— Татьяна Олеговна, с 1 января вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об образовании», которые требуют от местных органов власти принимать в школы детей по территориальному признаку. Муниципалитет может отойти от этого правила?
— Мы обязаны выполнять в полном объеме требования федерального закона. Конкретные территории были закреплены за школами постановлением главы администрации Калининграда. На муниципальном уровне утверждены новые правила приема в школу. До внесения вышеуказанных изменений в федеральный закон мы действовали в соответствии с действовавшими на тот момент требованиями СанПиН.
— Многие родители водят детей на предшкольную подготовку в то или иное учебное заведение, они имеют право на внеочередной прием в первый класс?
— Подготовка в школе не является условием приема. Такую подготовку лучше проходить в своей школе (по закрепленной территории — прим. «Нового Калининграда.Ru»), что позволит ребенку психологически адаптироваться к условиям конкретной школы и, возможно, конкретного учителя.
— Как быть родителям, которые зарегистрированы в одном месте, а живут в другом? В некоторых семьях дети вообще не имеют регистрации по месту жительства, по какому принципу их будут принимать в школы?
— Правила о том, что граждане должны быть зарегистрированы по месту пребывания и по месту жительства, в России никто не отменял. В любом случае, ребенок должен быть зарегистрирован. Его может принять школа по закрепленной территории в случае предоставления подтверждающего документа: свидетельство о регистрации по месту жительства (пребывания), выписка из поквартирной карточки, домовой книги. При отсутствии таких документов по
— Но часто бывает так, что ребенок зарегистрирован по одному месту жительства, к примеру, у бабушки, а живет с родителями в их квартире, где они и зарегистрированы. В таком случае может он идти в школу, которая находится около дома бабушки? На регистрацию самого ребенка вы смотрите?
— Мы смотрим на свидетельство о регистрации по месту жительства или пребывания именно ребенка.
— Как в этом году будете принимать ребенка в 1-й класс, если у него старшие братья и сестры уже ходят в школу, не относящуюся к микрорайону, где живет первоклассник?
— Младшие сестры и братья могут быть приняты в эти учреждения при наличии свободных мест, но преимущественное их право законом не определено.
— Можно ли подать документы сразу в 2 школы — к примеру, по месту регистрации ребенка и по месту регистрации одного из родителей? Или даже в 3, если ребенок зарегистрирован у бабушки?
— Может подать заявление о приеме в несколько учреждений. Обращение гражданина учреждением будет рассмотрено. Для положительного результата рассмотрения обращения родителям необходимо подтвердить факт проживания ребенка на закрепленной за учреждением территории.
— Как доказать фактическое место жительства, если нет регистрации?
— Если родитель не предъявляет подтверждающего документа (свидетельство о регистрации по месту жительства (пребывания), выписка из поквартирной карточки, домовой книги), то указывает адрес проживания ребенка в заявлении. Такой ребенок может быть зачислен в школу на свободные места, начиная с 15 июня. Все дети, проживающие на территории города и подлежащие обучению в 1-м классе, будут приняты в школу.
— Сейчас многие родители не озаботились тем, чтобы официально оформить свои отношения с арендодателями, которые сдают им квартиры. То есть, нотариально заверенные договоры аренды, о которых говорилось раньше, не нужны?
— Если дети не имеют регистрации, но проживают в городе, будут приняты в школу, но после 15 июня.
— Такая ситуация чревата тем, что может начаться самая настоящая торговля «временной регистрацией» в квартирах около престижных школ. В итоге 1 апреля в эти школы придет столько детей, сколько вы не ожидали?
— Регистрация детей по месту жительства или пребывания, контроль выдачи свидетельств не относится к нашей компетенции. В «престижные» школы дети, не проживающие на закрепленной территории, могут быть приняты на свободные места.
— Как будет формироваться очередь на свободные места?
— На сайте комитета по образованию к 5 июня будет размещена информация о наличии свободных мест в школах города. Согласно муниципальным правилам приема, с 15 июня будут приниматься заявления родителей на свободные места в порядке очередности.
— Правило территориального распределения касается только первых классов?
— Это закрепление актуально для 1-х классов, а также для тех детей, которые переезжают в Калининград. Дети, которые уже ходят в школу, естественно, будут продолжать обучение в тех же образовательных учреждениях.
— Если родители захотят после начальной школы перевести ребенка в другое учебное заведение?
— Родители несовершеннолетних имеют право выбора образовательного учреждения. В 5-й класс другой школы ребенок может быть принят на свободные места.
— В старшие классы некоторые школы набирают детей со всего города вообще без принципа регистрации, на основании определенного отбора. Это сохранится?
— Школа должна обеспечить приём в 10-е классы всех своих выпускников 9-х классов, обучающихся в данном учреждении, освоивших программу основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование. В случае выбора другого учреждения для продолжения обучения в старших классах учащиеся принимаются на свободные места.
— Насчет детей, которые плохо владеют русским языком. Родители жалуются на не очень хороший уровень подготовки детей, потому что не все ученики хорошо говорят на русском языке.
— Школы принимают детей иностранных граждан и лиц без гражданства. С учащимися, для которых русский язык не является родным, учреждения организуют индивидуальные или групповые занятия по русскому языку.
— Сколько первоклассников пойдут в этом году в школы?
— По данным учета детей, подлежащих обучению в 1-х классах, в школы придет около 5 тысяч детей.
— Как вы их переписываете?
— Мы практикуем встречи с родителями будущих первоклассников, подворные обходы, в том числе и дачных, и садовых обществ. В рамках учета детей, подлежащих обучению в 1 классе, школы взаимодействуют с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделением по делам несовершеннолетних УМВД по Калининграду.
— По какому принципу вы делили микрорайоны? Получилось, к примеру, в случае с микрорайоном «Остров», что дома в одном и том же дворе отнесли к разным школам — 12 и 22?
— Увеличить микрорайон для гимназии № 22 — это было наше пожелание, потому что фактически очень большой микрорайон был у школы № 12, даже несколько лет назад там учились дети в 3 смены. Но еще раз повторю — это не касается всех остальных, начиная со 2 класса.
— В 22-й гимназии не введут вторую смену?
— Посмотрим по итогам комплектования. Вопрос в том, что нам на Острове очень необходимо образовательное учреждение. Там нет ни школы, ни детского садика, поэтому мы планируем там построить начальную школу и детский сад. И место там есть — это участок за «Викторией».
— Будет ли в школах
— Закрепление территорий способствует более равномерному распределению детей и уменьшению численности детей в классе.
— Вы будете
— Каждая школа самостоятельно определяет количество
— Что бы вы могли порекомендовать родителям, которые пойдут в первые классы, и им предложат на выбор разные программы? Какие выбрать? Кто им может это посоветовать?
— В каждой школе одна основная образовательная программа, которая реализуется с помощью разных комплектов учебников. Независимо от учебников к концу 4 класса все дети должны выполнить требования государственного стандарта.
— Правда, что после 5 класса учебники уже едины для всех?
— Вариативность (выбор учебников — прим. «Нового Калининграда.Ru») обучения сохраняется и при переходе на основную ступень обучения. Так, из предложенных 15 учебников Федерального перечня по русскому языку для 5 класса школа самостоятельно сделает выбор с учетом особенностей учреждения.
— В некоторых лицеях и гимназиях не было адаптированных программ, точнее, как вы говорите, комплекта учебников. Они сейчас будут вводиться?
— Во всех школах города обучение в начальных классах осуществляется по учебникам, которые рекомендованы Министерством образования и науки РФ и соответствуют требованиям нового стандарта. Независимо от вида учреждения (лицей, гимназия, школа) и используемых учебников каждый учащийся к концу обучения в начальной школе усвоит обязательный минимум требований ФГОС начального общего образования.
— Ребенку нужно самому делать домашнее задание, без помощи родителей?
— Согласно действующим нормам СанПиН, домашнее задание в 1-м классе не задается. Начиная со 2-го класса, ребенок должен самостоятельно делать домашнее задание. Однако он может рассказать родителю последовательность своих действий, ход рассуждений. При этом очень важна выдержка мамы и папы. Ведь сразу все получиться не может, ребенку нужно время. Не надо сразу исправлять ошибку, рисовать рисунок, делать поделку. Родители, предоставьте это сделать, в первую очередь, своим детям или под вашим незаметным руководством.
— Когда мы учились, с первого класса оценки ставили, задания давали, и все в порядке было. Почему сейчас все иначе? Разве нас плохо учили?
— Первый класс — особенный период в жизни детей. Очень важно в это время сохранить у ребенка желание учиться, не завысить и не занизить его самооценку. Поэтому на первых порах учитель не выставляет отметки, а знакомит родителей с достижениями детей. В 1-м классе ребенок приобретает опыт самостоятельной оценки своей деятельности, которая не всегда совпадает с оценкой взрослых. Новые стандарты предъявляют требования к универсальным учебным действиям
— Но мы обратили внимание на то, что у многих молодых людей, которые не так давно выпустились из школы, очень странная грамотность. Из серии «как слышу, так и пишу».
— Согласна. Возможно, это связано с тем, что дети не читают книги. Любовь к книге должен прививать родитель. Вечером мама читает книжку ребенку, беседует с ним. Это тоже своеобразные тепло и уют дома, и тогда ребенок любит книгу. А если ребенок включает компьютер, а они у нас хорошо это делают уже с 3-х лет, то, наверное, уходит тот момент семейного общения. Сейчас же и книги читают в сокращении. Кто сейчас «Войну и мир» полностью читает? Все в сокращении. Хотя жаль!
— Не отразится территориальное разделение учеников на показателях лицеев и гимназий, которые традиционно входят в рейтинг лучших школ, получая дополнительные деньги из Фонда стимулирования качества образования?
— Не думаю. Все наши маститые школы, у которых хорошие показатели, они ведь всегда были хорошими. Школы № № 23, 49, 32 всегда были на хорошем счету. В первом потоке стали лицеями и гимназиями школы №№ 23, 32, 35, 18. Потом уже именно за результаты работы получили статус гимназий школы № № 22 и 40. То есть, это работа коллективов, и я не думаю, что они снизят свои показатели.
Текст — Оксана Майтакова, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru» и
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter