Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче»

Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче» Орган, ковровая дорожка и премьера: открытие фестиваля короткого метра «Короче»
Вы когда-нибудь ожидали, что в Кафедральном соборе на острове Канта прозвучит главная музыкальная тема из «Звездных войн»? А знаменитая напряженная музыка из «Джеймса Бонда»? Эти и другие сюрпризы ждали нас на открытии фестиваля короткометражных фильмов «Короче», призванного помочь начинающим режиссерам выбиться в люди, вечером 23 августа.

Открытие фестиваля короткометражных фильмов началось в месте, предельно далеком от кинематографа: в Кафедральном соборе. Это место, однако, лучше любого другого подходит, чтобы впечатлять высокопоставленных гостей. Впрочем, к началу мероприятия людей в зале было немного, а тех, кто присутствовал, разогревала отличная группа из трех скрипачей и одного виолончелиста, которая играла хорошую музыку, из кинофильмов и не только («Strangers In the Night», «Hello, Dolly», «12 стульев» Захарова). Их мало кто слушал и никто не аплодировал, а зря: музыканты были превосходны.

Сергей Сельянов — кинопродюссер, руководитель кинокомпании «СТВ» (на её счету — оба «Брата», «Особенности национальной рыбалки», «Бумер», «Морфий» и анимационный ремейк «Кин-дза-дзы»), а заодно и продюсер фестиваля «Короче» — не тот человек, которого можно назвать великим оратором, но его слова об уверенности, что у фестиваля есть все шансы стать одним из крупнейших в Европе, звучали в стенах собора хорошо, хотя в этом высказывании, пожалуй, пока больше фантазии, чем реальности.

Затем зрителям было предложено развернуть спинки деревянных скамеек в противоположную сторону, где за органом устроился Артем Хачатуров, начавший свою небольшую кинематографическую программу музыкой Морриконе из фильма «Профессионал» (да-да, того самого, с Бельмондо). Это было свежо, и дальше становилось только веселее. Тема Джеймса Бонда меньше всего кажется подходящей для классического органа, но Хачатуров и тут справился блестяще, заставив композицию Монти Нормана греметь на весь немалый зал собора. Далее — «17 мгновений весны» — это уже чуть более предсказуемо, но вот потом — «Звездные войны».

Красные ковровые дорожки — это всегда упражнение в эгоистическом гламуре, и на проспекте Мира у кинотеатра «Заря» было примерно то же самое. По сравнению с аналогичной дорожкой на десятых «Балтийских дебютах», все было организовано менее четко, но суть не изменилась. Люди шли, иногда сворачивая в ресторан «Универсал», иногда направляясь прямо в кинотеатр, иногда останавливаясь и улыбаясь в камеры. Все стандартно; похвалим Машу Васюкову, создательницу короткометражки «Woody Before Allen», за ее умение элегантно позировать, и двинемся дальше, непосредственно в кинозал «Зари».

Собственно, «Woody Before Allen» про Вуди Аллена, урожденного Аллана Стюарта Кёнигсберга, и про то, как в фойе «Зари» был установлен небольшой памятник в виде очков и цитаты, стал первым фильмом, показанным в рамках «Короче». Фильм этот хорош и, несмотря на двухлетнюю давность, прекрасно подходит к тематике фестиваля — ведь благодаря ему Маша Васюкова сумела пробиться на международную киноарену; теперь за ее плечами — законченный, но еще не вышедший в свет короткий художественный фильм «Tri Angle» (2012), а впереди — документалка про Жана Кокто («Jean Cocteau: The Story of a Myth», планируется к выходу в 2013-м). После показа «Woody Before Allen» на сцене появилась и сама Маша с короткой речью. Также выступили Сергей Сельянов с речью, мало отличавшейся от произнесенной им в Кафедральном соборе, и поэт Олег Груз.

И наконец — команда создателей фильма «Иван Поддубный» во главе с режиссером Глебом Орловым, как обычно, выразившие в речах радость от того, что они представляют свой фильм не где-нибудь, а именно здесь, и прочее, и прочее. А вот на самом их фильме, завершившем тот вечер, следует остановиться подробнее.

«Иван Поддубный» — это история знаменитого российского профессионального борца, не проигравшего за 40 лет ни одного соревнования или турнира. Поддубный был запорожским казаком, родился в 1871, батрачил у отца, потом был портовым грузчиком, потом приказчиком в фирме «Ливас» (хотя создатели фильма сделали его грузчиком в «Ливасе»). Начал выступать профессионально как борец в цирке, показал физическую силу геракловых масштабов, выступал за рубежом (в том числе провел в 1920-е три года в гастролях по США и Германии), но был патриотом и остаток дней провёл в РСФСР. Причина смерти в 1949 году в Ейске — сердечный приступ. Профессиональную борьбу прекратил лишь в 70 лет.

Итак, человек интересный в разных отношениях, но для режиссера Глеба Орлова (единственная предыдущая работа — «Наша Russia: Яйца судьбы», 2010) и сценариста Юрия Короткова («Женская собственность», «9 рота», «Стиляги»), похоже, оказался интересен только один аспект: патриотизм. Впрочем, не подумайте, что фильм однозначно плох. В «Иване Поддубном» хватает юмора, толковой операторской работы, красивых мест; Михаил Пореченков сыграл Поддубного как добряка-здоровяка, воплощающего в себе все положительные стереотипы о русском народе, подтверждение которым вы едва ли найдете в повседневной жизни.

Короче, первый день фестиваля короткометражных фильмов отличился тем, что в его ходе не было показано ни одного короткометражного фильма (кроме работы Васюковой про Вуди Аллена, и до того демонстрировавшейся неоднократно). Впрочем, это было только начало; итоги показов реальных короткометражных фильмов 24-го и 25-го числа подведем в понедельник. Всем удачи!

Текст — Николай КИРИЧЕНКО, фото — Денис ТУГОЛУКОВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]