Хедлайнер первого дня VII Международного фестиваля «Калининград Сити Джаз» Андрей Макаревич не без юмора отнесся к некоторым вопросам, заданным ему журналистами региональных СМИ на пресс-конференции, состоявшейся перед открытием главного музыкального события лета, и рассказал, что по его мнению нужно для хорошего джаза, почему он не стал участвовать в музыкальном проекте в поддержку Pussy Riot, и как рождаются новые песни.
— Я вообще не болельщик, но Олимпиада, по-моему, это событие исключительное. Оно не только для болельщиков — это вообще один из немногих оставшихся у человечества способов выяснять отношения мирным путем при большом стечении зрителей. Поэтому мне это нравится. Атмосфера там очень хорошая, Лондон вообще волшебный город абсолютно, и для меня всякий раз там оказаться — это праздник. Ну, в общем, начали не позорно, посмотрим, что будет во второй половине — обычно мы во второй половине собираемся…
— Калининградская публика все-таки будет ждать эстрадных хитов…
— Откуда вы знаете, чего будет ждать калининградская публика? У нас вообще публика медленно соображает. Нам потребовалось лет шесть, чтобы на концертах «Оркестра креольского танго» перестали кричать «Поворот давай!» Уже четыре года этого не происходит. Если здесь это случится (
и это случилось — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»), значит вы несколько оторваны от действительности — я вам сочувствую.
— И в продолжение… На ваш вкус рецепт хорошего джаза, каков он?
— Я не думаю, что возможно составить рецепт хорошего джаза — мы же не на кухне, правда? Я думаю, что, прежде всего, для этого нужны очень хорошие музыканты, которые эту музыку любят и чувствуют. Этого вполне достаточно. Но не так много хороших музыкантов, увы.
— Насколько часто удается выступать таким большим составом, и какие это площадки?
— Мы постоянно так выступаем, площадки городские — это концертные залы в основном, не дворцы спорта. Но у нас много концертов, вы не думайте, что мы специально для фестиваля собрались, нет. Это наш постоянный состав, просто есть еще состав, который называется «Джазовая трансформация», но это совсем другое — мы его собрали специально для джазовой клубной музыки, потому что, слава Богу, в Москве, да и по стране количество джазовых клубов опять растет, что говорит о возвращении интереса к этому жанру, и меня это очень радует. Там играют музыканты из «Оркестра креольского танго», но мы играем там другую музыку, в основном стандарты джазовые, и, как правило, приглашаем разных джазовых вокалисток. Это может быть Этери Бериашвили, которая в «Акапелле Экспресс» работала и ее, собственно, организовала, это может быть замечательная вокалистка Ирина Родилес, это может быть Полина Касьянова, и в зависимости от них трех мы играем три совершенно разных программы. Плюс, как правило, всегда происходит джем какой-то, за что я это направление люблю особенно.

— В июле вы последний раз выступали с Евгением Маргулисом. Почему вы с ним расстались?
— Почему вы спрашиваете у меня об этом? Я же его не выгонял! К вам приедет Маргулис со своей группой — вы у него и спросите. Это было его решение. Периодически что-то такое происходит…
— А кто займет его место в «Машине времени»?
— Уже занял, мы уже готовы к работе, но я не хочу пока это имя называть. Тем более вам оно мало что скажет. Скажем, музыканты этого человека знают, а простые слушатели — нет, потому что в основном он занимался студийной работой. Но это очень хороший гитарист, мне было страшно интересно, потому что с новым человеком всегда появляется какой-то новый пульс, новые краски, новое звучание. Даже если ты восстанавливаешь старые песни, все равно они звучат несколько иначе, это всегда забавно.
— Борис Гребенщиков, например, периодически меняет состав «Аквариума». Возможно, ему это необходимо, чтобы получить новый творческий толчок. Насколько вам трудно или же, наоборот, легко сотрудничать с одними и теми же людьми на протяжении длительного времени?
— Мне очень легко сотрудничать с одними и теми же людьми. У нас немножко разные подходы. Все-таки, у Бори это «Боря и аккомпанирующий состав», поэтому он все время ищет каких-то новых красок. А группа — это не аккомпанирующий состав, это музыканты на равных правах. Поэтому когда мы что-то новое делаем, право голоса у всех одинаковое, и это такая совместная работа.
— «Оркестру креольского танго» уже больше десяти лет. Можно ли подвести какой-то промежуточный итог, и каких принципов вы придерживаетесь в руководстве оркестром?
— Итоги я никакие подводить не собираюсь, с чего бы? Нет никакого повода подводить итоги — мы находимся в движении. Что касается принципов, я никакие принципы вообще не исповедую и никогда их не любил. Мы просто стараемся сделать хорошо — так, как нам самим нравится.
— Есть информация, что вы были среди подписантов письма за то, чтобы освободили Pussy Riot…
— Да что ж вы такие недоверчивые! Это письмо, по-моему, было опубликовано везде, где можно.
— А по какой причине вы не стали участвовать в большом музыкальном проекте, где триста музыкантов было? Василий Шумов из группы «Центр» собрал…
— Я не считаю Василия Шумова музыкантом, понимаете? Поэтому мне не очень интересно с ними участвовать. Есть два варианта: или ты делаешь что-то, чтобы помочь людям, которые незаконно и несправедливо находятся за решеткой, или ты делаешь, что-то, чтобы показать, какой ты борец. Вот этот проект — из второй серии. Эта серия меня не интересует совершенно.
— Вы с Кутиковым общались по поводу этого мероприятия?
— Нет, я не общался с ним — у Кутикова свои представления об этом, у меня — свои. Может быть, Кутикову нужно как-то свою группу засветить еще раз. Мне это не нужно абсолютно. Я считаю, что письмо, подписанное тремястами весьма уважаемыми людьми нашей страны, не только музыкантами — это гораздо более действенный способ что-то изменить, и судя по тому,
что Путин сказал 2 августа, похоже, это как-то подействовало. Я очень надеюсь на это.
— В Калининграде недавно прошел благотворительный концерт для сбора средств в поддержку пострадавших жителей Крымска. Стали бы вы принимать участие в таком концерте?
— Стал бы, безусловно. Там, к сожалению, проблема не только в деньгах. Насколько мне известно, наши граждане отреагировали очень по-человечески и весьма оперативно — средств и вещей было собрано много, и даже МЧС работало быстро, и волонтеров было очень много… У нас всегда проблема в другом: мы сначала создаем катастрофу, а потом успешно преодолеваем ее последствия. Большинство жителей этого города построили дома на местах, запрещенных для строительства — с самого начало было известно, что это место небезопасное. А они как-то обошли это дело и на свой страх и риск это сделали — вот это болезнь наша неизлечимая. И ведь смотрите: они сейчас отстроят все — никто оттуда не уедет — их через десять лет опять зальет. Беда в головах, к сожалению.
— Позволяете ли вы себе роскошь ходить на концерты в качестве зрителя, и на выступление какого исполнителя вы бы хотели попасть?
— Это очень редко удается, потому что как раз вечером вся работа происходит, и почти все вечера заняты. Я уже полгода собираюсь Инну Желанную сходить послушать, мы с ней старательно переписываемся, но как у нее концерт в Москве, так или меня нет, или у меня самого концерт. Вот четырнадцатого числа будет, по-моему, шестая или седьмая попытка. И то я не уверен, свободен буду или нет.
— Как говорится, «стихи не пишутся — стихи случаются». Вы ждете, пока у вас «случится», или руководите этим процессом?
— Это зависит от ситуации, смотря что надо делать. Есть журнал, в который мне надо раз в месяц сдавать рассказик. Я знаю, что их нельзя подводить, поэтому я сажусь и пишу. А если мы готовим, скажем, альбом, я прекрасно понимаю, что меня никакие сроки не связывают, потому что мы, слава Богу, не связаны никакими контрактами. Поэтому можно спокойнее относиться к этому, не подгонять себя.
— Но впереди все-таки чаще стихи или музыка?
— Танец, танец — сначала танец. Конечно, сначала я танцую голый на крыше, потом приходят слова, а потом — звуки. Ну о чем вы говорите, мадам? Вы не обижайтесь, нет тут никаких правил. Слова вначале, музыка вначале — нет тут законов, понимаете? По-разному это бывает, и у всех по-разному. Особенно, если сам пишешь и то, и другое. Конечно, когда человек берет стихи и пишет на них музыку, это одна история. А у меня это может быть и одновременно. Я не знаю, как это происходит. Это происходит непредсказуемо. Иногда быстро, иногда очень медленно и трудно, иногда не получается какое-то слово, иногда не складываются две ноты в мелодию — здесь нет ничего первого и ничего второго.
— После фестивальных дней вы отправитесь обратно в Лондон?
— Нет, в Лондон я уже не поеду, мы через несколько дней садимся на студию с «Машиной», потому что мне очень хочется к сентябрю записать несколько песен — мы довольно давно ничего нового не делали с «Машиной времени». Почему-то в голове держится, что сентябрь — это начало какого-то сезона, ну и, наверное, приезжают все из отпусков — мне интересно, какая будет на это реакция.