Кяститус Урба, бывший баскетболист, а сейчас владелец одного из крупнейших ресторанов в Вильнюсе «Marceliukes Kletis», прибыв на фестиваль «Территория мира», рассказал «Ресторанам Нового Калининграда.Ru» о том, почему у литовцев не популярна национальная кухня, зависит ли сервис от национальности, а также сообщил, что одно из самых популярных литовских блюд придумала армянская домохозяйка.
— Вас представили как владельца самого крупного ресторана в Вильнюсе…
— Не самого крупного, а крупнейшего. У него вместительность — 400 посадочных мест, как в самолете. Но это первый ресторан, который открылся в Вильнюсе, после того, как Литва обрела независимость в девяносто пятом году. «Marceliukes Kletis» находится в Жирмунае, это не туристический район Вильнюса, достаточно тихий и спокойный.
Когда я открывал ресторан, то решил, что человек который приходит к нам, должен быть удивлен. Поэтому наш интерьер — это экскурсия в прошлое, здесь много старинной сельскохозяйственной техники, разных агрегатов, предназначение которых простому человеку будет сложно понять, есть даже первый велосипед, который появился в Литве — он сделан из дерева. Мы работаем уже семнадцать лет, но, к сожалению, сейчас литовская кухня в собственной стране не на волне, она не так популярна как раньше. Я надеюсь, что когда-нибудь она станет так интересна не только туристам.
— Почему у литовцев пропадает интерес к собственной кухне?
— Если человек всю жизнь ел литовские блюда, то сейчас ему, конечно, хочется попробовать что-то новое: японскую, китайскую, узбекскую, казахскую и мексиканскую кухни. Вы сами часто едите щи или кашу? Сейчас в основном мы работаем на туристов, но к нам заходят и жители этого района. Мы принципиально специализируемся только на собственно национальной кухне и представляя ее, объездили много стран, практически всю Европу. Легче сказать где мы не были, а не были мы в Португалии, Испании и в некоторых хорватских странах.
К вам мы приехали маленьким составом. Мне интересно участвовать в подобных мероприятиях, с организаторами «Территории мира» я могу поделиться собственным опытом. Дело в том, что уже десять лет я организую ярмарку Казюкас, самую большую ярмарку народных ремесел в Литве, на ней собираются около двухсот ремесленников каждый год, по мощности у нас нет ничего больше. Так что, мы можем много чему поучиться друг у друга.
— Вам уже приходилось представлять свою кухню в России?
— Да, в рамках дней Литвы в России мы были в Санкт-Петербурге. Наше выступление пользовалось таким успехом, что даже захотелось остаться и пожить там некоторое время. Петербуржцы еще помнят качество и вкус литовских продуктов, они как бы просят: «Привезите нам настоящего литовского сыра, настоящей литовской колбасы, настоящего литовского хлеба!» Мы и на «Территорию мира» привезли немного наших продуктов.
— Вы пробовали литовские блюда в России? Каково их качество, сильно ли они отличаются от того, что готовят у вас?
— Я заходил в один ресторан в Санкт-Петербурге. Там было более-менее вкусно, во всяком случае похоже на правду. Я думаю, что тем людям, которые хотят заниматься литовской кухней, нужно просто сразу брать на работу настоящего литовского повара, и тогда можно получить отличный результат. В Калининграде, к сожалению, в этот раз мне пока не удалось ничего попробовать. Пять лет назад я был у вас в городе и ужинал в ресторане «Нида», сейчас я уже не помню, что именно я тогда заказывал, но точно помню, что мне не очень понравилось.
Одна моя калининградская знакомая говорит, что здесь заинтересованы в том, чтобы был настоящий литовский ресторан, чтобы в нем работали настоящие профессионалы, чтобы обслуживающий персонал был тоже из Литвы, потому что качество сервиса разное, и у литовцев лучше отношение к работе. Но я не верю в то, что отношение к работе зависит от национальности. Оно больше всего зависит от того, какую зарплату получают человек. Если ему хорошо платят, то он хорошо и работает.
— Для каждой презентации у вас стандартный набор блюд?
На презентации мы договариваемся заранее с организаторами, как и что лучше приготовить. Это зависит от формата мероприятия — проходит ли оно в ресторане, или, как здесь, на свежем воздухе, многое зависит и от публики, ее статуса и количества. Мы работаем под заказчика, но всегда находим с ним общий язык.
— Что вы готовили для калининградцев?

— Мы выбрали картофельные блины со свиным фаршем, они очень популярны у нас. Для этой презентации мы сделали их маленькими, размером с ладонь, обычно же они большие. Это не старинное блюдо, они появилось начале двадцатого века, и придумала его не литовка, а одна армянская женщина, имя которой в истории не сохранилось, зато сохранилось название места, где это блюдо появилось впервые. Так они и называются — жямайчу блинай.
Мы привезли попробовать немного мяса, колбасы и литовского хлеба, приготовили цеппелины. Хотели привезти еще, блины с крапивой, но забыли ее собрать вовремя. Крапива кладется в середину блина, если все приготовить правильно, то вкус будет, как у шпината. Это очень полезное блюдо, в крапиве много витаминов, первое лекарство от болезней. Я даже учил, как правильно ее есть зеленой, чтобы не жгло рот — надо сложить лист в обратную сторону. Зато мы успели собрать разных других полезных трав и приготовили для всех гостей специальный чай.
— В Калининграде все знают, что такое цеппелины, литовский холодный борщ. А какое блюдо литовской кухни, на ваш взгляд, самое неизвестное в России?
— Надо подумать… Швильпикай! В переводе на русский это значит «Свистун» — такие маленькие булочки, которые пекутся в печи из вареного картофеля. Это старое блюдо, его стали готовить в Литве обычно после того как после праздника остается много вареного картофеля, и тогда, чтобы не выбрасывать, из него делают пюре, потом муку добавляют, яйца и запекают в печке. Мне бы хотелось их здесь приготовить, но печка нужна хорошая. Даже жалко, потому что это очень вкусно и сытно.
Текст: Александра АРТАМОНОВА, фото — Кирилл КЛЕЙКОВ, «Новый Калининград.Ru».