В Калининградской области не только нет современного морского терминала для приема круизных лайнеров, но в целом отсутствует инфраструктура, которая могла бы обеспечить потребности круизного туризма. Об этом корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» сказали в среду представители турбизнеса региона. При этом в целом СЗФО постепенно становится центром морского круизного туризма, отмечает «Российская газета».
На долю Санкт-Петербурга приходится больше 10% круизного пассажиропотока всего региона Балтийского моря, отмечает газета. Этот город находится на третьем месте в пятерке ведущих круизных дестинаций Балтийского моря, уступая Копенгагену и Стокгольму и опережая Таллин и Хельсинки. Однако круизных туристов пытаются привлекать и другие морские субъекты СЗФО, в том числе Калининградская область.
В Калининградской области сегодня принимать международные круизные лайнеры может морской порт Калининград. По информации калининградского филиала ФГУП «Росморпорт», в 2011 году самый западный российский регион принял 7 лайнеров общей вместимостью 4340 человек, в 2012 году — 6 лайнеров вместимостью 3720 пассажиров, а в 2013 году — 3 лайнера вместимостью 1860 человек. «Для сравнения следует сказать, что в 2012 году соседний с Калининградом порт Клайпеды принял 44 круизных лайнера, порт Гдыни — 70 лайнеров», — сообщила изданию региональный министр по туризму Марина Агеева. Как отмечает «Росморпорт», развитию круизного судоходства в регионе препятствуют ограничения морского порта Калининград по максимальным габаритам судов. Этот порт не может принимать лайнеры, длина которых превышает 200 метров, а ширина — 30 метров. Решить эту проблему позволит строительство пассажирского терминала для крупных морских лайнеров в городе Пионерском.
Марина Агеева считает, что у области очень выгодное географическое положение: расстояние до крупнейших иностранных портов на Балтике составляет 400–700 километров. Поэтому развитию морского круизного туризма в регионе уделяется большое внимание. В частности, сокращено время прохождения пограничного контроля. Сейчас, по ее словам, оформление 800 пассажиров лайнера занимает
55–60 минут вместо 8 часов.
Также правительство Калининградской области проводит переговоры с потенциальными инвесторами, которые будут участвовать в возведении терминала на принципах государственно-частного партнерства. «Ведутся работы по согласованию технической стороны проекта, — пояснила министр. — В частности, исследуется спрос со стороны международных круизных компаний на осуществление рейсов в Калининградскую область. В будущем, исходя из полученных данных, будет проведена корректировка технического задания с учетом строительства необходимой инфраструктуры и возможной загруженности терминала».
Эксперты считают, что в области сейчас нет условий для развития круизного туризма, и дело не только в состоянии портов. Директор калининградской круизной компании «Корона морей» Юрий Таран уверен, что никто не сможет принять и вывезти из порта 4 тысячи человек, а именно столько людей путешествует на среднем круизном лайнере. «Выйдут они на берег и дальше что? Для такого количества пассажиров одномоментно понадобится 100 автобусов, чтобы вывезти их из порта на культурно-ознакомительную программу, — пояснил он. — Я не очень представляю, где все эти автобусы смогут остановиться, как они будут двигаться по маршруту, что делать с пробками. Ведь лайнер должен уходить строго по расписанию. Обычно отставшие пассажиры догоняют судно в следующих портах. Кто будет им покупать билеты, организовывать переезд?»
Кроме того, Юрий Таран не уверен, что в Калининграде можно предложить туристу полноценную программу визита, рассчитанную на 4–5 часов. «Что показывать туристам в Калининграде и области? Могилу Канта, Музей янтаря и все? — размышляет он. — Наши новостройки, магазины им не будут интересны. В Клайпеде, куда такие лайнеры заходят, все уже отработано и рассчитано».
Общий уровень инфраструктуры и сервиса гостиниц и ресторанов Калининграда проигрывает по сравнению с соседями, считает директор Ассоциации рестораторов и отельеров Калининградской области Валерий Прыжков. «И в Польше, и в Литве цены ниже, а качество выше», — заметил он.
Напомним, в мае прошлого года
экс-глава областного агентства по туризму Марина Друтман сказала, что
из-за бюрократических барьеров потенциал привлекательности Калининграда для круизных судов
фактически исчерпан.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter