Архитектор и урбанист Ян Гейл: «Я женился и стал думать о людях»

Ян Гейл. Фото «Новый Калининград.Ru».
Во вторник на «круглом столе» в БФУ имени Канта прочитал лекцию и ответил на вопросы о том, каким должен быть «город для людей», один из ведущих мировых урбанистов, автор концепции «копенгагенизации» современной городской среды архитектор Ян Гейл. Лекцию слушали и вопросы задавали калиниградские чиновники, включая главу города Александра Ярошука и вице-премьера правительства Евгения Морозова, архитекторы и общественники, а также корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Ян Гейл и его компания Gehl Architects делали исследования для Лондона и Нью-Йорка, Мельбурна и Сиднея, на его принципах реформовалось городское пространство Копенгагена, признанного одним из самых комфортных городов в мире. Сейчас Гейл консультирует московские власти.

Датский архитектор считает, что город должен существовать в первую очередь для людей, а не для машин и зданий. И поэтому важно, чтобы люди хорошо чувствовали себя на улицах, больше двигались и общались. Это, по мнению Гейла, поможет и здоровье горожан сохранить, и экономику развить. Сам Гейл, которому 76 лет, каждый день проходит не менее 10 тысяч шагов, а автомобилям предпочитает велосипед.

«Пятьдесят лет назад, когда я был студентом датской академии изящных искусств, было самое плохое время для городского планирования, — начал свою лекцию датский гость. — И нас учили не самому лучшему: создавать пространство для автомобилей и зданий, а не города. А потом я женился на психологе».

Этот факт стал переломным в мировоззрении Яна Гейла. «Супруга и ее знакомые стали давить на меня, — отметил он. — Они спрашивали, почему мы, архитекторы, думаем о зданиях, а не о людях. И поэтому последние 40 лет я думаю о том, что города должны быть для людей, а не о транспортных развязках». В результате появилось несколько книг, где рассматривалась концепция «Города для людей». Она нашла своих сторонников во многих странах, даже в Китае, где книги перевели, но, как считает Ян Гейл, у китайцев «времени на их прочтение нет».

10 лет назад Гейла начали приглашать в другие страны для генерального планирования городской среды. «Мы исследовали, для чего используются городские пространства, — сказал Гейл. — Традиционно это места встреч: рынки, общественные места. И это правильно и гармонично: города служат для того, чтобы встречались люди, а не машины». Но в последнее время автомобили стали вытеснять человека с городских улиц, от чего возникает много проблем. Например, в США многие вообще не ходят пешком, и поэтому нуждаются в дополнительной физической нагрузке в фитнесс-центрах, куда добираются снова на автомобилях и эскалаторах. «Но человек должен ходить хотя бы час в день! — восклицает Гейл. — Это выгодно для всех, чтобы человек был здоровее, а окружающая среда чище!»

По его словам, у властей каждого города мира есть транспортный департамент, но нет отделов общественной жизни и стратегий развития «пешеходства». Хотя в последние 20-25 лет ситуация меняется. Во многих крупных городах начинают «ущемлять» права машин в пользу человека. «Повышение качества общественной жизни, развитие пешего передвижения способствует развитию демократии, экономики, — уверен Гейл. — Общество становится более здоровым, город более привлекательным и безопасным». Пешеход в городе способствует процветанию коммерции, так как у него больше возможностей для посещения магазинов, кафе и других мест.

Гейл считает, что современный город должен ограничивать количество личных автомобилей на своих улицах, давая приоритет пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. И в мире уже начинают следовать этим принципам. В Сан-Франциско не стали восстанавливать после землятрясения главную дорогу, и город выжил, заметил Гейл, причем общественная жизнь в нем улучшилась. В Лондоне, где компания архитектора проводила исследования, последовательно вытесняют личный транспорт, например, вводят плату за въезд в центр города — и транспортый поток уменьшился на 20%. В родном для Гейла Копенгагене уже радикально сократили количество парковок и закрыли для транспорта центр, продолжают «выдавливать» автомобили из города, в результате столица Дании уже стала одним из самых комфортных городов в мире.

gehl_1.jpg«Города были и будут самыми привлекательными местами обитания, — считает Ян Гейл. — В Копенгагене холодно, но у нас развивается общественная жизнь, как нигде. Люди любят быть на улицах!» По его словам, сейчас в датской столице 37% жителей ездят на работу на велосипедах, причем 17% даже зимой. Власти страны всячески пропагандируют этот способ передвижения, например, кронпринц лично возит своих детей в детский сад именно на велосипеде. «В городе становится меньше шума, выхлопных газов, снижается воздействие на климат, природу, — отмечат архитектор. — Но возникает другая проблема — ДТП и пробки велосипедов». Для ликвидации этих проблем нужно расширять велодорожки и пешеходные тротуары.

Калининградцам тоже нужно больше передвигаться «на своих двоих», тем более, что наш город «сконцентрирован, не размазан», убежден Ян Гейл. Перед визитом к нам он прочел много материалов по истории города, изучил, что было здесь построено за последние 65 лет. «За 24 часа нельзя составить полное впечатление о новом месте, — признал он. — Но некоторые соображеня у меня уже есть. Перед вами стоят большие сложности и фантастические вызовы!»

По его мнению, мы слишком добры к своим автомобилистам, из-за чего уже столкнулись с пробками. Кроме того, город был сильно разрушен, застраивался без учета прошлого. Поэтому нужно сохранять и вписывать в градостроительные планы имеющиеся исторические и «зеленые» места. «У вас прекрасный климат, чудесное место, хорошее политическое руководство, — заметил Ян Гейл. — Вы движитесь в правильном направлении».

По мнению Гейла, развитие пешеходного и велосипедного движения и общественного транспорта доступно практически каждому городу, даже не очень экономически развитому. Иногда для перестройки транспортной инфраструктуры достаточно «банки краски»: всего лишь изменение дорожной разметки может глобально повлиять на характер городского движения. Это гораздо дешевле, чем расширять улицы для автомобилей, подчеркнул Гейл. Нужно отметить, что в целом датский гость избегал категоричных оценок, считая, что пока не обладает достаточной информацией для конкретных выводов.

Часть вопросов аудитория адресовала главе города Александру Ярошуку, по приглашению которого и приехал в Калининград Ян Гейл. Его, в частности, спросили, возможно ли внедрение у нас принципов «копенгагенизма». Как считает глава города, сделано уже немало, например, «зафиксированы рекреационные зоны». В дальнейшем будут расширяться тротуары, развиваться пешеходные дорожки, продумываться парковки. Не отверг он и возможность закрытия центра для транспорта на выходные. И нынешнее состояние города оказалось, поведал Ярошук, для Яна Гейла не таким ужасным, как представлялось издалека. «Конечно, Гейл не может сейчас по каждой нашей улице что-то сказать, — подчеркнул глава города. — Он загружен по Москве. Но если мы сойдемся в позициях — начнем работать».

Калининградских архитекторов взволновало слишком маленькое участие в создании облика города главного архитектора и дизайнера города. Как ответил Ярошук, все появится, но — после известных осенних событий.

Один из бывших главных архитекторов Калининграда Александр Башин попросил ответить на вопрос, готов ли город осознать новый мировой градостроительный тренд. Александр Ярошук пояснил, что все хотят, чтобы город стал комфортным для проживания. Для этого нужно продумывать маршруты общественного транспорта, развивать рекреационные и пешеходные зоны и «так далее по тексту», для чего идут консультации со специалистами, в том числе и с Яном Гейлом. Хотя уже очень многое сделано, отметил глава города. «Желания и средства есть, — сказал Ярошук. — Хотя и не так много, как хотелось бы». Причем деятельное участие в «комфортизации» областного центра готовы принять и региональные власти во главе с губернатором, подчеркнул он.

Непосредственно к господину Гейлу вопросов у присутствующих было немного. Пока что, к сожалению, теории специалиста по урбанистике не слишком укладываются в практические подходы местных градостроителей.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.