Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото)

Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото) Есть ли жизнь на Дейме: Музей Мирового океана хочет запустить водный маршрут в Заливино (фото)

Музей Мирового океана планирует запустить водный туристический маршрут из Калининграда к посёлку Заливино под эгидой Русского географического общества. Это около 120 километров или 12 часов по Преголе и Дейме. Вместе с командой музея маршрут опробовали и корреспонденты «Нового Калининграда».

Старт — от набережной Петра Великого. В поход отправляются сразу три судна — яхта «Либерта», куренас «Русна» и яхта «Дуэт». Поначалу путь знакомый — проходим остров Канта, «ныряем» под Деревянный мост и движемся вдоль Октябрьского острова. Плотная городская застройка сменяется видом на частные дома с собственным выходом к реке, а потом берега надолго захватывают заросли тростника. «Это средообразующее растение, то есть оно само для себя формирует субстрат: постепенно отмирая, стебли тростника наращивают ил, и по этому илу тростник распространяется дальше, занимая большие территории, — рассказывает член Ассоциации гидов и экскурсоводов области Дмитрий Булгаков, приглашённый музеем для помощи в разработке маршрута. — Сейчас не самое удачное время для наблюдения — птиц мало, но весной и летом в этих тростниках кипит жизнь — самые разнообразные мелкие воробьиные птицы, камышовки, большие выводки крякв, лысуха, камышница, лебеди, серые гуси. Здесь очень шумно, постоянные голоса и пение птиц. Кроме того, это место нереста почти сорока видов рыб, обитающих в Преголе».

Тростниковые заросли будут сопровождать, кажется, весь маршрут, время от времени уступая место чёрноольховым лесам и золотарнику — эти растения тоже не боятся сырых низин. Пройдя все городские мосты и растянувшиеся над водой линии электропередач, ставим мачту под руководством капитана — главного специалиста по флоту Музея Мирового океана Алексея Шуткина. «Чувствуете ветерок в левую скулу начинает тянуть? Значит, сейчас яхта повернёт нос вправо. Она весит около пяти тонн — сразу не сдуешь даже сильным ветром, так что следите», — учит он.

Если посмотрим карту местности, увидим, что от Преголи ответвляется множество пойменных озёр. Заходим в одно из них с прозаичным названием Пустое. Сейчас здесь бывают, пожалуй, только рыбаки, и, честно говоря, им завидуешь — только они и знают все эти дикие закутки с колониями кувшинок, в то время как туристы роятся на пляже Зеленоградска. По пути машем таким рыбакам, стараемся не спугнуть лебедей с выводком (насчитали четырёх птенцов), фотографируем коров, коз и стадо овец с чёрными мордами. В Гвардейске разглядываем с воды замок Тапиау, который начинают превращать в туристический комплекс — несколько тюремных бараков уже снесли. Здесь же выруливаем в правый рукав Преголи — Дейму. «Этот канал прокопали в XIV веке, когда хотели создать систему транспортного сообщения, не связанную с Куршским заливом. На заливе всё-таки ветра, волны, шторма — это достаточно опасно, — поясняет Дмитрий Булгаков. — А в XVII веке прокопали ещё и Фридрихсграбен — Полесский канал. Получилась единая транспортная система, соединяющая Кёнигсберг через Прегель, Дейму и Фридрихсграбен с Тильзитом. То есть суда, минуя опасный для судоходства Куршский залив, могли спокойно проходить практически через всю территорию нынешней Калининградской области».

В Полесском районе оказываемся уже ближе к вечеру. Опускаем мачту, чтобы пройти под железнодорожным мостом в Шолохово и Орлиным в Полесске, слушая рассказ о строительстве замка Лабиау на берегу реки Лабы. К посёлку Заливино, где находится новый объект Музея Мирового океана — маяк Риндерорта, мы уже не успеваем, и экспедиция заканчивается у причала в Полесске (надо сказать, в отличие от флоры и фауны инфраструктура на маршруте нежных чувств не вызывает). Для туристов будущий путь хотят разделить на два дня. Варианты ночёвки разные — может, в палатке под Гвардейском, а, может, в четырёхзвёздочной гостинице по пути. «Это стандартная история, когда один и тот же маршрут предлагается в нескольких ценовых категориях. Кому-то интереснее дикий отдых, кому-то — цивилизованный. Сейчас мы рассматриваем все варианты, — говорит заместитель директора Музея Мирового океана по внешним связям и стратегии Денис Миронюк. — В этой экспедиции у нас нет цели просчитать экономику проекта, у нас есть цель изучить маршрут, описать его, составить документ, где будут указаны технические характеристики судов, которые могут пройти по этому пути, возможные места швартовки».

С причалами всё действительно непросто. Зачастую их просто нет, а те, что имеются, могут принять далеко не все суда. Например, небольшая парусная яхта ещё пройдёт, а вот с теплоходом вроде «Самбии» возникнут проблемы. И всё бы ничего, но стоимость путешествия на яхте, которая может взять только семь-восемь человек, и на теплоходе с вместимостью около 55, вероятно, будет не в пользу первой. Впрочем, формат и стоимость такого путешествия Музею Мирового океана ещё предстоит обсудить вместе с туроператорами. Руководство учреждения надеется запустить маршрут к сезону 2023 года.

Региональные власти уже пытались зародить туристическую жизнь на водном пути из Калининграда в Полесск. Ещё в далёком 2012 году министр развития инфраструктуры Александр Рольбинов называл Полесск в числе самых перспективных площадок для обустройства инфраструктуры водного туризма и прогнозировал, что к 2020 году в области будет около 4000 катеров и яхт. В 2015 году чиновники задумали активнее интегрировать регион в международный водный маршрут Е-70, пролегающий от Роттердама до Клайпеды, и отправились инспектировать его калининградскую часть, которая как раз-таки проходит по Преголе и Дейме. Уже тогда они пришли к неутешительным выводам о нехватке причалов и плачевном состоянии имеющихся. В 2017 году тогда ещё врио губернатора Антон Алиханов говорил о развитии водного туризма как об одной из важных задач регионального правительства. «Надеюсь, что в ближайшие годы мы сможем снять те барьеры, которые существуют для развития внутреннего и международного речного туризма, и проект Е-70 заживет полноценной жизнью», — мечтал он. А в 2018 году власти выпустили видеоролик с проектами яхтенных марин в Краснофлотском, Ушаково, Прибрежном, Сокольниках, Гвардейске, Полесске, на реке Тростянке в Зеленоградске и в посёлке Рыбачий на Куршской косе.

На сей раз планы чуточку скромнее. «Не всегда всё заключается в какой-то суперсовременной инфраструктуре, иногда это правильная подача маршрута, его детальное описание, вовлечённость, — считает Денис Миронюк. — Мы бы хотели призвать коллег из муниципалитетов, которые находятся на маршруте, развивать инфраструктуру, чтобы сделать его рабочим. Сейчас финансирования на этот проект у нас нет, никакой грантовой поддержки, это инициатива музея, но наверняка наши муниципалитеты, увидев подробное предложение, более внимательно посмотрят в эту сторону и улучшат необходимые позиции». Главный специалист по флоту Музея Мирового океана Алексей Шуткин также обращает внимание проблемы с водной инфраструктурой в регионе. «Наша часть Калининградского залива в три раза больше, чем польская, но количество яхтенных гаваней у нас в пять раз меньше, чем у поляков», — говорит он.

Потенциальных пользователей маршрута «Калининградская область — край рек, озёр и заливов» руководство музея видит не только в туристах, но и в жителях региона, которым летом захочется сбежать с переполненного морского побережья и, например, попробовать себя в яхтинге. «Очень многие направления в последнее время в Калининградской области были открыты. И как раз-таки формирующийся поток и создаёт инфраструктуру, — уверен Денис Миронюк. — У нас есть уникальный объект на берегу Куршского залива — маяк в Заливино. И этот маршрут соединяет музей с маяком, для нас это уже неразделимая история. Мы знаем, что музей по этому маршруту будет ходить, но мы хотим, чтобы ходили не только мы, а ещё создать вокруг себя группу единомышленников. Хотелось бы, чтобы этот проект начал жить, потому что уже было много попыток на разных уровнях».

Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]