На черном «Мерседесе»

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не даёт.
И к чему? Щелкопёров забавою
Ты народное благо зовёшь;
Без него проживёшь ты со славою
И со славой умрёшь!

Николай Некрасов. Размышления у парадного подъезда.

На этой неделе мне довелось провести некоторое время у входа в здание областного правительства. Городские и региональные чиновники обсуждали, как эффективнее тратить деньги инвестиционных программ — для этого они собрали целую межведомственную комиссию. Правда, чиновники нынче всё больше стеснительные, решать, как они потратят бюджетные деньги, им в присутствии прессы неудобно. Поэтому вице-премьер по внутренней политике Александр Торба проводил встречу в закрытом формате. Пять минут протокольной съемки напряженных чиновничьих лиц — и прочь, не стесняй, щелкопёр, государственных деятелей. Впереди был час ожидания итоговых комментариев о результатах этой важной встречи.

Погоды нынче стоят сами знаете какие, но в этот момент случился очередной перерыв в нескончаемом дожде. И, зайдя в пару нужных кабинетов, я решил провести время на крыльце правительственного здания. Нужно сказать, что это — крайне любопытное место. Там зачастую решаются важнейшие вопросы в жизни области. Там можно встретить людей, которых ты искал уже с полгода, и они стабильно избегали общения. Но с крыльца убежать не так просто. Там, кроме всего прочего, скользко.

Губернатор тем временем был занят весьма важным делом. По совокупности признаков можно было сделать вывод, что он решал, как тактически и стратегически использовать то ли отставку, то ли перевод, но, в любом случае, случившееся, по его мнению, изгнание из Калининграда заместителя полпреда президента в СЗФО и экс-вице-губернатора Юрия Шалимова. Вообще, ситуация, когда назначенный президентом губернатор пытается избавиться от заместителя назначенного президентом полпреда, вызывает определенные сомнения в наличии пресловутой стабильности. С другой стороны, у нас и соратники по партии друг друга обвиняют чуть ли не в скупке голосов на праймериз, чего уж тут удивляться напряженности в высших эшелонах власти.

Следующим пунктом повестки дня Николая Цуканова значился визит в ОАО «Янтарьэнерго». Как известно, здание энергетического монополиста отделяют от «красного дома» какие-то жалкие триста метров. Грешным делом я решил, что такое смешное расстояние глава региона вполне способен проделать пешком. Прогуляться, посмотреть на людей, не специально пришедших к нему на встречу с бедами и тяготами, а обычных. В их, так сказать, естественной среде обитания. Тем более, что пройти это расстояние можно куда быстрее, чем проехать. Да и погода, повторим, сделала перерыв в бесконечном ливне.

Моим фантазиям не суждено было сбыться. Вначале к лестнице правительства подкатил губернаторский черный, доставшийся ему от предшественника, «Мерседес S350». Из него вышел личный водитель и принялся общаться со своими коллегами. Ах, сколько государственных тайн обсуждают эти труженики руля и педали! Ведь личный водитель — это один из самых близких к первому лицу людей. Счастливы те журналисты, которые свели знакомства с правительственными водителями.

Спустя несколько минут, перед губернаторским «Мерседесом» припарковалась полицейская машина сопровождения. Странно, что одна. Но, в самом деле, куда без неё в этом опасном путешествии — от здания правительства до «Янтарьэнерго»? Ведь впереди целых триста метров непредвиденных обстоятельств, трагических случайностей и непредсказуемых происшествий. Кто как не доблестные сотрудники полиции должен закрыть своей грудью высшее должностное лицо региона?

Николай Цуканов вышел из дверей правительства с опозданием. Опаздывать на публичные мероприятия — это традиция современного российского чиновничества. Тон в ней задает лидер нации. Владимир Путин способен заставить в течение двух с лишним часов ждать себя членов Союза промышленников и предпринимателей, совокупный оборот предприятий которых сравним с бюджетом страны. Впрочем, каждый сверчок должен не только знать свой шесток, но и соизмерять масштабы невежливости. Губернатор задержался всего на десять минут.

Конечно, к перекрестку улиц Дмитрия Донского и Театральной мини-кортеж подъехал аккурат, когда светофор загорелся красным. Естественно, вечный затор на пересечении Театральной и Гвардейского проспекта задержал главу региона еще на пару минут. Вообще, это серьезнейшее упущение в работе полиции региона — то, что на время проезда губернатора по столице области не перекрывается движение на улицах. Не создается в обществе должного пиетета к вершителям народных судеб. Грешным делом могут они и в пробке оказаться, и тогда какой-нибудь не в меру глазастый автолюбитель сможет узреть сквозь тонированные стекла лимузина подробности интимной жизни чиновника.

К слову сказать, следующее мероприятие было также рядом — смотр личного состава обеспечивающих общественный порядок полицейских на мемориале 1200 воинам-гвардейцам. Туда Николай Цуканов прибыл с опозданием минут на 20. Ждать его не стали.

Огульно обвинять главу региона в том, что он, дескать, и пары сотен метров без кортежа преодолеть не может — неблагодарное занятие. И малополезное. В конце концов, мало ли, какие обстоятельства оберегают губернатора от пеших прогулок? Однако происходящие в нашей жизни события важны не только сами по себе, но и во взаимосвязи с другими. Они соединяются в тенденции, которые уже куда как лучше подходят для анализа.

В минувшие выходные калининградцы праздновали День города. Из трех публичных мероприятий, участие губернатора в которых было проанонсировано заранее, Николай Цуканов посетил лишь одно — открытие новой школы на улице Карамзина. На сцену у Дома Советов перед фейерверком он подниматься не стал, поздравлять горожан с Днем Семьи, Любви и Верности он также не приехал. Официальное объяснение его пресс-секретаря гласило, что у губернатора «мог поменяться график». Ну да, мог поменяться. Но мог ведь и не поменяться. В конце концов, День города в Калининграде раз в году, а живет в нашем городе добрая половина населения области, если не больше.

Понятно, что внутриполитическая ситуация в регионе крайне непростая. Ставка на праймериз «Единой России» и якобы сильных кандидатов губернатора не оправдала себя. Кандидаты эти покинули ряды претендентов на пост главы города аккурат накануне празднования его 757-летия. Но, как часто говорит некогда красовавшийся вместе с Цукановым на предвыборных плакатах депутат Госдумы, член «калининградской команды в Москве» Андрей Колесник, главное в политике — держать удар.

В самом начале эпохи правления Николая Цуканова среди его заслуг, кроме быстро исчезнувшей «неконфликтности», политологи называли то, что он — «человек из народа». Простой мужчина из посёлка Липово, гонявший на велосипеде учиться электрогазосварке, любимый гражданами глава района, немного неуклюжий и не такой остроязычный, как иные губернаторы, он действительно не лишен обаяния — многие люди говорили об этом без доли иронии. Обаятельному, харизматичному политику многое прощают — экономические просчёты, кадровые ошибки, подозрительные документы, странные заявления. Высокомерия же не прощают почти никогда. Особенно, если речь идет не о президенте или премьер-министре, а о куда более близком к людям главе региона. Тем более, если никто из этих людей за него не голосовал. Казалось бы, пример Георгия Бооса должен был научить нынешнего губернатора хотя бы этой простой истине. Практика пока что показывает, что он решил пройтись по всем граблям, которыми набил оказавшиеся в итоге фатальными шишки предшественник.

Хотя, возможно, дело лишь в том, что Николай Цуканов попросту не любит дождь. Но иногда стоит и промокнуть. Как обычные люди на улицах, в их естественной среде обитания. А дождливые дни рано или поздно кончатся. Даже в Калининграде. Даже в июле.
[x]