«Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира»

«Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира» «Искреннее искусство по Булгакову»: фоторепортаж со спектакля «Зойкина квартира»
В понедельник в областном Центре культуры молодежи спектаклем «Зойкина квартира» по одноименной пьесе Михаила Булгакова в постановке режиссера Александра Федотова открылась первая, летняя часть фестиваля искусств «Балтийские сезоны-2012». В течении недели в рамках программы «Будущее театра. Плоды просвещения» калининградцы смогут увидеть на сцене тех, кто, возможно, уже через небольшой промежуток времени появится на экране, а может быть и получит горделивый эпитет «звезда».

«Все актеры, прежде чем попасть на экран, проходят театральные подмостки», — эту аксиому сообщил зрителям генеральный продюсер фестиваля Давид Смелянский, открывая фестиваль. Дело в том, что в этом году впервые в рамках «сезонов» на калининградской сцене выступают выпускники актерского факультета ВГИКа — вуза, который готовит, прежде всего, специалистов кино. Правда, студенты этого учебного заведения показывают лишь два спектакля в рамках программы «Будущее театра». Остальные представления, как и в прошлом году, готовят выпускники актерского факультета школы-студии МХАТ имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова.

ВГИКовцам досталась не самая простая задача. Во-первых, спектакль открытия — это всегда повышенная ответственность и неизбежное в таких случаях волнение. Во-вторых, главные герои «Зойкиной квартиры» — 35-летняя вдова, 35-летний дворянин, 38-летний аферист, 42-летний председатель домкома. Словом, довольно «взрослые» персонажи, некоторые из которых, если верить А. Б. Левину, стали прообразами главных героев «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова.

Когда на сцене появились шкаф и стул, стало казаться, что молодые актеры упростят свою задачу и представят некое современное прочтение пьесы с более близкими им по возрасту и духу героями. К счастью, опасения не оправдались: при минимальных декорациях и крайне незначительных отступлениях от текста, артисты представили блестящее классическое прочтение пьесы.

Театральное представление перенесло зрителей на девять десятилетий назад — в Москву 20-х годов, когда также, как и сейчас, с трибун доносились слова об экономических реформах и борьбе с мздоимством, а простые жители тосковали по ушедшему строю и его порядкам, не забывая заботиться о собственном кармане.

Меж тем, социальная подоплека пьесы в спектакле несколько отошла на второй план, а вот линии межличностных отношений в исполнении молодых актеров, напротив, выглядели очень искренне. Коварная аферистка Зоя Пельц (Анастасия Степанова), слабый духом Павел Обольянинов (Дмитрий Калязин), прообраз Остапа Бендера Александр Аметистов (Артем Алексеев) не могли не вызвать симпатию и сочувствие.

Вместе со сценическими перевоплощениями актеров внимательный зритель мог заметить и их личные переживания. Вот новый персонаж только выходит на сцену — немного волнения в голосе, немного спешки в речи, пара минут — и перед нами китаец, будто никогда и не умевший говорить по-русски без акцента, рыдающий дворянин, словно вчера лишившийся своих имений, или вдова, по-матерински опекающая своего любовника.

Спектакль очень хорошо передает дух булгаковских творений, где всегда в одном произведении сочетается и комедийное, и трагичное, и драматичное. Вот взяточник-управдом — и кажется, будто ты смотришь остро-политическую сатиру. Вот сцена, где богатый коммерческий директор, чья возлюбленная оказалась проституткой, погибает от рук китайца — и это любовная трагедия. Слушаешь диалоги слабых, но мечтательных Зои Пельц и Алины Викторовны — и тоже проникаешься их драмой лишних, пытающихся приспособиться к современности персонажей.

«Какие молодцы!», — делились между собой впечатлениями зрители на выходе из зала. Быть может, игра молодых актеров еще не покрыта тем лоском, который присущ их более взрослым и именитым коллегам, но, тем не менее, спектакль вышел очень искренним, талантливым — казалось, будто актеры получают удовольствие от каждой секунды, проведенной на сцене.

Возможно, некоторые лица, представшие перед калининградцами в минувший понедельник, мы впоследствии увидим в навязчивых рекламных роликах или сериалах, имеющих мало общего с истинным мастерством. Но, так или иначе, благодаря «Балтийским сезонам» и они, и мы на несколько часов прикоснулись к настоящему искусству.

Текст — Ирина Саттарова, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]