Злобно руки простерев, смерть летит из мрака

Злобно руки простерев, смерть летит из мрака
Кадр из фильма «»
Перед нами новый фильм ужасов от Скотта Дерриксона, режиссера «Шести демонов Эмили Роуз» и «Дня, когда земля остановилась». «Синистер», при относительно скромном бюджете в 3 миллиона долларов США, собрал в прокате в шесть раз больше, и получил хоть и сдержанную, но все же хвалу от критиков. Насколько фильм заслужил развернувшийся вокруг него небольшой ажиотаж, выясняла «Афиша Нового Калининграда.Ru».

В наши дни в жанре фильмов ужасов сложился набор штампов, которые повторяют почти все. Во-первых, сюжет должен вертеться вокруг как бы страшных сверхъестественных существ. И не важно, кто это — ходячие ожившие мертвецы, вылезающие из-под земли, или же иномировые пришельцы, вышагивающие из расступающегося тумана. Это вроде бы должно пугать, но на деле оказывается — разумеется! — куда менее страшно, чем обычные, несказочные вещи, которые могли бы случиться со всеми и каждым в любой момент. Во-вторых, испуг аудитории достигается не столько картинкой, сколько звуком, а точнее — музыкой: сколько вы видели фильмов ужасов, в которых приближение каждого пугающего момента сопровождается тягучими тихими звуками смычковых инструментов, а когда страшное наконец случается, смычковые взрываются громовым аккордом? Их сотни, и в случае с такими фильмами страх зрителя не имеет никакого отношения к содержанию кино — зритель просто пугается резкого перепада в звуках, и неважно, что на экране — мертвецы, пустота или Хани Бубу. Наконец, со времен «Ведьмы из Блэр» стал повсеместным третий штамп: использование «found footage», то есть как бы любительских съемок, сделанных персонажами. Такой подход — продолжение метода «киноправды» нашего знаменитого соотечественника Дзиги Вертова, но стоит помнить, что Вертов ненавидел игровое кино, и от подобного стал бы энергично плеваться.

Так вот, «Синистер» (англ.: «зловещий») сделан на основе первых двух клише, они здесь везде. «Найденные кадры» тоже используются, но они здесь — не главное. «Синистер», при всех благих намерениях его создателей, остается клишированным хоррором, и ваша способность испугаться тому, что вы увидите, окажется обратно пропорциональна количеству фильмов ужасов, виденных вами ранее. Режиссер Дерриксон и его команда щедро воруют у классиков («Жилец», «Сияние», «Звонок»), но в итоге выдают продукт, мало отличающийся от той же «Запретной зоны», невзирая на некоторое количество визуальной поэзии.

Сюжет: писатель с интересным именем Эллисон (Этан Хоук) со своей женой и детьми отправляется писать книгу на новое место (кто сказал «Джек Торренс»?). У него был один весьма успешный (и, конечно, зловещий) роман, который снискал известность, но с тех пор все его книги принимались прохладно, и на этот раз он надеется выдать шедевр. Шериф местной полиции относится к нему плохо, а также загадочно намекает, что дом он выбрал неправильно. Семья постепенно обживается на новом месте, дети недовольны переездом, но постепенно смиряются. И тут наступает переломный момент: Эллисон находит на чердаке проектор и набор 8-миллиметровых пленок, на которых запечатлено нечто зловещее…

Раскрыть здесь, что именно значит выдать слишком много, нельзя, но можно спокойно сказать, что с домом что-то неладно, что здесь замешаны дети, и что одержимость нашего протагониста содержанием увиденного достаточно быстро перерастает в постепенную потерю рассудка. Итак, еще два клише: проклятый дом и злые дети.

Немного о технической стороне. В «Синистере» присутствует некоторый милый кинофетишизм. Дерриксон с большой любовью показывает тот самый 8-миллиметровый проектор, внимательно исследуя его камерой во всех деталях. Кадры без проектора по большей части сняты по принципу «резкий протагонист — нерезкий фон», что в данном случае к месту, ибо из размытого бэкграунда в любой момент может вылезти что-то непотребное, и зритель этого ожидает. Серьезную проблему представляет постоянное блуждание главного героя по темным чердакам — их здесь слишком много, и где-то треть фильма мы проводим, наблюдая темные чердаки под тягучую музыку. Надоедает.

В целом: если вас устраивает идея посмотреть профессионально сделанный, предсказуемый, клишированный фильм про монстров с редкими изобретательными моментами — «Синистер» для вас. Если охота чего-нибудь оригинального и близкого к жизни — увы. 6/10.