Обзор СМИ: смерть электрички и архитектурное нашествие

Обзор СМИ: смерть электрички и архитектурное нашествие
Важные события, о которых писали на минувшей неделе региональные печатные издания: в ситуации с пригородными электропоездами никто не хочет уступать — похоже, чубы затрещат у холопов; а власти озаботились архитектурным обликом Калининграда, и это пугает, потому что специалисты дают им чересчур противоречивые советы.

Поезда преткновения

«В тупике. Мы рискуем остаться без электричек», — утверждает газета «АиФ-Калининград». Поводом стала акция, в ходе которой горожанам предлагалось оценить работу Пригородной пассажирской компании. А заодно — подписаться под воззванием к региональным властям «предусмотреть компенсацию выпадающих доходов перевозчику». По данным журналистки Надежды Гончаровой, калининградцы подписывались не очень охотно, усмотрев в этом попытку шантажа областного правительства.

Автор напоминает, что два года назад федеральный центр «объявил войну» росту тарифов, элегантно переложив компенсацию потерь перевозчиков на региональные бюджеты. Размер компенсации и стал камнем преткновения: в Калининградской области местное правительство заложило в бюджет на это 50 млн рублей, перевозчик требует в 6 раз больше. Никто не хочет уступать, и, судя по всему, электрички как вид в «янтарном крае» постепенно начнут вымирать (подобное уже происходит в большей части России).

Этой же проблеме посвятила свой материал в номере за четверг «Калининградская правда». Впрочем, автор Сергей Дымов посчитал достаточным осветить мнение лишь одной стороны — РЖД, поэтому материал выглядит крайне тенденциозно. Начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер, у которого журналист взял интервью, посетовал на то, что калининградские власти не говорят прямо: нужен им этот вид перевозок или нет. Дескать, если нет — одно дело, если да — платите. Еще собеседник привел слова бывшего министра финансов Алексея Кудрина: «Назовите мне регион, я скажу, где у него деньги», и рассказал об убытках, которые несет пригородная пассажирская компания (КППК).«На сегодняшний день стоит вопрос о задолженности КППК перед РЖД в размере 528 млн рублей, и если компенсация и в 2014 году составит 50 млн рублей, то задолженность перед РЖД будет 800 млн рублей. У РЖД больше нет возможности брать кредиты под заработные платы машинистам», — эти слова Максима Шнейдера были бы способны выдавить слезу, если бы не одно обстоятельство, о котором ни журналист, ни его визави не сочли нужным упомянуть: когда РЖД отделяла от себя КППК, то весь подвижной состав оставила в своей собственности. Теперь пригородная компания свои поезда арендует у Российских железных дорог, и большая часть задолженности — это как раз арендная плата.

Череда архитекторов

Минувшая неделя неожиданно оказалась богатой на околоархитектурные события. Началось с газеты «Дворник», которая опубликовала материал о давней идее калининградского архитектора Юрия Забуги. Идее, о которой поговорили-поговорили, да и благополучно забыли на четверть века. «Сегодня в СМИ время от времени появляется информация о планах властей по застройке острова Канта. Есть идеи „восстановить“ Кнайпхоф. А именно построить на этом очень дорогом месте не менее дорогую недвижимость в „историческом стиле“. То есть создать на острове вторую „Рыбную деревню“ в „средневековом стиле“», — отметил журналист Александр Адерихин.

kaf_3.jpgЗабуга же предлагает не строить на острове Канта ничего (кроме магазинчиков и ресторанчиков, которые должны «сгруппироваться» у Кафедрального собора), при этом — «расчистить цокольные этажи, прекрасно сохранившиеся мостовые, милые внутренние дворики, но оставить парк». То есть не то чтобы оставить в его нынешнем виде, а пересадить по линиям кварталов. Плюс сохранить все имеющиеся скульптуры: «Их, ставших частью нового „генетического кода“ этой территории, также будут использовать для устройства архитектурного парка на острове Канта».

«Но „бюджетная дешевизна“ проекта Юрия Забуги делает его „неинтересным“. В нём нет больших денег, которые можно было бы „спрятать“ в масштабном строительстве на острове, нет безумно дорогостоящих подземных коммуникаций, нет армий полулегально работающих за копейки гастарбайтеров. Нет в нём и офисных центров, приносящих деньги владельцам и дорожные заторы горожанам. В нём очень низка „коррупционная составляющая“», — констатирует Александр Адерихин. Делая вывод, что идею опять похоронят — еще лет на 25, как минимум.

В свою очередь, «Страна Калининград» устами журналиста Ольги Ворониной поведала о скандинавских участниках международного семинара «Комфортная городская среда», которые прогулялись на катерке по Преголе и «увидели у нас много бетона». Еще они обрадовались, что Остров скоро будет застроен, но посоветовали подумать, как использовать после 2018 года спортсооружения; рекомендовали увеличить количество трамвайных линий. Последний совет явно идет вразрез с твердым убеждением горвластей в ненужности трамваев как таковых, но почему бы не послушать хороших людей? Их пожелания совсем не обязательно выполнять. 

«Комсомольская правда» в номере за четверг пишет об архитекторах «из городов России и Европы», съехавшихся в Калининград обсуждать проект «Сердце города». Одной из них стала москвичка Зоя Харитонова («известна прежде всего тем, что спроектировала пешеходный Арбат»). По мнению гостьи, городу нужно бороться за историческую застройку, а Дом Советов — «бесчеловечное здание», которое она бы с удовольствием снесла. И посадила, к примеру, розовый или сиреневый сад.

А вот другой архитектурный «герой» прошедшей недели — бывший главный архитектор Берлина Ханс Штимманн, которого пригласил приехать мэр Александр Ярошук, напротив — противник сноса чего бы то ни было: «Наши отцы и здесь, и в Германии достаточно уже снесли. Это все-таки часть истории». Об этом «Комсомолка» написала в номере за пятницу. Как антагонист Харитоновой выступил он и по поводу восстановлений исторической застройки: «Город — это не объект искусства. Люди хотят тут жить со своей историей, не хотят забывать своих корней. Но восстановление — это все-таки не совсем правильно, потому что это очень ностальгически действует».

В общем, мнений много — хороших и диаметрально противоположных. При этом «Ханс Штимманн стал не первым известным экспертом, которого привлекли власти Калининграда. В прошлом году к нам приезжал датский архитектор-урбанист Ян Гейл, на которого тоже возлагали большие надежды. Особенно по части пешеходных зон», — отметил журналист Иван Марков. И привел слова Ярошука: «Вы знаете, мы пошли другим путем. Пешеходные зоны на сегодняшний день — не самая первая задача. Гейл приезжал в том момент, когда не было окончательной ясности с подготовкой к чемпионату мира по футболу. Сейчас уже все ясно, и одно из требований комиссии — не менее трех таких зон на острове. Вот там Гейл, скорее всего, будет принимать участие». В чем будет принимать участие Штимманн — понятно не очень. Разве что в заседаниях жюри конкурса по проекту «Сердце города» : соответствующее предложение немецкий гость уже получил. Если, конечно, этот смотр состоится.

Текст — Оксана ОШЕВСКАЯ, фото «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.