Твой номер — семнадцатый

Твой номер — семнадцатый
Кадр из фильма «»
Российский прокат по итогам уикенда возглавила кинолента режиссера Николая Лебедева «Легенда №17» с Данилой Козловским в главной роли, посвященная советскому хоккеисту Валерию Харламову. Стоит ли смотреть картину, получившую одобрение самого Владимира Владимировича, и справился ли с ролью легендарного игрока киноактер, занимавшийся в детстве не хоккеем, а футболом, выяснял Денис Туголуков.

Канада, 2 сентября 1972 года. На лед переполненной арены «Монреаль Форум» робко выходят хоккеисты сборной СССР. Сегодня десятикратным чемпионам мира предстоит впервые в своей истории сразиться с командой сильнейших канадских профессионалов. Чем закончится этот матч, не может предположить никто, но уже на 30-й секунде Фил Эспозито посылает первую шайбу в ворота Владислава Третьяка...

А на следующее утро Валерий Харламов получает предложение в миллион долларов за то, чтобы он перешёл в НХЛ. В фильме все, конечно, немного по-другому: и баснословное предложение Харламову делают перед началом Суперсерии в Москве, и клюшкой по ноге Бобби Кларк бьет его уже в первом матче — но это чтобы драматизма было побольше. Кульминационная часть «Легенды №17» стараниями канадца Джоди Стейсека, занимавшегося постановкой хоккейных сцен, и оператора Ирека Хартовича снята превосходно, и тут уж можно немного погрешить против истины в угоду зрелищности.

Растянувшаяся же на две трети фильма «завязка» оставляет менее однозначное, но, впрочем, тоже приятное впечатление. Собственно, это вовсе и не завязка в привычном понимании данного слова: «Легенда №17» снята в жанре байопика, причем рассказывающего сразу о двух выдающихся фигурах советского спорта — Валерии Харламове, которого сыграл знакомый некоторым зрителям по фильмам «Духless» и «Шпион» Данила Козловский, и его суровом учителе Анатолии Тарасове, в роли которого выступил известный абсолютно всем Олег Меньшиков.

Данила Козловский сейчас на коне и, по слухам, занят в американской экранизации очень модной во всем мире книги Рейчел Мид «Академия вампиров» (привет поклонникам «Сумерек»!). Чтобы в «Легенде» он не выглядел как корова на льду, по его собственным словам, были созданы такие условия, в которых даже кастрюлю можно научить ездить на коньках. Однако получилось все равно не очень. Не знаю, может, я слишком уж предвзято отношусь к этому смазливому дарованию, но, кажется, в экранизации романа Сергея Минаева он смотрелся чуть более органично, чем на хоккейной площадке, — видимо, среда для современного молодого человека там была показана более подходящая. Опуская, впрочем, индивидуальную непереносимость таланта 27-летнего актера, вынужден все же признать: со своей ролью он скорее справился. Не без недостатков, не без сквозящего в некоторых эпизодах переигрывания, но справился.

Олег Меньшиков всегда на коне (кажется, он на коне родился), поэтому выразить здесь что-либо кроме восхищения его игрой попросту невозможно. Остается только сожалеть, что экранного времени ему досталось не так уж много. Хотя в противном случае, вне всякого сомнения, его герой-самодур затмил бы своей тенью персонажа Козловского, и фильм пришлось бы переименовывать в «Легенду советского хоккея», например. Лишним доказательством тому служат слова дочери Тарасова, знаменитого российского тренера по фигурному катанию Татьяны Анатольевны: «Я очень переживала перед фильмом. А после него выхожу с большой благодарностью к режиссеру и к Олегу Меньшикову. Большое спасибо за то, что я выхожу оттуда с хорошим настроением и воспоминаниями, которые разбередили. Я двое суток не спала перед премьерой. И сегодня пережила то состояние, которое было у меня в детстве перед матчами. И это очень похоже по духу, по нерву на то, что было у отца. Он меня растил с такой же строгостью, как и остальных хоккеистов. И это было правильно. Тренер — это и педагог, и психолог, и артист. Это все в одном. Это не только учитель, тренер должен из человека, в котором он увидел искру, всеми способами сделать лучшего. И я считаю, что в этом фильме главная роль все-таки у Меньшикова».

Что еще? Несколько наивно и надуманно выглядящая связь испанской корриды и советского хоккея, вставленная Лебедевым, видимо, для любителей романтики, совершенно неправдоподобная сцена разборок молодых хоккеистов на тросе, натянутом между доменными печами, забавный эпизод в чебаркульском кабаке, когда одна из расписных девиц со словами «Твоя клюшка? Такая большааая...» подсаживается к Харламову-Козловскому — фильм полон жанровых клише, как блокнот листочками, но акцентировать внимание на его недостатках совсем не хочется (ну, Козловский — исключение). Картина и впрямь получилась хорошей, а ближе к концу — так и вовсе захватывающей и вызывающей непреодолимый интерес после сеанса залезть в «Википедию» — посмотреть, как оно там было на самом деле. 9/10.