом я познакомился с режиссером фильма Хильдой Корсает. Она согласилась приехать к нам на открытие. Из Норвегии у нас, кстати, еще ни разу никого не было — ни режиссеров, ни актеров. Нам, конечно же, важно, чтобы на открытии фестиваля были не только гости-дипломаты, но и гости-кинохудожники.

Таким образом, программа разрослась — вместо обычных 10-ти получилось 24 картины, поэтому кажется, что и дней у фестиваля стало больше. Совсем нет, как всегда — 10 дней. Как всегда, мы начинаем в последний уик-энд зимы и заканчиваем в первый уик-энд весны: Север как будто уходит, наступает весна, а мы нашим фестивалем стремимся изменить наше отношение к Северу как к чему-то холодному, потому что на самом деле там прекрасная погода, ничуть не холоднее, чем у нас. Я был в Норвегии за Полярным кругом, где солнце месяца три на небо не выходит, вернулся сюда, а здесь раза в два холоднее. Думаю, надо либо Калининград включать в число Северных стран, либо к Северным странам в Калининграде перестать относиться как к странам холодным.

— Открытие фестиваля будет отмечено не только встречей с норвежским режиссером-документалистом, но и первым, но не единственным специальным событием фестиваля — концертом ADA Trio в клубе «Универсал»

— Это интернациональное джазовое трио — там играют американец, немец и норвежец. Норвежский барабанщик Паал Нильсен-Лав уже приезжал осенью — на Фестивале кино стран Евросоюза он выступал в дуэте с Кеном Вандермарком в клубе «Универсал». Для нас тогда было неожиданностью, что на концерт фри-джаза, самой экстремальной формы авангардной музыки, собрались больше двухсот человек — люди стоя аплодировали музыкантам и вызывали их на бис. И для музыкантов это был весьма позитивный опыт, Нильсен-Лав выразил желание приехать к нам еще раз и предложил проект ADA Trio. В трио входит также Петер Брецманн. Для людей, которые знают и любят современный джаз, этот музыкант — один из самых значительных из ныне живущих пионеров джаза, человек, который изменил само звучание: у него саксофон звучит совсем не так, как мы привыкли. Во время этого концерта у нас хотели устроить что-то вроде фуршета, но я сказал, что ничего не полезет в горло. Это стена звука, но это колоссально! Многие из тех, кто пришли к нам на Кена Вандермарка, были абсолютно не готовы к тому, что им предстоит услышать. Я потом разговаривал с людьми, они говорили: первые минут двадцать — как будто головная боль сдавливает тебя со всех сторон, но потом происходит какой-то прорыв, какое-то открытие. И мне хотелось, чтобы на наших фестивалях так всегда происходило: люди увидели, услышали и узнали что-то, о существовании чего они даже не догадывались. Мне кажется, главная задача фестиваля как раз в этом и состоит. Ведь мы, в конечном итоге, живем не тем, что нам понравилось или не понравилось, а тем, что нам запомнилось. Этот концерт в любом случае будет очень сильным эмоциональным переживанием. И такую музыку нужно слушать только живьем.

— Но это не единственная фестивальная вечеринка?

— Вечеринка 2 марта будет тематически привязана к Швеции, мы пригласили шведского DJ Matt Joko — одного из диджеев, о которых сейчас много говорят. Думаю, это тоже будет интересно, тем более, что мы попробуем сделать лазерное шоу под названием «Северное сияние»…

— А что собой будет представлять в этот вечер шведская секс-революция на стенах?

— В семидесятые годы в Швеции состоялась секс-революция. Уже с 50-х шведы начали задумываться о том, что их нация вырождается: рождаемость падает, а все новорожденные похожи друг на друга. Люди стали считать деньги и перестали рожать, потому что это большие расходы. Шведская секс-революция — это совсем не то, что секс-революция в Америке. В Швеции решение было принято на правительственном уровне, сверху. Даже в детских садиках стало обязательным секс-образование — причем, не требовалось согласия родителей, — поистине колоссальный шаг со стороны правительства. Подключили ТВ — и ежедневно поздно вечером показывались специально снятые эротические фильмы. Это сработало, как ни удивительно, — шведам удалось возродить нацию. Фильмы, которые были сняты тогда, мы и будем без звука показывать на стенах клуба «Универсал» в течение всей вечеринки. Они сейчас, конечно, смотрятся очень забавно, наивно, но в них живет история.

kinopoisk.ru-Good-Heart_2C-The-1213489.jpg

— Чемпионат на лучший короткометражный любительский фильм о Северных странах, который вы впервые проводите в этом году, тоже, наверное, можно назвать специальным событием фестиваля. Насколько активно калининградцы подхватили вашу инициативу? Каким образом в рамках фестиваля можно будет увидеть заявленные на Чемпионат короткометражки — это будет специальный показ или какая-то другая форма?

— Мы назначили дедлайн для сдачи фильмов 15 февраля, но это не строгая дата: если кто-то опоздал, мы работы пока что принимаем, поскольку я еще не отсматривал фильмы — и если ваша работа окажется талантливой, мы ее непременно покажем. Если раньше мы думали, что из этих короткометражек мы сделаем на фестивале отдельный блок короткометражных фильмов калининградцев на тему «Теплее», то теперь мы решили этого не делать, а интересные работы будем показывать перед началом фильмов как журнал. Сейчас пока представлено порядка 10-ти фильмов. Приятно, что, помимо совсем-совсем любителей, которые никогда ничего не снимали, в Чемпионате участвуют и телевизионные профессиональные съемочные группы — можно ожидать, что будет что-то интересное.

— Фестиваль открывается 23 февраля, в День защитника Отечества, — понимаю, что у вас не было цели приурочить его к этому пафосному государственному празднику, тем более, ваши фестивали открываются обычно в пятницу…

— Это связано с приездом музыкантов: у них была единственная возможность приехать — только 23-го. Вы правы, у нас есть традиция открывать фестивали в пятницу — и мы хотели открыться 24-го не только, чтобы уйти от праздника. Теперь фестиваль получился длиннее на один день.

— Какой фильм откроет фестиваль кино Северных стран в этом году?

— Норвежская комедия «То, что ее заводит» — российская премьера. Кстати, как всегда на наших фестивалях, будет еще несколько российских премьер, особенно в документальном кино. «То, что ее заводит» выйдет на российские экраны только в середине марта, фильм уже имеет очень хорошую прессу. Норвежское кино не такое большое, там мало что снимают, но практически всегда норвежский фильм, который попадает в руки, — это замечательный фильм. Я могу перечислить с десяток норвежских фильмов, которые я знаю, — и они все хорошие. Это не значит, что нет плохих, но плохие, видимо, до нас не доходят.

В нынешнем году норвежское кино у нас представлено тремя картинами. «То, что ее заводит» — норвежская лента о половом созревании девушки-тинейджера, ее отношениях, может быть, ближе к нашему сериалу «Школа» или к фильму «Все умрут, а я останусь», но более позитивная, даже комедийная. Фильм имел в Норвегии свои скандалы, там есть такие сцены, про которые говорили, что тинейджеру нельзя было в них сниматься. Но с ее родителями был подписан договор, и девочка согласилась. Второй норвежский фильм фестиваля — тот, что привезет режиссер Хильда Корсает, — «Мой любимый». И третий — «Безумно счастлива», один из норвежских фильмов, которые в прошлом году выдвигались на соискание премии Оскар как лучший иностранный фильм. Это прекрасная картина о двух семьях, между которыми завязывается любовный четырехугольник — и все это на фоне красивейших северных снежных пейзажей.

— За время существования фестиваля кино Северных стран в Калининграде у вас сложились определенные критерии отбора картин. Каковы они — и не меняются ли они в зависимости от обстоятельств?

— Мы стараемся, чтобы каждая страна была представлена двумя фильмами, один из которых является обладателем различных национальных и международных премий, а второй фильм должен быть непременно коммерчески успешным в национальном прокате. Это далеко не всегда совпадает. Но, например, из двух исландских картин, которые мы представляем в этом году, ни одна не является абсолютно коммерческой.

Фильм «Доброе сердце» — совместное производство Исландии, США, Дании и Франции. Там играют звезды англо-американскогоарт-хаусного кино, например, Пол Дано, который играл в знаменитом фильме «Нефть», получившем всех возможных Оскаров. Но самое главное, что это режиссерская работа уникального режиссера Дагура Кари. Одним из первых норвежских фильмов, который я увидел в жизни, была его «Белая ворона». Он снимает кино раз в 5–7 лет — такой перфекционист. От названия фильма «Доброе сердце» идет какая-то двойственная энергия: с одной стороны, звучит как-то жалобно — и кажется, что никто не пойдет на фильм с таким названием, а с другой стороны — абсолютный оптимизм и всечеловеческая доброта. По сюжету прожженный алкоголик, хозяин бара, встречается с молодым человеком, который махнул на свою жизнь рукой и хочет наложить на себя руки. И мальчик растапливает сердце старого алкоголика — и наше тоже — своим нежеланием подчиняться циничным законам современного мира. Это один из тех фильмов, на которые я рекомендую идти — не ошибетесь.

Второй исландский фильм «Подводное течение» я еще пока не видел — он вот только к нам едет с Берлинского кинофестиваля. Он получил главную национальную кинопремию в Исландии. Действие этой драмы происходит в море на рыболовном судне, на которое попадает женщина.

kinopoisk.ru-Br_26_23246_3Bllopsfotografen-1308787.jpg

— Центр притяжения любого фестиваля Северных стран — это, конечно же, шведское кино, которое у нас знают и любят. Какие фильмы представляют Щвецию в нынешнем году?

— Фильм «Свадебный фотограф», думаю, будет интересен всем фотографам, которые снимают свадьбы. Я уверен, что любому калининградскому фотографу-профессионалу приходилось снимать свадьбы, потому что это единственное, что приносит деньги, все остальное — амбиции и творчество. Это история молодого человека, который приехал из провинциального городка в Стокгольм, закрутился в это мире денег и, может быть, отчасти утерял свою идентичность.

— Сейчас как раз в Калининградской художественной галерее проходит фотовыставка «Свадьба 2012»

— Да, очень кстати. И второй шведский фильм, который я, к сожалению, пока еще не успел посмотреть, — романтическая комедия «В космосе чувств не бывает». Его показывали уже на фестивале в Санкт-Петербурге, очень хорошие отзывы — современный молодежный смешной фильм. Мы надеемся привлекать больше молодежи к фестивальным показам. Молодые люди очень активны в обсуждениях на наших сайтах и форумах, но в конечном итоге все заканчивается тем, что фильмы либо скачивают, либо смотрят дома онлайн, привязанные к интернету. Мне кажется, что они и ходить-то скоро разучатся, только от компьютера до туалета и обратно. В крупных городах молодежь гораздо активнее и составляет 80–90 процентов зрителей любого кинофестиваля, у нас — около пятидесяти. Я, конечно, за взрослых людей очень рад, но жалко молодежь: она пропускает то, ради чего в нашем городе, собственно говоря, и стоит жить.

— Следующая страна в нашем обзоре — Финляндия…

— Мы взяли совсем новые картины. Фильм «Склад» еще три недели назад, когда я был на фестивале в Хельсинки, шел там во всех кинотеатрах. Это очень простой и позитивный фильм о человеке, который работает на складе. Второй финский фильм — «Хороший сын» — немного постарше, в прошлом году получил семь номинаций на национальную кинопремию. Я видел картину, думаю, она никого не разочарует: об отношениях матери и сына, о том, насколько способен сын принять любимого мужчину матери — знаменитой актрисы. Очень камерная драма, которая разворачивается на их загородной вилле, всего три-четыре действующих лица, при этом очень напряженное действие.

— Возвращаясь к Дании, которая благодаря участию Датского Института кино, представлена на фестивале нынешнего года значительнее других Северных стран…

— Мы специально поставили фильмом закрытия датский фильм «Любовь и ярость», поскольку у нас есть большая аудитория людей, которым нравится смотреть фильмы о музыке. Здесь речь идет об очень талантливом пианисте, который вдруг влюбляется. Раньше он любил только музыку — и вдруг влюбляется в девушку. Он не может совместить в себе эти две любви, поскольку и от музыки, и от девушки он требует в любви полного подчинения себе.

Очень хочется, чтобы калининградцы пришли в «Артишок» на программу датского детского кино для всей семьи: четыре фильма мы покажем в воскресенье, 4-го марта, когда уже пройдет вся взрослая фестивальная программа. Хватит растить детей на американском кино!

Конечно же, будет датская киноклассика. Уже почти полностью выкуплен зал на «Пир Бабетты» — знаменитый датский шедевр кулинарного кино, обладатель премии Оскар в номинации «Лучший иностранный фильм». Будет знаменитый фильм Йоргена Лета про велогонки «Воскресенье в Аду» — один из шедевров документального кино 60-х годов, после которого с режиссером захотела познакомиться вся нью-йоркская богемная тусовка. Он изменил этим фильмом документальное кино как таковое. Ларс фон Триер, который делал вместе с Йоргеном Летом проект «Пять препятствий», называет его своим самым любимым из ныне живущих датских режиссеров. Кстати, фон Триер тоже будет в датской киноклассике — фильм 1991 года «Европа».

kinopoisk.ru-Babettes-g_26_23230_3Bstebud-1559757.jpg

— Как же все-таки успеть посмотреть — ну, хотя бы не все, — а большую часть фильмов?

— Можно купить абонемент на 10 фильмов (он стоит 1000 рублей — по сто рублей за фильм) и попасть хотя бы на показы в большой зал кинотеатра «Заря». В этом году мы добавили фестивалю еще одну площадку — магазин-клуб «Квартира». Здесь в течение фестиваля будет показано 10–12 картин, почти вся основная программа. Это благотворительные показы, платить не надо — просто попросить в кассе кинотеатра «Заря» пригласительный билет на интересный вам фильм. Но надо иметь в виду, что количество мест в «Квартире» ограничено — их всего двадцать, кроме того, все фильмы здесь будут демонстрироваться на языке оригинала — но с русскими и английскими субтитрами. Это новое направление, которое мы решили попробовать на новой площадке, если приживется, будем использовать «Квартиру» подобным образом и в других наших проектах.

Текст — Евгения Романова, фото — «Новый Калининград.Ru», kinopoisk.ru

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]