«Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта

«Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта «Вечер поэзии»: «Сурганова и Оркестр» поздравили калининградок с 8 марта
В Международный женский день гости из Питера «Сурганова и оркестр» по старой доброй традиции выступили в Калининграде. В этот раз музыканты представили поклонникам большую и разнообразную программу «Редкий концерт», приуроченную к десятилетнему юбилею коллектива. Оценить ее отправились корреспонденты «Афиши Нового Калининграда.Ru».

О том, что этот концерт будет чем-то особенным, говорило не только его название — организатор, концертное агентство «Запад-концерт», обещал с афиш всем пришедшим акустическую программу плюс электрический блок. А сама Светлана Сурганова приоткрывала завесу тайны в многочисленных интервью, суля калининградскому зрителю «редкое смешение всех жанров» — от романса до танцевального латино.

За десятилетие постснайперской карьеры Светлане Сургановой удалось в своем творчестве выйти за рамки «темы», поэтому на ее концертах все чаще можно видеть людей совершенно разного толка. В пятницу в «Доме искусств» были замечены и одинокие пенсионеры, и молодые семьи с совсем еще маленькими детьми. Таким пока рано объяснять смысл песен питерского коллектива, но уже самое время приучать к хорошей музыке, вырабатывать в них иммунитет к какофонии и безвкусице.

Сурганова появилась на сцене, окутанной мраком и туманом, под тягучие мистические звуки. Маленькая, изящная, в просторном черном платье и кедах — ничего лишнего, разве что лаконичный образ попеременно дополняли гитара и фирменная скрипка. Приветственной песней стала композиция на стихи Осипа Мандельштама «Ленинград». В разные годы ее исполняли Пугачева и Гвердцители, и, казалось, после них здесь уже сложно что-то добавить. Но Сургановой все же удалось отойти от эстрадной легкости первой и театральной трагичности второй исполнительниц. Ода Мандельштама родному городу, усиленная живым роком, превратилась в протест и демонстрацию силы духа. Зал оценил, и уже после первой песни музыкантам начали кричать «Браво».

Но все-таки главной темой этого вечера была любовь. И в первую очередь — любовь к женщине. Со всей свойственной ей интеллигентностью и теплотой Светлана Сурганова за весь вечер не раз обратилась к «милым дамам», благодаря их за то, что пришли, и поздравляя с праздником. Казалось, что именно для женщин, так трепетно относящихся к поэзии, был подготовлен этот «Редкий концерт»: песни на стихи классиков дополняли их же произведения, которые Светлана Сурганова декламировала со сцены «с чувством, толком и расстановкой», как будто бы за ее плечами, как минимум, курсы актерского мастерства. Поэзию Мандельштама, Гумилева, Ахматовой, Цветаевой, Бродского и Лорки она иногда приправляла произведениями современников, среди которых и звучащая нынче отовсюду Вера Полозкова (джазовая песня «Гертруда», на которую недавно был снят клип, его уже можно посмотреть в интернете). Слово — звенящее, живое, рассекающее темноту безмолвного зала — особенно действовало на самых впечатлительных представительниц прекрасного пола. «Это же про нас с тобой, Сереж», — отозвалась одна из них, когда Сурганова дочитала стихотворение Бродского «Шесть лет спустя»:

«…так долго вместе прожили мы с ней,
что сделали из собственных теней
мы дверь себе — работаешь ли, спишь ли,
но створки не распахивались врозь,
и мы прошли их, видимо, насквозь
и черным ходом в будущее вышли…»

Там, где высокая поэзия заканчивалась, исполнительница, опять же традиционно, принималась заигрывать с женской частью зала. «Милая девочка, тогда со мной пошути, что ли», — завершила она исполнение песни на стихи Игоря Азбиля. Девочки, кстати, отвечали взаимностью, постоянно поднося кумиру неиссякаемые, казалось, букеты цветов.

Впрочем, мужчины тоже не остались без «сладкого» — каверы на песню БГ «Еще один раз» и на «Скалолазку» Высоцкого, которые, по словам Сургановой, она и ее музыканты только сейчас «осмелились озвучить», были одобрительно восприняты публикой. В какой-то момент, во время исполнения песни «Апрельская», у гитариста порвалась струна, что лидер коллектива радостно прокомментировала: «Вот это настоящий рок-н-ролл, ребята! Обычно у музыкантов рвется первая струна, а у нас порвалась четвертая. Вот на что вы нас подвигли, вот с какой самоотдачей работаем!». Удалось в этот вечер услышать и песню «Осеннее шоссе», записанную осенью 2012 года совместно с Настей Полевой и уже успевшую получить многочисленные хвалебные отзывы.

Овации и крики «Браво» звучали на протяжении всех 2 часов выступления, а под конец, перед тем, как музыканты исполнили на бис «Белую песню», зрители, будто сговорившись, поприветствовали их стоя, поставив, тем самым, высшую оценку этому концерту.

За 10 лет после ухода из группы «Ночные снайперы» Светлана Сурганова проделала огромный пусть навстречу своему зрителю. Не пытаясь засветиться в низкопробных рейтинговых шоу на главных федеральных каналах (как это делала, например, ее бывшая одногруппница), не выкупая радиоэфир, она незаметно шагнула из маленького зала столичного клуба на сцену огромных концертных площадок по всей России и в странах Ближнего зарубежья. Показав, какой многогранной на самом деле может быть отечественная рок-музыка и насколько вечна и современна высокая поэзия. В августе 2003 года со сцены московского клуба Б-2 она звучала необычно и даже неожиданно — своя, но в очень узких кругах. Теперь же ей рады даже малые дети — хороший пример для подражания всем начинающим музыкантам.

Текст — Марина РАЙБЕРГ, фото — Виталий НЕВАР

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]