"Белые люди": репортаж "Нового Калининграда.Ru"

Все новости по теме: Социальные проблемы
"Белые люди": репортаж "Нового Калининграда.Ru"
Проблема реабилитации людей с психоневрологическими заболеваниями кроется не только в сопровождении и обучении детей - после 18 лет они оказываются никому не нужны, не могут сами устроиться на работу. Но по многим профессиональным качествам такие люди не только не проигрывают, но даже больше подходят на тщательные и монотонные виды деятельности. В среду члены организации родителей детей-инвалидов "Астарта" рассказали представителям министерства социальной политики, администрации Калининграда и детскому омбудсмену региона, какая профессиональная реализация нужна умственно отсталым людям. За диалогом общественности и власти наблюдал корреспондент "Нового Калининграда.Ru".

Компьютерный сбой

Система реабилитации детей-инвалидов в регионе пусть и имеет нарекания, но работает. Образовательные учреждения принимают таких детей, в частности, школа №10, где обучаются дети с умственной отсталостью. В этой школе и проходил в среду круглый стол, организованный "Астартой". Организация создана и состоит из родителей детей, страдающих таким заболеванием. "После нашей смерти куда денутся наши дети, мы не можем представить", - рассказала во вступительной речи к своему докладу председатель "Астарты" Елена Синицына. 

Проблема во многом, в том числе, в отношении в обществе. Умственно отсталые дети рождаются в любых семьях, а не в семьях, как принято считать, алкоголиков и наркоманов. Интеллигентная Елена Синицына говорила: "Это компьютерный сбой, как объясняли нам врачи". Впрочем, приложив определенные усилия, родители отправляют детей в школы или обучают на дому, но после совершеннолетия таким детям все равно некуда пойти, они просто остаются на руках у родителей. 

Есть варианты, как объяснил начальник отдела по делам инвалидов министерства социальной политики Алексей Гончаров: инвалидов набирают по квотам предприятия, при учреждениях интернатного типа работают мастерские, где тоже осуществляется профессиональная реабилитация. Но какой родитель будет готов отдать своего ребенка из привычного, пусть и не совсем традиционного, семейного уклада в образ жизни "интернатного типа"? 

stol_inval2.jpegВдумчивая работа

Свой вариант у "Астарты" есть, и не только для заботы о непосредственно своих детях: они привели в пример псковские мастерские, где трудятся инвалиды с психоневрологическими заболеваниями. Такие мастерские созданы по примеру развитой системы мастерских в Германии. Причем, некоторые отделения этих производств вполне рентабельны. Во Пскове открыта единственная в России такая мастерская: 6 отделений, половина из которых профессиональные, еще три - хозяйственное, тренировочное отделение и отделение ухода. 

У таких людей педантичный подход к работе, они очень старательные и зачастую работают даже более тщательно, чем автоматические механизмы. Например, на шлифовке деревянных изделий. Отделение деревообработки выпускает деревянные игрушки-пазлы, которые имеют большую популярность и стоят, к слову, немалых денег. Все детали производственного цикла четко разделены, наибольшее число молодых инвалидов работают именно на ручной шлифовке. 

Швейное отделение выпускает пеленки для детской больницы, постельное белье для детских лагерей, фартуки, изделия с логотипами и подарочные изделия. Отделение растениеводства выращивает декоративные растения для цветочных магазинов и рассаду растениеводческих фирм, а перед новогодними праздниками тренируется в изготовлении праздничных свечей. 

Молодые инвалиды сами заняты в хозяйственном отделении, готовят обед и убирают территорию мастерских, в отделении ухода и развития с наиболее тяжелыми умственно отсталыми людьми занимаются педагоги. Всего на производстве заняты 130 таких молодых людей. Они работают ответственно, изучают новые навыки и могут заменять друг друга на разных циклах работы, чувствуют себя полезными и заняты делом, что приятно для любого человека. 

Тех, кто не может сам ориентироваться в городе, собирает специальный автобус. В отпуск, положенный по закону, они уходят со слезами на глазах. "Они могут быть полезными обществу, но сами по себе они ничего не могут сделать", - поясняют родители из "Астарты". Представители организации хотели бы повторить псковский опыт в Калининградской области.

На наши реалии

Псковские мастерские создала, впрочем, немецкая общественная организация, которая приехала в 1991 году повиниться за нападение на Россию во Второй мировой войне. Так и осталась помогать российским детям. Сначала все расходы на себя взяла евангелическая община, которая собрала деньги и в течение 10 лет содержала центр лечебной диагностики. Позднее выяснилось, что из центра выпускаются дети, и они вполне обучаемы, но после 18-летия идти им некуда. В результате усилиями евангелической общины, находившей спонсоров и собиравшей благотворительные средства, были организованы эти мастерские. Такого развития событий хотели бы родители детей с психоневрологическими заболеваниями в Калининградской области. 

"Мы хотим вслух заявить о том, что от них есть польза. Помогите! Я понимаю, что такая программа должна решаться на федеральном уровне, но эти мастерские тоже должны быть. Они могут выращивать рассаду, озеленять больничные территории, школьные территории, на это они способны", - взывала с неподдельными слезами на глазах педагог "Астарты" Ольга Пашкова.

goncharov_2.jpg
В ответ ей Алексей Гончаров рассказал, что в Калининградской области хорошо развита система стационарных учреждений для инвалидов, где есть практика трудовой реабилитации. "Но есть проблема в очереди: есть потребность в расширении количества таких учреждений", - сказал Гончаров. Он пояснил, что трудовая реабилитация в регионе возможна только в учреждениях интернатного типа. Сейчас в них находятся, в целом, 250 молодых людей. 

Гончаров обратил внимание, что немецкие мастерские в большинстве своем - негосударственные и получают госзаказы. Впрочем, руководитель ассоциации молодых инвалидов "Аппарель" Сергей Киселев позднее отметил, что в Германии работают разные мастерские, в том числе, и государственные, и система фондов страхования выделяет средства на их содержание. 

Пустоту считать - смысла нет

Начальник отдела по работе с инвалидами еще обратил внимание на другую проблему: проблему гиперопеки родителями таких детей. "В полесском детском доме есть большая мастерская, даже профессиональный цех деревообработки. Мы приглашали детей района посещать такие мастерские, но не скажу, что был большой отклик. Домашние дети-инвалиды были неактивны. Часто именно родителей надо переламывать, что инвалиды такие же люди", - пояснил Алексей Гончаров. 

Впрочем, отделить людей с психоневрологическими заболеваниями и инвалидов нельзя. Умственно отсталые, согласно международной классификации болезней, бывают 4 степеней, среди которых легкая степень легко адаптируема для работы, но и с людьми еще двух форм выражения можно работать и развивать их навыки для профессиональной реализации. При этом, к инвалидам детства легкая форма, или как ее называют еще - "задержка психического развития", не относится. Алексей Гончаров попытался было привести примеры тех учреждений, которые работают в области, однако родители уверенно стали объяснять, что не все такие учреждения направлены на профессиональную адаптацию умственно отсталых людей. 

Родители предложили Алексею Гончарову реализовать подобный проект совместно с региональным правительством, поскольку именно субъект отвечает за работу с инвалидами. Алексей Гончаров ответил, что организации необходимо представить конкретную программу, озаботиться поиском земельного участка с обеспеченными на нем коммуникациями. "Общественная организация "Мария" у нас давно горит такой идеей, у них даже более масштабный проект - целая деревня-городок. Но тот участок, что им выделили в Гурьевском районе лет 5-7 назад, так и стоит, потому что там не подведены коммуникации", - привел пример начальник отдела по работе с инвалидами.  

Впрочем, требуя конкретики и концепции, называть более конкретные суммы на содержание работающих инвалидов Алексей Гончаров не стал, отметив, что это можно сделать быстро и легко, "пустоту считать - смысла нет". Еще он предложил матерям умственно отсталых детей определиться с формой собственности, объясняя разницу между государственным учреждением и коммерческим предприятием, получающим госзаказы. 

maister_2.jpgДетский омбудсмен при губернаторе Анжелика Майстер поинтересовалась, нельзя ли такую работу вести одновременно с гражданской инициативой, например, чтобы организации уже была известна сумма финансирования. Участники круглого стола предложили правительству проявить законодательную инициативу и разработать соответствующий проект закона, обратиться за финансированием к федеральным органам власти. Представители "Астарты" сообщили, что на создание мастерских во Пскове ушло около 100 млн рублей, среди которых большая часть средств - благотворительные. При этом мастерские рассчитаны на гораздо большее число работников. "Мы будем своим намерением пробивать стены", - заявили напоследок организаторы круглого стола. Алексей Гончаров предложил организации представить проект и продолжить диалог. 

Текст - Наталья Калугина, фото - Олег Ангелов

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.