Минобр: «Обыкновенные школы иногда показывают лучший результат»

Наталья Строганова.
Все новости по теме: Реформа образования
Министерство образования Калининградской области распределило между «лучшими» школами региона 100 млн рублей из Фонда стимулирования качества образования. Для чего был создан Фонд, по какому принципу школы получают первые места в рейтинге и право на дополнительное финансирование, могут ли лицеи и гимназии вводить вторые смены? Об этом, а также о том, как школы области повышают качество образования, и почему накануне 1 апреля родители жгут костры около престижных гимназий и лицеев, в интервью «Новому Калининграду.Ru» рассказала начальник отдела модернизации областного минобра Наталья Строганова. 

- Наталья Александровна, когда был создан Фонд стимулирования качества образования?

- Калининградская область еще в 2007 году выиграла деньги по федеральному проекту комплексной модернизации образования. Самое главное позиционирование проекта - повышение качества образования. С одной стороны, когда мы об этом говорим, можно подумать, что это просто красивые слова. Но на самом деле нет. И когда мы решили посмотреть, какое качество дают наши образовательные учреждения, возник вопрос, что именно оценивать. Просто средний балл, который учитель ставит? Это необъективная оценка. Та картинка, которая действительно показывает качество, - результаты независимой государственной итоговой аттестации 9-х и 11-х классов. Посмотрели, и оказалось, что не все из лицеев и гимназий дают высокое качество образования. Обыкновенные школы иногда показывали лучший результат. Поэтому и было принято решение создать рейтинг, который позволял бы оценивать качество образования.

- Но ведь несколько лет назад лицеи и гимназии "по умолчанию" получали надбавки?

- Да, к тому времени у нас уже все образовательные учреждения были переведены на нормативно-подушевое финансирование. В нормативе предусмотрены, в том числе, коэффициенты на определенные виды деятельности. К примеру, для сельских школ, на работу с детьми с особыми образовательными потребностями. То есть, если школа проводит дополнительные виды работы, она получает больше денег на каждого ребенка. Также был предусмотрен коэффициент для учреждений с повышенным статусом – лицеев и гимназий. Ведь когда норматив формировался, предполагалось, что они делают работу больше, сложнее, в результате должны давать качество. Но в итоге получилось, что из бюджета лицеи и гимназии получают дополнительные деньги, а качества на выходе мы не видим. И тогда мы решили убрать этот коэффициент. Образовалась сумма - около 100 млн рублей. Было принято решение создать фонд стимулирования качества, распределять эти деньги на конкурсной основе среди тех образовательных учреждений, которые показывают качество образования. 

Но вы поймите, нужно было не просто так дать эти деньги, а стимулировать, чтобы школы развивались. Вот тогда, в 2008 году мы собрали рабочую группу из директоров школ, представителей общественных организаций, на которой проработали показатели качества для формирования рейтинга школ. Ведь что значит качество? Когда я говорю про ЕГЭ и ГИА, это только 4 показателя, а у нас в рейтинге их в общей сложности 61. Мы условно разделили качество на разные группы. Есть показатели здоровья, которые говорят, что школа делает, чтобы укреплять здоровье учеников. Показатели обученности, то есть ГИА, ЕГЭ, итоговая аттестация начальных классов. Отдельно показатели, которые касаются освоения образовательного стандарта, поскольку школа все равно должна обеспечить их освоение, и дети у нас разные. В эту группу входит, в том числе, работа с детьми по коррекционным программам. Тогда у нас выстроилась картинка из этих показателей. Абсолютно все школы, вне зависимости то того, вечерняя это школа или дневная, заполняют показатели. Потом, соответственно, мы по ним рейтингуем школы. 

В данной ситуации рейтинг не только для того, чтобы дать денег первым 25 или 30. Еще он нужен для того, чтобы управленцы разных уровней увидели и спросили себя: “А на каком я месте? Что у меня западает?”. То есть, когда я увидел свой рейтинг по каждой ступени, я увидел, что, допустим, 170-й по ступени начальной школы. Вот тогда я, как руководитель, начинаю думать, что я должен изменить. Поэтому в рейтинге участвуют все школы. Мы заведомо понимаем, что вечерняя школа, по большому счету, не может соревноваться ни с одной другой. Но, тем не менее, благодаря рейтингу она понимает, где у нее проблемы. Либо это здоровье, либо охват учеников дополнительным образованием. Они понимают, чего им не хватает, чтобы ученики развивались не только в рамках учебного плана, но и в рамках дополнительного образования. И таким образом каждый год уже четыре года подряд видят себя в рейтинге.

galanin.jpg- Директор школы №44 Юрий Петрович Галанин, который третий год выступает против рейтинга, утверждает, что дополнительные выплаты гимназиям и лицеям изначально были незаконны, и что это показала московская проверка.

- Ни о какой московской проверке, я вам честно говорю, мы не знаем. Возможно, Юрию Петровичу известно об этом больше. Вы же понимаете, норматив финансирования, который вводился на ребенка, никоим образом не имел отношения к подобной проверке. Это было наше решение, для того чтобы мы действительно выходили на качество. Согласитесь, нам было бы проще - так же плати, как платил, лицеям и гимназиям, они там вводят второй язык или не вводят. Им хорошо, а нам что переживать? Но если мы на самом деле хотим видеть качество образования и то, что школа над этим работает...

Вы видите, что мы каждую школу рейтингуем по ступеням - начальная, основная... К примеру, Новостроевская школа из Озерского района проходит по всем ступеням! А дальше давайте проанализируем и посмотрим, по каким именно показателем она выбивается в лидеры. Вы же понимаете, что если мы возьмем всего 4 показателя по итоговой аттестации, она может проиграть другим школам. Но если взять показатель охвата горячим питанием, дополнительным образованием творческой или физкультурной направленности, у них –100%-ный охват! В этой школе надо побывать. Это настоящий социокультурный центр. Когда говорят, что школа на селе центр культуры... Вот такая школа - да! Под их крылом детский сад, дом культуры, сельская библиотека. То есть, они в образовательный процесс втянули все население, весь социум! У них очень большой подвоз детей, потому что у них учатся ребята из всех окрестных поселков. Но представляете, они ребенка из другого поселка после занятий, которые закончились в час дня, везут на автобусе домой. А у него спортивный кружок в 3, и специально за ним приезжает микроавтобус, чтобы потом отвезти его на занятия в кружок. Эта школа развивает качество образования? Развивает. Потому и стимулируется. 

Но давайте возьмем и другие школы. К примеру, в этом году в рейтинг лучших попала школа №28. Вы представляете, где она находится? На ул. Суворова, на окраине города. Но опять же, школа отработала так, что сумела попасть в рейтинг. Я, честно говоря, до того, как она вошла в рейтинг, в школе не была. И по счастливому случаю потом поехала и посмотрела на нее. Удивительно, сколько там сделали директор и педагогический коллектив. Там новый молодой и очень креативный руководитель Александр Валерьевич Ерохин, который сумел создать и сплотить команду учителей. Они очень хорошо поняли, над чем надо работать, как сплачивать ребят. Сделали много экологических проектов... Кстати, последнее, что они сделали - выиграли грант у “Лукойла”, благодаря которому организовали “класс на природе” - выделили площадку, посадили деревья, поставили парты, стулья. Самое интересное, что это работает! Дети учатся, у них проходят занятия на улице. Представляете, как сразу у детей вырастает мотивация к учебе. И как сразу это образовательное учреждение сплачивает не только детей, живущих рядом, но и родителей. Так вот это - работа школы, и это надо стимулировать. 

Или школа №50, которая в этом году вынуждена была набрать целый класс детей, родители которых не говорят по-русски, а дети говорят крайне плохо. И этих детей школе нужно будет обучать по стандартам образования, проводить аттестацию. Но она взялась за это, и это - показатель работы образовательного учреждения с детьми.

Приведу другой пример - школа №36 Калининграда. Там тоже молодой директор Исмаил Чингизович Нигматуллин, он только год отработал. Так знаете, чему он порадовался? Когда он год назад пришел работать директором, по всем ступеням школа была где-то на сотом с лишним месте. А в этом году он звонит и говорит: “Вы знаете, Наталья Александровна, что я по всем ступеням на 50 позиций вверх подвинулся?”

То есть, этот директор не вошел ни в какие рейтинги первых, никаких денег он не получит, но при этом он увидел, что продвижение у него есть, он понимает, что он сделал правильно, как ему дальше надо развивать образовательное учреждение. Хотя, конечно, он пришел в школу, где ему нужно думать о том, чтобы вставить новые окна, отремонтировать столовую. Но кто сказал, что это не влияет на качество образования, и в итоге на нашего ребенка?

mnogodeneg.jpg- Насчет того, что деньги распределяются среди первых 25-30 победителей рейтинга. Я так понимаю, что в свое время это была идеология Георгия Бооса – премировать только первых. Но Вы только что рассказали, что школа №36 показала удивительную динамику. Почему бы не премировать тех, кто показывает именно хорошую динамику, то есть стремится меняться?

- Правильно, но когда эта динамика заведет в первые 30…

- Однако на верхних строчках рейтинга остаются одни и те же - почти все лицеи и гимназии, кроме некоторых, к примеру, васильковского лицея.

- Нет, не почти все. Васильковский лицей, к сожалению, уже потерял свой статус. Лицей №35 выигрывает только по одной ступени. Есть у нас другие лицеи и гимназии, которые по каким-то ступеням не получают рейтинговых мест. Они, кстати, видят, в чем их проблемы. Это первый момент, а второй – что такое «первых»? Все-таки речь идет о первых 30-ти. И если вы посмотрите, то увидите изменения – одни уходят из верхних строчек рейтинга, другие заходят. Поэтому мы и сделали рейтинг из нескольких ступеней, чтобы охватить, как можно больше школ. Вклад и работа школы по каждой ступени разные. Ведь здесь две цели – деньги мы даем на стимулирование и дальнейшее развитие самого рейтинга. Вторая цель – чтобы на перспективу образовательное учреждение развивалось. Понимаете, ведь деньги Фонда – 100 млн рублей – идут в этом году на 45 образовательных учреждений из 173, то есть получит их почти 30%. 

Но ведь не надо забывать, что образовательные учреждения и так финансируются из бюджета, и получают деньги на свое развитие. Но вот как они ими распоряжаются, вопрос другой. Ведь получив деньги по нормативу, они не только заработную плату платят учителям, они еще и должны обеспечить образовательный процесс, купить оборудование, к примеру. У нас сегодня образовательные учреждения подобные решения принимают сами. Но вот что касается школы №36, прорыв есть, и я не удивлюсь, если в будущем году они по какой-то из ступеней поднимутся в верхние строчки рейтинга и получат дополнительное финансирование. Потому что директор знает, что он двигается в правильном направлении, и те деньги, которые получил по нормативу, расходует правильно.

- Но все равно наши основные лицеи и гимназии получают деньги из Фонда каждый год, причем на их долю приходятся максимальные суммы. Остальным же приходится бороться за остаток этих денег. Нельзя ли хотя бы на один год убрать вечных победителей из рейтинга, чтобы остальным дать стимул и побольше денег?

- А вы считаете, что это справедливо? Мы так не считаем. Ну да, не получил денег более слабый. Но извини, год отдохни. Директор не себе в карман эти деньги получает, он на них развивает образовательное учреждение.

- Правда, что до 70% премии идет на зарплату педагогам?

- Каждое образовательное учреждение само решает. Есть постановление о Фонде, в котором написано, куда они могут направлять эти деньги. Если директор считает, что школа дает качество образования благодаря мастерству педагогов, это их решение – образовательного учреждения, управляющего совета, руководителя учреждения. Другой директор считает, что лучше купить какую-нибудь суперлабораторию для школы, и небольшую часть денег отдать на премии коллегам. Более того, они могут направлять деньги не только на оборудование, а и на какие-то ремонтные работы. Увидели свои проблемы, и эти деньги направляют туда.

- То есть, по вашему мнению, другие школы могут стимулировать качество образования, чтобы подняться в рейтинге, и без дополнительных финансовых вливаний?

- Конечно. Тут вопрос как раз в том, куда они направляют средства. Ведь руководитель образовательного учреждения отвечает, как за расходование денег, так и за подбор кадров. А если я какие-то решения принимаю, наверное, дело, в первую очередь, во мне? Ведь Вы понимаете, много денег не бывает. А если я их неэффективно расходую? Если школа, в которой учится больше 500 детей, не развивается, финансируясь по нормативу, это странно, потому что денег она получает немало. Еще хочу привести пример по поводу лицеев. Представьте себе: огромная школа, в которой 1700 детей…

shkola49.jpg

- Это лицей №49, я так понимаю?

- Да, к примеру. Это школа, которая умеет организовывать процесс в тех стенах, в которых она есть. Стены-то не раздвинешь, и если у тебя нет условий, вроде как сложно давать качество образования. Но они умудряются это делать. Другой пример - новые школы. Пионерская школа впервые в этом году получила деньги из Фонда качества. В этой школе уже есть замечательные условия, но они прекрасно понимают, что только благодаря условиям они качество образования не поднимут. Кстати, Большеисаковская школа пока в рейтинг не попала, она не так давно начала работать. Но ее директор Алексей Викторович Голубицкий говорит, что очень хотел бы увидеть, какое у него место, чтобы понять, как работать и что дальше менять. Он прекрасно понимает - условия у него есть, но нужно еще каким-то образом произвести изменения - может быть, кадровые, может быть, в программах и т.д.

- Какие показатели имеют наибольший вес?

- Просто нужно посмотреть, как считаются рейтинги. Есть цифры, которые представлены в таблицах, есть показатели, которые мы переводим в критерии. Но они все равносильны. Качество обучения - одна группа показателей, учет внеучебных достижений, уровень социализации (число детей, переведенных из коррекционных в обычные классы - прим. "Нового Калининграда.Ru")…

- Но у лицеев и гимназий нет коррекционных классов.

- У них, значит, будет последнее место в рейтинге по этому показателю. Они теряют на социализации, но выигрывают за счет качества образования, внеучебных достижений. Почему у нас сельские школы попадают на верхние ступеньки рейтинга? У них коррекционные классы, и они работают с детьми этих классов. А дальше суммируется рейтинг - допустим, по одному показателю школа была на 160 месте, по другому - на 1. В сумме получаем 161 и достаточно высокую строчку в итоговом рейтинге.

- Правда, что вы учитываете денежные показатели в рейтинге, и те школы, которые уже побеждали, изначально в лучшей ситуации, поскольку имеют дополнительные выплаты и более высокие зарплаты?

- Там есть два денежных показателя, которые касаются конкурсов. Если образовательное учреждение нигде никогда не участвует, не привлекает средства бюджетные или внебюджетные, то... Приведу пример школы №28. Никто им не говорил ничего, они пошли и сами участвовали в том конкурсе, который объявил  “Лукойл”. И они привлекли за счет этого дополнительные внебюджетные средства, чтобы создать условия для своих детей. Это разве не работа учреждения? Это единственное, что мы считаем. Больше мы никаких денежных показателей или показателей по оборудованию не считаем. Если образовательное учреждение может выполнить всю образовательную программу, пользуясь только обычной доской и мелом, - никаких проблем.

- В 2008 году первые места по всем ступеням заняла гимназия №22. Если честно, то такой успех единственного образовательного учреждения вызвал сомнения в том, что рейтинг составляется объективно, сложилось ощущение, что многое зависит от того, как школа себя преподнесет, презентует, заполнит отчеты и т.д.

- Эстетическое оформление - это правильно. Это проект, и она себя представила. Но рейтинг Фонда качества - это голые цифры. Я приведу пример - показатель по питанию. Допустим, у меня в школе на начальной ступени питается 22 ребенка. Как я работаю с этим показателем? Перевожу в качественный: 22 делю на количество детей, обучающихся на начальной ступени, в итоге получаю процент охвата питанием. От этого процента и зависит место в рейтинге. И таких показателей - 61! Очень многие лицеи и гимназии теряют в одном показателе - это наличие второй смены. Естественно, они потеряли из-за него. Условно говоря, получили по нему 50-е место. Но если у них по другим показателям хорошие места, то по общей сумме они будут на верхних строчках рейтинга.

shkola_1.jpg- Могут лицеи и гимназии работать в 2 смены?

- Пока могут. По требованиям 2 смена не распространяется только на определенные классы - первые и выпускные. Конечно же, мы как раз и идем к тому, чтобы лицеи и гимназии работали в одну смену. Гимназия №32 работает в первую смену. Они ведь прекрасно понимают - даже если из-за отсутствия второй смены они теряют количество детей и подушевое финансирование на них, они получают возможность формировать дополнительное образование. К примеру, в лицее №23 большая наполняемость, во вторую смену все кабинеты заполнены. И как тогда формировать дополнительное образование, если просто негде? Но что поделать, если родители хотят отдать своих детей именно в эту школу. Кстати, вот это проблема - родители хотят, а школа не может взять больше детей, чем может. В итоге 1 апреля у нас выстраиваются очереди вокруг таких школ, условно говоря, жгутся костры.

Но как выходят из положения такие школы? Ведь самая большая проблема - с начальной школой. Школа, чтобы развиваться, в первую очередь выстраивает начальную ступень. Дети начальной школы, так или иначе, должны быть обособлены от остальных детей - и с точки зрения безопасности, и с точки зрения образовательного процесса. Директор не может набрать в параллель больше классов, чем можно разместить на одном обособленном этаже. На основной ступени все же есть выбор - им не надо закрывать пространство для детей, и тогда они могут принимать детей из начальных ступеней других образовательных учреждений. Но у нас, к сожалению, бытует стереотип о том, что с 1 по последний класс надо обязательно проучиться в одной школе. И большинство родителей так считают. А ведь можно действительно выбирать для начальной школы удобство расположения - к примеру, школу во дворе. Затем уже становится понятно, какие способности у ребеночка, чем он хочет заниматься - может, физикой, может, литературой. И переводить его в соответствующее образовательное учреждение на основную ступень обучения. Но на самом деле, конечно, нужно выбирать для начального образования даже не школу, а учителя. И дело даже не в том, какой хуже или лучше. Допустим, у меня ребенок флегматик, соответственно, я понимаю, что ему нужен учитель соответствующего склада. Это тоже мотивация по выбору учреждения. Может быть, мне эта школа не нравится. Но здесь хороший учитель.

- Как узнать, где хороший учитель?

- Во-первых, существует субъективное мнение самих родителей - сообщество же общается. Во-вторых, у нас в Институте развития образования работает Галина Анатольевна Стасилович, очень хороший методист по начальной ступени. Она может посоветовать учителя, потому что она знает их всех. Дело в том, что мы вводили образовательные стандарты, проводили конкурсы всевозможные. Я даже сама уже хорошо стала ориентироваться в педагогах начальной школы.

- В этом году высокое место в рейтинге начальной ступени заняла школа №11 из пос. Чкаловска. Удивительно даже.

- Мы тоже удивились, и поехали проверять эту школу, попросили все документы. В идеальнейшем порядке документы, которые подтверждают их работу! У них дополнительным образованием творческой направленности охвачено 100% детей. Чкаловск немного оторван от Калининграда, и сегодня там все условия созданы - и какой-то скалодром они установили. Более того, если у них нет педагога по какому-то направлению допобразования, они заключают договор. Ведь некоторые учреждения говорят: нет у меня таких-то педагогов, и я не буду организовывать допобразование. А они проводят эту работу, находят понимание у учреждений дополнительного образования, и родителям показывают - у нас есть такие-то кружки и секции, и родители ведут к ним своих детей. Дальше мы смотрим, сколько у них пропусков по болезням. Это один из показателей по группе здоровья, причем не случайный. Что делает образовательное учреждение, чтобы дети меньше болели? Кто-то чеснок раскладывает, кто-то придумывает какие-то коктейли, кто-то цветы разводит.. Но ведь это тоже работа образовательного учреждения. И у этой школы на отдельных ступенях очень маленькой была цифра по болезням. Попросили показать все справки, все нам предоставили. После того, как проверили документы, все сомнения отпали.

shkolnik_komp1.jpg- Насчет того, что ребенок не обязательно должен учиться в одной школе, я с вами соглашусь. Я сама училась в 5 школах, и это позволяло оценить уровень знаний, который давался в предыдущей школе. Но сегодня ведь поменять учебное заведение не так просто. Где-то обучают по программе “Школа 2000”, где-то по программе “21 век”...

- По поводу программы вы действительно правы, но только в какой части - у нас разнообразная линейка программ только на начальной ступени. По остальным, конечно, есть разные учебники. Но знаете, базовые знания дают все учебники. Если война началась 22 июня 1941 года, это хоть у Иванова будет написано, хоть у Петрова. Вопрос в том, как эта программа и преподавание предмета выстроено. Единственное, с этим есть некоторые трудности в начальной школе, есть сложность некая для родителей. Но, тем не менее, ребенка по любой программе научат, что “жи-ши” пишутся с буквой “и”. В какой последовательности это будет выстраиваться, - другой вопрос.

- Но если разные программы есть только в начальной ступени, то почему в некоторых школах платят добровольные пожертвования Институту современного образования за подготовку педагогов по этим программам, начиная с 1 класса и чуть ли не до 9?

- А вот по поводу этого... Призываю всех родителей не платить. Понимаете, Институт современного образования хорошую, наверное, менеджерскую работу провел с образовательными учреждениями. Они, кстати говоря, участвуют во многих программах повышения квалификации, в аналитике, мониторинговых исследованиях самого сопровождения учебного процесса. Соответственно, они приходят в образовательное учреждение, и родители-то заключают договор не со школой, а с ними. Это добровольная плата. И никакой здесь нет подоплеки - ни законодательной, ни моральной, что если я вдруг не плачу, то не буду в этом классе учиться. Вовсе нет!

- В этом году, как мы уже говорили, некоторые родители накануне 1 апреля дежурили у школ, чтобы записать в них своих детей. Ряд лицеев заявили, что будут набирать только детей, живущих в 500 метрах от школы...

- Школа не имеет права сама ввести ту или иную систему приема детей. Правила приема определяются учредителем. В данном случае речь идет о Калининграде, управлении образования, у них правила приема в школы единые по всему городу. В свое время действительно было разделение школ по районам, но прокуратура опротестовала. Ведь принцип такой - если вы живете в Балтрайоне, на окраине, но хотели бы, чтобы ребенок учился по физико-математическому направлению, путь для вашего ребенка, получается, закрыт. Отменили. Результат – костры у школ. Уже сейчас внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», касающиеся правил приема. Эти изменения вступают в силу с 1 января 2012 года. Правила должны обеспечивать прием в школы тех граждан, которые живут на территории муниципалитета, за конкретным образовательным учреждением.

- Как же тогда микрорайоны Сельма, Остров, где поблизости вообще никаких школ?

- Не хочу комментировать инициативу законодателя. Но все равно получается, что ребенок неким образом оказывается ограничен в своих правах на образование. У нас есть идея, которую мы предлагали в свое время - сделать школы-ступени, организовать отдельно начальные школы, средние. Ведь есть начальная школа №55 в Калининграде, начальная в Зеленоградске. Это хороший вариант - когда специально оборудованная школа учит только маленьких детей, потом они переходят в другую школу. Но пока это только идея.

Текст – Оксана Майтакова, фото – из архива «Нового Калининграда.Ru» и пресс-службы министерства образования области

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.