Шпион, выйди вон!

Шпион, выйди вон!
Кадр из фильма «»
Премьера киноленты «Шпион», снятой по книге Бориса Акунина «Шпионский роман», состоялась в мультиплексе «КАРО Фильм» 4 апреля. Поисками и разоблачением врага в ней занимались 26-летний актер театра и кино Даниил Козловский и занятый экранизацией еще одного произведения Акунина «Азазель» Федор Бондарчук. За тем, как они это делали, наблюдала «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Всероссийская слава настигла Бориса Акунина в 2005 году, после выхода на экраны фильма Джаника Файзиева «Турецкий гамбит», снятого по одноименной книге Григория Чхартишвили. Страна узнала имя героя. Эраст Фандорин — благородный, образованный мужчина, выделяющийся неподкупностью и верностью принципам, пользующийся успехом у дам и необычайно везучий в азартных играх. Шли годы, менялась власть, внутри- и внешнеполитическая ситуация перевернулась кардинальным образом, а Фандорин так и остался Фандориным. Только фамилию зачем-то сократил на три буквы, став Дориным, и помолодел лет на двадцать.

Прописку тоже пришлось сменить. Теперь Фан… Дорин — москвич. Спортсмен, защищает девушек от асоциальных личностей. И по-прежнему на госслужбе, только теперь в КГБ. Он туда особенно не стремился — просто позвали за умение морды бить, но работа ему нравится. Еще бы! Родину защищать! А начальник у него какой! Одна фамилия чего стоит! Бондарчук! Ох, простите, Октябрьский! Генерал! Вместе они решают общую задачу — пытаются поймать немецкого шпиона по кличке «Вассер» и выяснить, когда же Гитлер собирается напасть на Советский Союз. Получается, мягко говоря, не очень — фильм длинный, час-сорок, и шпион от них постоянно ускользает.

Ускользает и правдоподобность. По счастью, творческая группа, работавшая над картиной, не пыталась сделать ее похожей на документальную хронику. Поэтому в кадре мелькают сталинские высотки, построенные, как мы знаем, уже после войны, фюрер третьего рейха разговаривает со своими подчиненными по аналоговому скайпу, а вождь советских народов живет в только что отстроенном на месте Храма Христа Спасителя монументальном Дворце Советов, увенчанном грандиозной статуей Ленина.

Жаль, что все эти фантазийные красоты гротескной архитектуры в кадре именно мелькают — так и хочется остановить пленку, рассмотреть детали, насладиться видами придуманной благополучной советской Москвы. Но сценарий не ждет: шпион не пойман, дата вероломного нападения не установлена, Данила Козловский и Федор Сергеевич пытаются разгадать планы врага...

Признаться, Дорин в исполнении первого не идет ни в какое сравнение с Эрастом Фандориным Егора Бероева. На протяжении почти всей киноленты герой глуповато улыбается, внимая мудрым речам начальника, а тот беспрестанно (даже на смертном одре) сыплет сарказмами, считая, по всей видимости, подобную манеру общения невероятным ноу-хау. В конце концов, видеть Бондарчука в роли героя-комика зрители просто не привыкли, постоянно наблюдать этот сюр несколько утомительно. Иногда он, впрочем, ненадолго приходит в себя, однако совещания у Лаврентий-Палыча проходят нечасто. Козловский же безлик настолько, что зацепиться не за что — разве что за кулак, которым он периодически профессионально бьет морды.

Другое дело — второстепенные персонажи. Селенцов, изображающий забулдыгу-связного, играет так честно, что расставаться с ним совсем не хочется. И даже безупречный немецкий, на котором он начинает шпарить после поллитры беленькой, не способен до конца сломать стереотип и настроить зрителя против героя. Жаль что, упрямые сценаристы отвели заслуженному актеру Украины лишь несколько минут жизни на экране.

Опасения насчет обилия в фильме ура-патриотизма не оправдались — картина лишена этого недостатка. Напротив, «слуги народа» в «Шпионе» чаще вызывают улыбку, однако юмор, с которым они показаны, явно недоработан. Больше всего подобные сцены напоминают эпизоды пятилетней давности из фильма «Гитлер капут!», спасти который от провала не смогла даже грудь Анны Семенович. Здесь вместо нее выступает Анна Чиповская (Надя), которая ввиду отсутвствия чрезмерно выдающихся вторичных половых признаков разыгрывает карту любви с первого взгляда.

Подводя своеобразный итог, однозначно можно сказать одно: если вы, наконец, собрались заняться патриотическим воспитанием подросшего чада, момент выбран неудачно. Несмотря на то, что фильм лишен поражающих пошлым безвкусием сцен и в целом смотрится неплохо, сокративший фамилию на три буквы Фандорин в примеры для подражания не годится. Остается надеяться, что реноме героя сумеет возродить из пепла Антон Ельчин, исполняющий главную роль в бондарчуковской экранизации «Азазели», которую мы увидим в текущем году.