700 избранных: кто и как получит бюджетные деньги из-за «проблемы-2016»

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
Все новости по теме: Проблема-2016

Так называемые «субсидии на рынок труда», призванные нивелировать «проблему-2016», должны получить предприятия, для которых 1 апреля 2016 года заканчивается «переходный период» таможенных льгот. 700 предприятий смогут рассчитывать на 62 миллиарда рублей поддержки.

Падение небольшое

Министерство экономики Калининградской области прогнозирует падение экономики в 2016 году всего на 4,5%, рассчитывая на меры поддержки, которые обещают федеральные власти предприятиям, работающим в рамках «переходного периода». Об этом министр экономики Анастасия Кузнецова сообщила в пятницу на заседании бюджетного комитета облдумы.

На предприятия, работающие в рамках «переходного периода», приходится 22% ВРП. По экспертной оценке, 70–75% из них смогут перестроиться.

По её словам, на предприятия, работающие в рамках «переходного периода», приходится 22% ВРП. «По экспертной оценке, 70–75% из них смогут перестроиться и уже перестраиваются, показывая рост, — отметила министр. — Таким образом, из 22% четверть мы можем потерять».

Депутат Алексей Коротков заявил, что не согласен с такими оценками. Он сообщил, что опирается на собственные наблюдение и общение с бизнесменами, которым грозит «проблема-2016». «На мой взгляд, закроются до 80% предприятий», — отметил депутат. На это Анастасия Кузнецова напомнила о мерах федеральной поддержки предприятиям-«переходникам», которые должны получить из бюджета субсидии на рынок труда.

700 из списка

Бюджетную поддержку предприятиям, работающим в рамках так называемого «переходного периода», премьер-министр Медведев пообещал ещё в мае. С тех пор про эти меры говорилось мало и не очень конкретно. В пятницу на заседании бюджетного комитета Анастасия Кузнецова внесла некоторую ясность.

По её словам, субсидирование предприятий, которые с апреля 2016 года лишатся таможенных льгот, предусматривавшихся в старом законе «Об особой экономической зоне», будет идти в рамках «иных межбюджетных трансфертов».

«Предложена следующая конструкция: субсидии предприятиям будут перечисляться из регионального бюджета, нам они будут поступать в виде „иного межбюджетного трансферта“», — рассказала министр.

Трансферт будет рассчитываться по формуле «фонд оплаты труда по региону, умноженный на коэффициент, который будет равен той сумме, которую предприятия, работающие в рамках „переходного периода“, должны будут платить в виде таможенных пошлин после 1 апреля 2016 года». «Коэффициент должен быть таким, чтобы сумма трансферта была сопоставима с суммой дополнительных расходов предприятий», — отметила министр.

По её словам, в настоящее время региональное правительство может опираться на таможенную статистику 2013 года. Основываясь на этих цифрах, минэкономики предполагает, что предприятия, которые пока что работают в рамках «переходного периода», начнут платить с 1 апреля 2016 года таможенные платежи в объеме 62 млрд рублей в год.

Однако поскольку официально эти компенсации будут считаться субсидиями на рынок труда, минэк предлагает рассчитывать сумму, исходя из фонда оплаты труда региона. «132 млрд рублей — фонд оплаты труда региона, 62 млрд рублей — таможенные платежи. Таким образом, коэффициент может составить 0,5», — сообщила министр.

По словам Кузнецовой, на 2016 год области из федерального бюджета должно быть предусмотрено 47,7 млрд рублей — на три квартала, начиная с 1 апреля 2016 года, когда закончится «переходный период», в последующем — 62 млрд рублей в год. Начиная с 2020 года эта сумма будет ежегодно снижаться на 5%.

«В список потенциальных получателей субсидий попадают те предприятия, который включены в реестр участников внешнеэкономической деятельности до 1 апреля 2006 года, плюс те резиденты, которые до 1 января 2012 года были включены в реестр. Это чуть больше 700 предприятий», — отметила министр.

На 2016 год области из федерального бюджета должно быть предусмотрено 47,7 млрд рублей — на три квартала, начиная с 1 апреля 2016 года, когда закончится «переходный период», в последующем — 62 млрд рублей в год. Начиная с 2020 года, эта сумма будет ежегодно снижаться на 5%.

Круговорот денег

dokumenty (4).jpg

Для того чтобы схема начала работать, необходимо принять три документа — два на федеральном уровне и один на региональном. Первый, в котором содержится формула и тезис о появлении нового «иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета», Минэкономразвития уже внесло в Правительство РФ в четверг. Вторым федеральным постановлением будут утверждены правила предоставления субсидий.

Далее региональному правительству предстоит прописать технику — какие документы должны будут представить предприятия, претендующие на получение денег, в какие органы они должны их предоставлять, в течение какого срока будут рассматриваться документы и перечисляться средства. «Это больше техническая отработка, которой мы намерены подробно заняться в 2015 году, чтобы сделать эту систему автоматизированной, поскольку администрирование большое и экспертной комиссии работать будет достаточно сложно, — сказала Кузнецова. — Но в любом случае, три минимальных условия для получения субсидий будут заложены — предприятия должны будут по итогам предыдущего года показывать сохранение основных показателей, в частности фонда оплаты труда. По крайней мере, сохранение того уровня производства, которое было, должно иметь место».

При этом полученные из федерального бюджета деньги, официальное назначение которых «на поддержку рынка труда», предприятия смогут пускать на своё развитие. В том числе и уплачивать в федеральный бюджет таможенные пошлины, которые им придётся платить начиная с 1 апреля 2016 года. На практике это означает, что федеральный бюджет будет давать предприятиям деньги на то, чтобы они платили таможенные пошлины в тот же федеральный бюджет. 

Можно предположить, что таким затейливым образом федеральное правительство намерено сохранить статус-кво для тех предпринимателей, которые за 10 лет так и не смогли или не захотели приспособиться к неминуемой отмене таможенных льгот, о которой стало известно еще задолго до апреля 2006 года. Однако областные власти предпочитают эту тему не комментировать в принципе, поскольку из-за подобных схем, которые являются российским ноу-хау, у государства могут возникнуть серьёзные проблемы с ВТО. Впрочем, понять власти можно — они готовы идти навстречу предпринимателям, на долю которых приходится почти четверть валового регионального продукта. Ведь введённый взамен таможенных льгот режим Особой экономической зоны с налоговыми льготами себя не оправдал.

На долю предприятий-резидентов ОЭЗ приходится 10% ВРП и 2% занятых.

Как сообщила Анастасия Кузнецова на заседании бюджетного комитета в пятницу, на долю предприятий-резидентов ОЭЗ приходится 10% ВРП и 2% занятых. «На деле восьми лет действия режима ОЭЗ оказалось недостаточно, чтобы его влияние на экономическую ситуацию стало значительным», — сообщила Кузнецова. По её словам, подобная ситуация наблюдается и в других особых экономических зонах, поэтому федеральное Минэкономразвития готовит существенные поправки в федеральный закон об особых зонах.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Оксана Майтакова

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.