Драконовы методы

Драконовы методы
Кадр из фильма «»
Прошел ровно год с момента премьеры первой части «Хоббита» в России, и поклонники фэнтези вновь нестройными, но многочисленными рядами устремились к кассам кинотеатров. Что Питер Джексон успел показать зрителям за очередные два с половиной часа экранного времени, и сколько страниц книги оставил для заключительной серии, выяснял Денис Туголуков.

Вы позабыли, чем закончился «Хоббит: Нежданное путешествие» в прошлом году? Это неважно, потому что он не закончился. Коротко: дюжина гномов, старик-чародейГэндальф Серый и бестолковый, но храбрый хоббит Бильбо Бэггинс выступили в поход к Одинокой горе, чтобы найти потайной вход внутрь горы, избавиться от задремавшего там на куче золота дракона и наконец зажить по-человечески.

Поскольку предыстория была основательно нам разжевана в первой части, во второй бородатый новозеландский режиссер, похожий на одного из своих косматых персонажей, сразу рвет с места в карьер: герои спасаются бегством от орков, едва не попадают в лапы человека-медведя Беорна, находят приют в его доме, оказываются в плену сначала у гигантских пауков, а затем — у лесных эльфов, сбегают отовсюду и наконец достигают Озерного города.

В общем, сплошной легкоатлетический экшн, щедро разбавленный бодрыми сценами истребления гоблинов, почти магическими спецэффектами и, в меньшей степени, потрясающими пейзажами Средиземья. И если вы думаете, что во второй половине фильма действо хоть на минуточку притормозит, то сильно ошибаетесь. В «Пустоши Смауга» нет больше места гномьему караоке и милому детскому юмору, которые были характерны для первой части — стилистически второй «Хоббит» все меньше напоминает детскую сказку Джона Р. Р. Толкиена и все сильнее похож на кинотрилогию все того же Питера Джексона о Братстве Кольца, предназначенную для аудитории старше шестнадцати лет. Хотя все еще сохраняет в российском прокате рейтинг «12+».

Здесь пока еще отсутствуют жестокие и — не побоюсь этого слова — кровавые сцены, но уже есть недоразвитый любовный треугольник с участием Леголаза (неожиданно), эльфийки Тауриэль (единственный женский персонаж, между прочим!) и самого смазливого из гномов Кили, а также Саурон, скрывающийся под обличием Некроманта в Дол Гулдуре. Учитывая, что до конца книги у Джексона остались считанные страницы, которые по традиции нужно растянуть на два с половиной часа, можно только предполагать, куда буйная фантазия заведет режиссера и его сценаристов в заключительной части.

Впрочем, авторское осмысление текста, с учетом того, что новозеландец за последние двадцать лет в этом деле более-менее поднаторел — это совсем неплохо. Другое дело, что за бесконечным потоком экшена и спецэффектов, в которых он поднаторел еще больше, как-то сама собой сходит на нет сказочная атмосфера «Хоббита», присутствовавшая в первой серии, и фильм из мягкой, уютной легенды постепенно превращается в героический боевик, медленно и несколько неуклюже приближающийся к долгожданной развязке.

Подобная трансформация отчасти разочаровывает, но далеко не всех зрителей и не настолько, чтобы они изменили свое лояльное отношение к ленте на противоположное. В конце концов, по части зрелищности «Пустьшь Смауга» уж точно переплюнула «Нежданное путешествие»: графика стала еще более громкой и яркой, трюки — еще более головокружительными. А апофеозом всего этого компьютерного великолепия стал диалог Бильбо Бэггинса с полностью нарисованным драконом. Вот только до Голлума огнедышащий ящер Смауг пока не дотягивает. 8/10.