31 января на экраны российских кинотеатров вышли новые «Доспехи бога», получившие название «Миссия Зодиак». По словам автора ленты Джеки Чана, работавшего над ней в пятнадцати разнообразных должностях, картина может стать последним его большим экшн-фильмом. Насколько интересным он вышел, и получится ли у знаменитого китайца «уйти красиво», выяснял Денис Туголуков.
Итак, спустя два с лишним десятка лет Джеки Чан снял продолжение «Доспехов бога» — «Миссию Зодиак». Как и в предыдущих двух частях, Чан выступил здесь не только как актёр, но и как сценарист, продюсер и режиссёр картины. Сюжет выстроен вокруг бронзовых скульптур в виде голов животных, олицетворяющих восточные знаки Зодиака. Фигуры украшали фонтан легендарного Летнего дворца в Пекине, который был разграблен англо-французскими войсками в 1860 году на исходе Второй опиумной войны.
Главный герой истории — профессиональный охотник за сокровищами Джей Си по кличке Ястреб (Джеки Чан). Он получает заказ найти и украсть уцелевшие головы, для чего с группой помощников отправляется сначала во Францию, а затем на затерянный в океане тропический остров, где среди обломков севшего на мель корабля спрятаны еще две скульптуры. Нетрудно догадаться, что Ястребу в его начинаниях противостоят десятки «врагов» разного калибра и уровня владения кунг-фу, с которыми он вынужден бороться всеми подручными средствами, включая диванные подушки, штативы для фотоаппаратов и зонты-отражатели.
Как известно, победить Джеки Чана в комнате, обставленной мебелью, практически невозможно, но в «Миссии Зодиак» волею собственноручно придуманной сюжетной линии знаменитому китайцу приходится демонстрировать свои боевые навыки не только в привычных для homo sapiens условиях комфорта и роскоши, но и под землей и даже в небе. Вообще если вы ждете от новой части «Доспехов бога» невероятных трюков и зрелищных боевых сцен, спешу вас успокоить: они там есть, и они действительно невероятные и зрелищные. А вот с остальными компонентами хорошего кино дело обстоит не так гладко.
Возьмем, к примеру, сюжет. Вполне вероятно, история с разграблением Летнего дворца и последующим исчезновением вывезенных европейцами из Пекина ценностей по замыслу Чана должна заинтриговать зрителей. На развитие этой линии автор фильма даже отводит приличную часть экранного времени. Но потом ретроспективная ветвь перекрывается более современной, касающейся фальсификаций в мире искусства, на нее нахлестывается патетический этюд, а затем все и вовсе катится в тартарары (читай, превращается в одну большую драку). Теперь давайте помножим это на квинтет протагонистов и разделим на полтора часа экранного времени. Что получится в итоге? Правильно, хаос. Но за драки и трюки-то многое можно простить.
Фильм начинается с продолжительной погони банды вооруженных до зубов головорезов за утыканным роликами, что ежик иголками, Чаном. Его преследуют пешком и бегом, на машинах и мотоциклах, по нему стреляют, а он все катится вниз по серпантину, демонстрируя навыки эквилибристики и чудеса изворотливости. Расчет на Wow-эффект совершенно очевиден. Вот только эффекта нет. «Вау» за все пять минут погони не слетает с губ ни разу. Вздохом разочарования заканчивается и сцена с противостоянием в воздухе, и эпизод с падением со склона вулкана.
А все потому, что Джеки Чан зачем-то решил превратиться в супермена, он перестал быть обычным — и это все портит. Картинное поедание жвачки, картонные манеры, какое-то адское изобилие гаджетов, которым позавидовал бы Джеймс Бонд, — в человека, уязвимого и обыкновенного (только владеющего приемами кунг-фу), Чан превращается только в тех самых сценах с драками. И вот тогда это действительно старый добрый Джеки, который непременно получит от одного из десяти соперников между ног (может, даже дважды), который обязательно покажет, насколько эффективно можно использовать предметы интерьера не по назначению, и который обязательно всех победит. Без всяких новинок IT-индустрии, без дурацкого поедания жвачки — руками и ногами, с помощью старого доброго кунг-фу.
Такому Джеки можно простить и сюжетный хаос, и обилие патетики в кадре, и раздражающе назойливый, с отголосками патриотизма, звукоряд. Проблема в том, что такого Джеки в фильме очень мало. Возможно, это просто мы, зрители, выросли и воспринимаем «Миссию Зодиак» через призму прожитых лет, а ребятам помладше (картина получила рейтинг 6+) все происходящее на экране покажется таким же крутым, как и нам двадцать лет назад. Но помолодеть, увы, невозможно, а смотреть на кумира прошлых лет спустя время — необязательно. 4/10.
Читать рецензию Николая Кириченко