Юрий Федяшов: «Из центра управлять будет сложнее»

Юрий Федяшов. Фото «Нового Калининграда.Ru».
Все новости по теме: Чемпионат мира по футболу-2018
Спустя два месяца после назначения на должность вице-премьера правительства, курирующего строительный комплекс, Юрий Федяшов рассказал в интервью «Новому Калининграду.Ru» о том, что мешает чиновникам реализовывать программу развития региона в плановых темпах, как он относится к переводу контроля за федеральными финансовыми потоками в федеральные же руки, и предположил, что нынешней команде придётся работать как минимум ещё один губернаторский срок.

«Отходить уже смысла нет»
— Юрий Александрович, вы в правительстве области человек достаточно новый. Как вы дошли до такой жизни, как вы оказались здесь? Почему именно вы заняли должность ответственного за строительный комплекс вице-премьера, пустовавшую достаточно давно, после ухода Евгения Морозова из правительства?

— В жизни региона я участвовал давно, в разных бизнес-сообществах состоял, их возглавлял. А после конференции регионального отделения Общероссийского народного фронта стал его сопредседателем. Когда фронт создавался, мы выбирали себе ряд направлений, где могли бы быть полезны. Это уникальная площадка, которую можно активно использовать как для контроля, так и для реализации тех или иных задач. И тогда было предложение осуществить контроль в области госзакупок. На сегодняшний момент по крайней мере больше 3 млрд рублей уже сэкономлено.

Были предложения наши, были — от Николая Николаевича (Цуканова — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Надо было настроить хорошие контакты с Народным фронтом, определить точки раздражения, волнующие население, определиться, как с ними взаимодействовать. Закончился этот процесс тем, что Народный фронт предложил мою кандидатуру Николаю Николаевичу. Он рассматривал её некоторое время, затем дал согласие. Так я оказался здесь. Цели поставлены, отходить уже смысла нет, нужно реализовывать. Поначалу, конечно, сложно, но будем работать.

— Вы сами сказали, что вы в том числе представляли бизнес. Ваш предшественник на этой должности лишился её в результате конфликта интересов, вызвавшего резкую реакцию прокуратуры. Вы от этого застрахованы?

— Для себя нужно просто принципиально выбрать — или вы с государственной позиции, или вы с позиции бизнесмена. Совмещать эти позиции нельзя. Юридически всё соответствует законодательству, я не участвую в компании, в которой раньше работал. Даже не встречаюсь. Хотя в последний момент, перед тем, как заходить сюда, были нюансы.

1.jpg

«Есть ошибки субъективные»
— На сегодняшний день, 30 октября, каковы темпы реализации ФЦП развития Калининградской области? В цифрах?

— Давайте я сначала скажу с другой позиции. Вот у меня есть график: как ФЦП планировалась и как она выполнялась. Синяя линия — фактические объемы, красная -прогнозируемые. Начиная с 2007 года, план — 2 млрд, выполнено — 1,5 млрд. 2008: план — 3,4 млрд, выполнено — 2,5 млрд рублей. 2009 год: выполнено 3,6 млрд из запланированных 5 млрд. 2010 год: 5,9 млрд запланировано, 3,6 млрд рублей выполнено. 2011 год: 8,7 млрд — план, 5,7 млрд выполнено. В прошлом году — 5,7 млрд рублей из запланированных 10 млрд. Под федеральную целевую программу перестраивается экономика. Мы сейчас планируем выполнение тех объемов, о которых раньше даже не мечтали.

Что такое ФЦП? Это, в принципе, система. Она работает в комплексе, есть ошибки объективные, есть ошибки субъективные. Объективные ошибки, в первую очередь, объясняются тем, что мы ограничены рамками 94-го ФЗ («О госзакупках» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).

— Пока что...

— Пока что, да. Существует много вопросов, много недоработок. Основной критерий — цена, приходят просто некомпетентные компании. Но есть и субъективные факторы, причины слабого выполнения и даже просто невыполнения программы. Есть этап подготовки технического задания — и недоработки на нём. Есть этапы проектирования объектов, сегодня проектирование выполняется на невысоком уровне, я бы даже сказал — на низком. Отсюда создаётся концентрация проблемы, когда заказчик-застройщик принимает документацию, не хватает даже специалистов для проверки — главных инженеров проекта. Объявляется конкурс, хотя документация чётко не проверена. Повторю, основной критерий — цена. Но если определена стоимость работ, проведены все экспертизы, есть подтверждение цены, объект стоит, предположим, 1 млн рублей, то его нельзя построить за 500 тысяч. Выигрывает компания, пообещавшая построить за 500 тысяч. Думаю, что в следующем законе (ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере госзакупок») эти недоработки учтены.

Ещё один субъективный фактор — сопровождение работ. ФЦП — это целый комплекс взаимосвязанных задач и структур, которые должны взаимодействовать. Тогда будет результат.

— Всё же — что с темпами?

— В текущем году нам необходимо освоить средства в объеме 12,99 млрд рублей. Разделять на источники финансирования, наверное, бессмысленно. Но остатки прошлых лет, невыполненные работы, составляют около 5,23 млрд рублей. Это переходящие объекты, вплоть с 2009 года. Эти остатки — наше бремя, мы всё равно будем доводить их до конца. Есть несколько объектов, где подрядчик сменялся не один раз.
Но суммарные лимиты по нынешнему году — около 7,7 млрд рублей. На 30 октября выполнено чуть более 35 процентов. Но это подтверждённые документацией работы, а если смотреть по факту — эта цифра более 42 процентов. И в последние месяцы года темп несомненно будет увеличен, объекты сдаются, закрываются остатки средств.
Думаю, что по темпам вы выйдем на 9-10 млрд рублей, то есть 70-75 процентов. В конце года обычно закрываются основные объемы строительства, сдаются объекты.

— Вы говорите о каких-то конкретных, якорных проектах, которые, как вы рассчитываете, позволят вам сократить отставание? Вам удастся решить существующие с ними проблемы?

— Основные проблемы, повторюсь, с самими подрядчиками. Они выиграли, не умея организовать строительное производство, не имея достаточно оборотных средств. Некоторые просто выигрывают, а потом берут наши же организации на субподряд. Такие есть, и московские, и питерские, и из других регионов компании, с ними сложно работать. И даже персонала грамотного там нет, даже разговаривать не с кем. Я думаю, что в следующем году таких предприятий уже не будет, мы проверим их предварительно, за месяц до подачи заявок на конкурсы. Ведь некоторые подают необъективную информацию, в частности — о тех объектах, где они выполняли работы. Подаются неподтвержденные строительные объемы.

По объектам — крупные объекты ведёт, к примеру, «Мостостроительный трест № 6», питерская компания. Самые проблемные, к примеру — строительство очистных сооружений в Калининграде. Общий объем работ оценивается в 1,512 млрд рублей, со всеми дополнительными работами. Объект должны были закончить в 2011 году, сегодня остатки с учётом предыдущих лет составляют 402 млн рублей. В планах этого года у них выполнение всех строительно-монтажных работ, останется только пуско-наладка, которую они не могут произвести в зимнее время.

— Был вопрос относительно финансирования пусконаладочных работ на очистных, он решён?

— Все вопросы решены, всё зависит от подрядчика. На пусконаладку мы уже согласились, что могут остаться 60-80 млн рублей переходящих средств, все остальные работы должны быть выполнены, лимиты закрыты. Вот один из объектов, который при завершении даст большой объем выполнения ФЦП. Но эта компания взяла на себя и проектирование, и у неё проблемы с проектированием, и реализацию самого проекта. Второй объект этой же организации — променад в Зеленоградске.

— Мне он кажется главным символом всего процесса реализации ФЦП. Его так долго строили, а когда наконец построили, его тут же начало смывать в море. Какова ситуация там сейчас?

— Его тоже должны были сдать в 2011 году, сегодня работы выполнены, но объект не принят в эксплуатацию. Заказчик должен устранить ряд замечаний, идут судебные процессы, выставляются претензии более чем на 100 млн рублей.

— Они идут как-то не очень эффективно пока, не удаётся взыскать эти средства.

— Не могу обсуждать эффективность, когда компании заявляются на такие контракты, они берут грамотных юристов, ищут причины для задержек. Но факт — объект не сдан, качество работ нас не удовлетворяет. Мы дополнительно заказали экспертизу соответствия выполненных работ СНиПам, техническим регламентам, нормам. К работе заказчика-застройщика «Балтберегозащиты» у нас тоже есть претензии, принимать такие объекты нельзя. Пока мы в судебных процессах, объект не сдаётся.

— Объект был конфликтным ещё и в несколько ином смысле. Это было ещё до вашего прихода в правительств, губернатор заявлял, что некие «федеральные чиновники» форсировали ввод в строй променада, все примерно поняли, о ком он говорил. С вашей точки зрения, имело ли место это форсирование и повлияло ли оно на результат?

— Я думаю, что когда человек подписывает какой-либо документ, он несёт ответственность. Вне зависимости от того, кто и что «форсирует». Насколько я знаю, был подписан акт выполненных работ для ГАСН. Я бы этот акт не подписал. «Балтберегозащита» — это сейчас моя подведомственная структура — подписала этот акт. Большие претензии к ним. И я не ухожу в политическую сферу, она меня не интересует, но технически, технологически акт подписывать было нельзя. Поэтому у нас сейчас дополнительно проходит экспертиза.

Что касается сроков — да, там были объективные причины. Поздно проведённая экологическая экспертиза, которая необходима и обязательна в данном случае, затянулась дольше планировавшихся сроков. Но всё остальное на подрядчике, только его вина в несвоевременно сдаче.

— Тот же подрядчик строит обход Советска, губернатор, говоря об этом объекте, называл подрядчика «нерадивым». Какова ситуация там?

— Объект строится, думаем, что в следующем году он будет сдан.

— Сдан так же, как и променад?

— Темпы строительства не удовлетворяют, но идёт строительство. Я выезжал на этот объект, там реально работ осталось на 3 месяца. Компанию мы подгоняем.

Что касается социальных объектов, есть компания «СК Монолит», которая взяла 2 школы — в Краснознаменске и Полесске, по двум школам идёт отставание. В Полесске объемы выполнены на 36 процентов, в Краснознаменске отставание на 4 месяца. Это объекты 2014 года, если Краснознаменск реально сдать, то в Полесске — под вопросом. Объемы там приличные, по Полесску мы предлагаем заказчику-застройщику расторгнуть договор и заключить новый контракт на остатки.

Точно так же мы предложили Калининграду расторгнуть контракт с «Мосинжстроем», московской компанией, которая строит набережную на улице Трибуца. Стоимость работ составляет 502,6 млн рублей, выполнено на 28 млн, проблемы там лишь во внутренних взаимоотношениях в структурах подрядчика, они до сих пор не завезли на объект финские вибропогружатели, пытаются сделать это уже несколько недель. Отставание идёт полное.

MIL_0671.jpg

«Я запретил отыгрывать объекты на стадии ЭП»
— Юрий Александрович, а есть у нас объекты, которые доставляют хоть какие-то приятные эмоции? Складывается ощущение, что за что ни возьметесь, везде какие-то серьёзные проблемы.

— Ну почему же. К примеру, объекты, которые строит «Балтлитстрой», к ним у нас нет вопросов, они работают опережающими темпами, к примеру по детскому садику в Советске. Они сдают в этом году очистные сооружения в Советске, единственные с мембранной очисткой, там проводятся пусконаладочные работы под нагрузкой.

Положительных примеров достаточно, просто мы меньше заостряем на них внимание. Безусловно, все работы на почти 13 млрд рублей, с учётом остатков прошлых лет, мы в текущем году не выполним. Но если мы выполним 9-10 млрд рублей, это будет самый высокий показатель реализации ФЦП за все предыдущие годы.

— Несколько месяцев назад губернатор утверждал, что к концу года отставание удастся сократить полностью.

— Здесь нет противоречий. Николай Николаевич говорил о цифрах без учёта остатков прошлых лет, переходящих объектов. Нельзя объекты, которые тянутся 5-6 лет, достроить за один год. Мы увеличили темпы, но будет отставание. Губернатор говорил в целом, на текущий год запланировано 6 млрд рублей из федерального бюджета, а мы выполним даже больше.

— Ещё один объект, вы были там не так давно — детский сад «Пчёлка» в Светлом. Его торжественно открыли в июле, а дети не пошли туда и по сей день. Вообще, зачем нужны эти торжественные технические открытия, после которых месяцы, а то и годы, как со второй эстакадой, объекты остаются по факту стройплощадками? Вы понимаете, как сильно они подрывают доверие людей ко всяческим программам, да и к их реализаторам?

— Это системная проблема. Не зря президент в своих программных заявлениях говорил о том, что для выполнения определённых программ сейчас необходимо сделать сто шагов вперёд. Количество таких шагов необходимо сокращать. Мы садик с недочётами приняли, он готов. Но чтобы пустить туда детей, необходимо получить лицензию. Заказчик, муниципалитет должен ещё раз подтвердить, что все работы он принимает, тогда подрядчик уходит оттуда, а он опять же не калининградский. Сегодня все замечания устранены, идёт оформление садика, его надо зарегистрировать в учреждении юстиции. После того, как его зарегистрировали, нужно получить лицензию, в этом идёт задержка. Если говорить о системных вопросах — безусловно, эти вещи затягивают работу. Необходимо решать их всем службам, не только моим, в комплексе.

— Объясняя ситуацию на очистных под Калининградом, Александр Ярошук как-то сказал, что причина такого катастрофического отставания в том, что «было принято политическое решение, которое и выходит у нас боком <...> объект был отыгран на стадии «П», без готовой документации. Сейчас такие «политические» решения продолжают приниматься?

— Я запретил отыгрывать объекты на стадии ЭП (эскизного проекта — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Мы за этот период больше платим, отыграли, а затем приходится исправлять ошибки, вместо того чтобы экономить, мы получаем более дорогие объекты. Я думаю, что прекратим такую практику. Это системный вопрос, мы будем привлекать крупные проектные организации из Москвы и Питера, где хороший потенциал есть и архитекторов, и конструкторов. Сейчас в Калининграде имеем большую нехватку таких специалистов.

— Впереди предстоят ещё большие стройки, чем сейчас, по крайней мере, на это рассчитывает руководство региона. Вроде бы есть встречный импульс федерального центра. Как планируется компенсировать в будущем этот недостаток проектной компетенции?

— Мы говорим о том, чтобы открывать здесь филиалы и создавать конкуренцию. Институты из Москвы и Санкт-Петербурга подтвердили, что готовы участвовать.

— Какие именно?

— Пока не буду говорить. Называть их можно, когда подписаны какие-то документы. А то я их назову, а потом меня обвинят в том, что я кого-то лоббирую, протаскиваю. Наша задача — создать конкуренцию. Но это будут организации с хорошей историей, которые уже работали, над объектами мирового уровня. Им Калининград интересен, они выразили заинтересованность сотрудничать. Нам нужно создать для этого условия.
Я разговаривал с Пустовгаровым (председатель Балтийской гильдии градостроителей, почетный архитектор РФ Виктор Пустовгаров — прим. «Нового Калининграда.Ru»), он лицензированный архитектор, у него интересные взгляды. Мы начали совместную работу по многим вопросам, в том числе — изменения регламентов градостроительной деятельности, создание региональных нормативов для проектирования. Чтобы не было точечных застроек, чтобы не застраивали парки. Время пройдёт, нас будут оценивать по тем ценностям, которые создаём.

— Главное, чтобы к тому моменту остался хотя бы один парк. Критика действующего законодательства о госзакупках давно стала общим местом для чиновников, все ссылаются на него и объясняют много негативных моментов в работе в общем и в реализации ФЦП в частности. С 2014 года вроде бы Россия переходит на Федеральную контрактную систему закупок, можете ли вы выделить какие-то конкретные точки, по которым случится позитивный сдвиг? И насколько мы готовы к этому переходу с практической стороны?

— В первую очередь позитивно то, что с переходом на контрактную систему мы уходим от ситуации, когда единственным важным критерием для определения подрядчика является цена. Там будут такие критерии, как опыт, основные фонды предприятия. Но для того чтобы 44-ФЗ начал работать в полном объеме, нужно изменить 56 подзаконных актов. Это серьёзная работа, следующий год будет непростой в этом отношении.

MIL_0678.jpg

«Отношусь с большой осторожностью»
— В начале октября Минрегион выступил с критикой темпов исполнения ФЦП и пригрозил создать собственную дирекцию в Калининграде, которая будет осуществлять реализацию программных мероприятий. Как вы относитесь к такой перспективе, рассматриваете ли вы её как угрозу? Может быть, лучше бы, чтобы федеральную программу и в самом деле выполняли федералы?

— Я рассматриваю эту перспективу в первую очередь с точки зрения результативности. Мы с Минрегионом ни в коем случае не являемся антагонистами, работаем на одну цель, и в этом плане мы — партнёры. Они справедливо нам предъявляют требования, надо признать. Раз мы заявляемся, раз нам выделяются приличные, огромные средства и мы просим ещё больше, и нам подтверждают объемы финансирования, необходимо оправдывать доверие.

Но реализацией на местах сложно управлять из Москвы. С точки зрения эффективности — нам лучше будет, с нас часть задач снимут. Но вопрос — будет ли эффект достигнут?

— С другой стороны, руководство аналогичной дирекции, ответственное за работы по подготовке саммита АТЭС во Владивостоке, дружно отправилось под арест по обвинениям в многомиллионных хищениях.

— Я не беру эти вопросы, это субъективный фактор, здесь дело в личностях. Если мы говорим о структуре, нацеленной на определённые результаты, о выполнении работы по ФЦП, то она должна быть системной и эффективной. Тогда неважно, какие личности будут.

— То есть, вы приветствуете такую инициативу Минрегиона?

— Я с большой осторожностью отношусь к ней. Сейчас мы партнёры, но если будет создана дирекция, на мой взгляд, управление будет сложнее. Из центра управлять будет сложнее. Мы знаем весь строительный потенциал региона, какие объекты можем реализовать сами, на какие нужно привлекать подрядчиков извне, квалифицированные компании.

— Вице-премьер России Дмитрий Козак неделю назад заявил, что новая редакция Федеральной целевой программы развития Калининградской области должна быть принята до конца ноября 2013 года. В неё, по словам Козака, должны войти, в том числе, объекты чемпионата мира по футболу. Означает ли это, что новые лимиты финансирования на эти цели будут выделены уже на 2014 год? Ноябрь — достаточно поздний момент в рамках бюджетного процесса в масштабах страны.

— Мы говорим только о предположениях, хотя сейчас, перед нашей встречей, было совещание по данному вопросу. Мы говорим о новой редакции ФЦП на 2014-2020 годы. Да, совещание было. Да, поставлена задача до конца текущего года принять программу. Это большой шаг навстречу нам, Дмитрий Николаевич это подтвердил и будет отдельно проводить совещание по этому вопросу и выносить его на Правительство РФ. Амбиции там достаточно серьёзные. Надеемся, что до конца года документ будет согласован в Правительстве и принят.

— Но будет ли он подкреплён строками в федеральном бюджете-2014?

— Он уже подтверждён, запланированные объемы подтверждены в целом, требуется только документально оформить программу. Мы получили цифры сейчас, многие наши министерства согласовывают их с профильными министерствами в Москве. В целом объемы до 2020 года подтверждаются.

— В каком размере?

— Общий объем финансовых ресурсов для реализации программы в 2014-2020 годах составляет 718,9 млрд рублей. Но если смотреть на структуру, то федеральный бюджет выделяет 234,6 млрд рублей, включая 2014 год. Консолидированный бюджет Калининградской области — 15,7 млрд рублей, в проекте. И внебюджетные источники — 469 млрд рублей — это тоже целый комплекс объектов, которые инвесторы уже готовы начинать прорабатывать. Безусловно, это связано и с объектами Чемпионата мира-2018.

В целом, если эта программа, как мы рассчитываем, будет принята, то это будет уникальный шанс для региона, который надо использовать.

— Цифры, которые вы озвучили — это параметры, в которых проект ФЦП был внесён в правительство? Или это уже скорректированные цифры?

— Работа идёт ежедневно, программа ещё не принята. Я думаю и надеюсь, что она будет подтверждена в этих параметрах. У нас целая группа по согласованию работает в Москве. И Дмитрий Николаевич поставил чёткие сроки, в этом году программа должна быть принята.

MIL_0683.jpg

«Это нормальная конкуренция»
— Правительство области в нынешнем его виде известно тем, что из него все уходят. Вы как себя чувствуете, надолго ли вы здесь? Ведь подобные перестановки негативно влияют как на сам процесс, так и на отношение к нему, иностранные инвесторы уже не скрывая говорят о том, что смена трёх министров экономики за три года — это, мягко говоря, настораживает.

— Если принимается новая Федеральная целевая программа развития области, то должна быть компания, команда, нацеленная на его реализацию. До 2020 года такая команда должна быть, люди находятся «в теме», они должны выполнять программу с полным комплексом ответственности. Но идёт процесс развития — когда идёт развитие, безусловно происходят смещения, как горизонтальные, так и вертикальные. Я не планирую уходить, если пришёл сюда, у меня это решение было окончательным. А по поводу изменений в команде... Я вижу сейчас, что команда слаженная, работает на результат. Какому региону уделяется такое внимание? Какой регион принял такую амбициозную программу? Сколько за последние 2-3 года чиновников федерального уровня сюда приезжало, чтобы помогать решать вопросы?

Я думаю, что задачи амбициозны, команда есть. Но дополнять людьми с определённой харизмой мы, конечно, должны. Наш конечный результат — не просто присутствовать здесь, а ставить цели и их реализовывать. Во главе с губернатором это получится.

— Это означает, что губернатор будет вынужден оставаться губернатором до 2020 года? У него уже больше половины срока пройдено. У нас, как известно, ни один губернатор не проработал два срока, а смена губернатора очевидно повлечёт за собой смену команды и смену задач, у нас не очень в моде преемственность, и очистные в посёлке Космодемьянского тому пример.

— Мы с вами только рассуждаем. Если посмотреть по логике, мы сформировали программу. За два года, полтора её реализовать невозможно. И люди, которые начнут эту работу, должны нести ответственность за реализацию. Задач сейчас две: обеспечение экономического роста, объекты Чемпионата-2018 плюс развитие инфраструктуры и повышение комфортности жизни населения. Если сейчас, в этот сложный период, когда вступают в силу правила ВТО, когда угроза 2016 года существует, придёт другая команда, которая не согласится с этими задачами, процесс принятия решений растянется ещё на два-три года. Уйдёт время. Если команда есть, ей надо дать возможность реализоваться.

— На этой неделе стало известно о том, что правительство страны наделяет статусом единого заказчика строительства стадионов к Чемпионату мира-2018 Минспорт РФ. А строительством всех объектов должно заниматься подконтрольное ему ФГУП «Стройинжиниринг». Как это повлияет на ваши планы? Наверное, всё же «Мостовик» получил в Калининградской области заказ на проектирование стадиона, с тем чтобы его же и строить? Не вызовет ли эта ситуация проблем?

— Абсолютно верно, главным заказчиком у нас будет структура, которую вы упомянули. Пока это проект. Я бы разделил ситуацию на два этапа: период строительства и период эксплуатации. На период строительства наше министерство будет соисполнителем, нагрузка на нас будет, функции технического и авторского надзора будут выполнять и наши службы. Вопрос стоит о распорядителе бюджетных средств, о том, как проконтролировать, кто профинансирует и как потом этот объект будет эксплуатироваться. Чем меньше цепочка, тем эффективней процесс.

На этапе строительства такая цепочка, наверное, не очень эффективна. Но в период эксплуатации держать все объекты по стране в целом в одном комплексе, чтобы равномерно распределять различные мероприятия, события — это может быть интересно. Но это пока рассуждения. В Казани это сработало, все объекты были построены досрочно, в Сочи — не сработало. С точки зрения эффективности использования бюджетных средств это проблемы не решает, а с точки зрения качественного строительства... Мы же не только стадион строим, это же целое движение, это же историческое наследие, это же целый комплекс, который будет работать на будущее! Просто построить в камышах стадион — и забыть про него? Мне кажется, идея заключается в том, чтобы этот проект был продолжением развития города.

— Возвращаясь к моему вопросу: не возникнет ли конфликта между проектировщиком и строителем? «Спортинжиниринг» ведь тоже участвовал в конкурсе на разработку проекта — и проиграл.

— Конфликт... Какой конфликт? Это нормальная конкуренция.

— О том, что в столице есть некая консолидированная позиция, предполагающая, что подрядчиком по всем объектам должен стать «Спортинжиниринг», было известно ещё до того, как состоялся конкурс, в котором победил «Мостовик».

— Я думаю, что в целом проблем это не вызовет. Будут некоторые недопонимания, но в целом на результат они не должны повлиять. В Сочи была применена другая система торгов, там было принято специальное постановление правительства.

— Здесь тоже речь идёт о том, что заказчик не будет пользоваться конкурсными процедурами и размещать заказы напрямую.

— Конкурсная система всё равно будет существовать, просто в ином виде. Возможно, здесь так и надо сделать, потому что там, где ограничены сроки, где должна быть высокая эффективность предприятий, заказчик должен быть с определёнными полномочиями. Может быть, это будет «Спортинжиниринг». Но, кроме стадиона, необходима ещё инфраструктура, разработка территории, обустройство пирсов, берегоукрепление, коммерческие объекты... Здесь, думаю, будет конкуренция. Может быть, такая система будет целесообразна — чтобы уйти от негатива 94-го ФЗ.

Текст, фото — Алексей МИЛОВАНОВ, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.