Авиаудар по гастарбайтерам, право на права и трофеев дайте!

Важные события пятницы: губернатор, по традиции, предлагает решать глубокую проблему избытка иностранной рабочей силы поверхностными методами — сокращением числа авиарейсов из Средней Азии; водители продолжают нарушать правила дорожного движения, а ГИБДД констатировать, что водители нарушают, но к реальному изменению ситуации на дорогах эта статистика не ведет; руководитель службы охраны памятников хотела реабилитироваться — получилось; а региональный музей трофеев получил «от ворот поворот» от музеев России.

samo.jpgАвиаудар по гастарбайтерам
В пятницу губернатор Калининградской области Николай Цуканов существенно повысил политический капитал депутата облдумы и лидера местных либерал-демократов Александра Ветошкина. Ведь именно он изначально выступил с идеей, которую Цуканов озвучил на заседании в полпредстве президента в СЗФО. Идеей ограничения числа авиарейсов из азиатских стран СНГ в регион. И, видимо, обратно; впрочем, об этом освещавшие встречу информагентства скромно умолчали. Может быть, губернатор имел в виду одностороннее закрытие клапана: к нам — ни-ни, а отсюда — пожалуйста.

Как сообщает в пятницу «Интерфакс», на заседании в полпредстве президента в СЗФО Цуканов заявил, что в области с недавних пор регистрируются межнациональные и межэтнические конфликты. «Сейчас в Калининград прибывает три рейса в неделю только из Узбекистана. За полгода 17 тысяч узбеков приехали в регион, и мы не знаем, где они. Прошу ограничить количество рейсов», — сказал глава региона.

Депутат Ветошкин, заронивший эту свежую идею в головы доморощенных политиков, говорил в ноябре примерно в тех же выражениях. Кроме того, Ветошкин предлагал правительству области ввести заградительные барьеры для гастарбайтеров, чтобы они не могли бы устроиться в Калининградской области на работу. 

Предложение это поддержали далеко не все парламентарии; те из них, кто имеет отношение к реальной промышленности, были очень даже против. Так, Александр Мусевич, владеющий мебельной фабрикой, предложил коллегам сходить на экскурсию на какое-нибудь из предприятий области, чтобы «понять проблему с кадрами». А известный ныне борец с пропагандой гомосексуализма, лесбиянства и бисексуальных отношений Олег Болычев замечал,что в Калининградской области невозможно найти «продавцов, строителей, директоров и т.д.». Боль депутата Болычева можно понять. Структура группы компаний «Вестер» такова, что и в самом деле директоров нужно много.

Интересна и мотивация, с которой выступали представители федерального органа, призванного контролировать миграционные потоки. Замначальника регионального УФМС Юрий Мургин, к примеру, уверен, что область в таком количестве гостей из Узбекистана попросту не нуждается. «Основная масса граждан, приезжающих в нашу область, — это жители Узбекистана, поскольку между Калининградом и Ташкентом налажено прямое авиасообщение, самолеты прилетают по 2 раза в неделю — в среду и воскресенье, — сказал он. — Наша область не нуждается в таком числе рабочей силы, поэтому мы предлагаем сократить число рейсов и просим депутатов поспособствовать в этом вопросе». Остаётся, правда, не совсем понятным, зачем же они сюда приезжают, если их трудовой потенциал тут никому-то и не нужен. Гулять по пляжам Балтики? Собирать грибы в Роминтенской пуще?

Если вернуться к предложению Николая Цуканова, то слова, которые он сказал полпреду Николаю Винниченко прозвучали одновременно странно, страшно и крайне дискредитирующе институты власти в принципе. Ну как так — в регионе, окружённом государственной границей с Евросоюзом со всех сторон, берут, да и растворяются 17 тыс граждан Узбекистана за полгода? Если предположить, что поток их сюда увеличивается даже очень серьёзными темпами, то за 2012 год гостеприимная Калининградская область приняла под 30 тыс узбеков, которые делись непонятно куда. Зачем тогда нужны миграционная, пограничная службы, для чего, в конце концов, мы содержим за свои налоги Федеральную службу безопасности? Нет, конечно, изворотливости ума и ловкости жителям Узбекистана не занимать. Всё же потомки гордых шахов Хорезма и даже слегка — Тамерлана. Но не до такой же степени, чтобы прямо десятки тысяч — и без следа.

Да и методы борьбы с притоком гастарбайтеров, скажем прямо, выбраны какие-то странные. Конечно, речь на встрече в полпредстве шла и об иных барьерах. Так, Цуканов говорил о том, что необходимо ввести требование для мигрантов въезжать в регион по загранпаспортам и с медицинскими справками. Но на первый план, так или иначе, вышел вопрос ограничения рейсов. Не очень понятно, как это благое намерение будет реализовано в практическом смысле: сложно навскидку вспомнить подобные прецеденты по подобным причинам.  Да и гастарбайтеры, если им закроют прямой авиапуть, найдут способ добраться через столицу.

Проблема, как это обычно бывает, куда глубже, чем методы, которыми её пытаются решать чиновники. Конечно, работы для граждан Узбекистана и иных среднеазиатских государств, не чурающихся самого чёрного труда, не требующих серьёзных социальных пакетов и высокой заработной платы, здесь предостаточно. Несомненно, нужно повышать требования для желающих трудиться на просторах Российской Федерации, учитывая, что приехав единожды, многие из них не очень-то хотят возвращаться обратно. Однако решать эту проблему, закрывая авиарейсы, так же логично, как бороться с неблагоприятной социальной ситуацией на востоке Калининградской области, посылая туда автолавки. Или пытаться решать транспортные проблемы в центре города, убирая знаки, запрещающие парковку на проезжей части.

Можно понять депутатов областной Думы вроде Александра Ветошкина или выступающего за либерализацию правил парковки Михаила Чесалина. Они, выдвигая подобные лозунги, пытаются компенсировать неспособность генерировать более вдумчивые идеи и получить поддержку тех слоёв населения, кто ненавидит приезжих (будучи калининградцами в лучшем случае в третьем поколении) или хочет парковать свои машины где попало. Но вот для чего такие идеи поддерживает губернатор, понять намного сложнее. Готовится к поджидающим его через менее чем три года выборам? Или, как это обычно, к сожалению, бывает, услышал некий звон — к примеру, послание президента Федеральному собранию, не до конца понял его значение, но счёл нужным отреагировать как можно быстрее?

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

gibdd_4_nk.jpg

Право на права
Отдел пропаганды регионального управления ГИБДД в пятницу сообщил об очередных итогах деятельности Госавтоинспекции. В частности, выяснилось, что за 11 месяцев 2012 года на дорогах области выявлено 348,8 тыс нарушений правил дорожного движения, то есть — больше тысячи каждый день. За управление автомобилями в состоянии опьянения задержано 9260 водителей. Кроме того, автоинспекции выявили 42478 транспортных средств, имеющих неисправности, при которых запрещается эксплуатация автомобилей.

При этом основной причиной аварийности, по мнению автоинспекторов, остается низкая дисциплина водителей. Одна из причин, приводящих к значительному числу аварий с тяжкими последствиями, — превышение скорости. Стоит напомнить, что подобный анализ причин аварийности — низкая дисциплина водителей и превышение скорости — отдел пропаганды ГИБДД выдает регулярно. Однако почему-то ничего на дорогах не меняется: водители по-прежнему превышают и не отличаются особой склонностью к соблюдению правил дорожного движения. Почему так происходит и что делает ГИБДД, помимо составления протоколов на нарушителей, автоинспекция, увы, не сообщает.

Причем, что удивительно, и это не раз подчеркивал на оперативках правительства области то ли отстраненный от работы, то ли находящийся в отпуске начальник УГИБДД Юрий Казаков, на водителей никак не влияет ужесточение наказаний за нарушение. Ввели 15 суток административного ареста за вождение в пьяном виде? Давно, но толку мало. Как ездили водители нетрезвыми за рулем, так и ездят. По всей видимости, ничего иного, кроме как штрафовать и сажать, никто придумать не может. Но, как видно, мера эта не очень действенная.

Есть в традиционном отчете ГИБДД и еще одни любопытные цифры, которые, как это ни удивительно, тоже стали вполне обыденными. За 11 месяцев 2012 года в Калининградской области было подготовлено 15818 кандидатов в водители, из общего числа учеников автошкол только 6119 сдали экзамены с первого раза — это всего 39%. И, наверное, можно было бы посетовать на плохое качество подготовки людей, которые, садясь за руль, становятся источниками повышенной опасности на дорогах. Однако свидетельства комментаторов «Нового Калининграда. Ru» и некоторых других знакомых автомобилистов говорят о том, что сдать экзамен с первого раза не так просто, в том числе, и из-за коррупции в органах ГИБДД. Якобы за экзамены сотрудники автоинспекции берут серьезные деньги. Не заплатил — к тебе будут предъявлены сверхжесткие требования. Заплатил — можешь ехать за правами, хотя и не факт, что сможешь даже доехать сам до МРЭО, чтобы их получить. Конечно, все это голословные утверждения, пока что никто не поймал экзаменаторов за руку и уж тем более не посадил кого-либо за решетку за взятку. Не пойман, как говорится, не вор. Но и не обращать внимания на подобные заявления тоже не стоит — ведь вероятно, что водитель, мечтающий о правах, просто не будет связываться с заявлениями в органы и так далее, поскольку попасть в «ориентировку» ГИБДД врагу не пожелаешь — ездить не будет возможности, ибо останавливать будут на каждом посту.

И еще один момент. Не так давно меня подвозил молодой водитель такси, который честно признался, что водительское удостоверение просто купил и прекрасно ездит с ним и даже возит пассажиров. Стоит после этого удивляться, что у нас на дорогах города творится черт-те что и принцип «нарушаешь правила — значит, не лох» ставится во главу угла?

Однако пока что ситуация кажется патовой и создается впечатление, что выхода никакого из нее нет: автоинспекция просто констатирует, что водители продолжают нарушать, а водители продолжают платить деньги за то, чтобы получить права, а потом нарушать. Да и многие из тех, кто получил права вполне законным способом, не отстают от общей статистики. Наверное, требовать от нарушителей ездить по правилам, не бросать машины, где попало, не ездить на красный свет — все это сегодня из области утопии, если никто из них до сих пор даже не пожаловался «куда надо» на берущих деньги сотрудников ГИБДД. Возможно, что ситуацию может переломить сама реформа ГИБДД, которая — очень хочется верить — когда-либо случится и будет заключаться не просто в смене вывески. Пока же эта статистика, за которой стоят реальные аварии и трагедии, ничего, кроме недоумения, не вызывает.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

zooobval_4.jpgЗастряли на входе
Сегодня журналистов позвали на странную пресс-конференцию. В общем то, и со временем (11 часов утра), и с местом (реконструируемый ДКР), и с составом участников (директор, художественный руководитель Областного музыкального театра Валерий Лысенко и руководитель региональной Службы охраны объектов культурного наследия Лариса Копцева) было все в порядке. Хотя, конечно, разговаривать стоя в верхней одежде в фойе «среди ремонта» было не очень удобно, ну да Бог с ним, коллегам-телевизионщикам так было живописнее.

Смутил, собственно, повод — окончание реконструкции ДКР. При том, что сдать его в эксплуатацию планируют только 24 декабря, а завершить все работы (внутренние и по благоустройству) планируют в январе. Ну, с Валерием Лысенко понятно — как всякий грамотный директор, он никогда не упустит случая заявить о своем детище, не зря не мытьем, так катаньем он добился того, что музтеатр, кажется, наконец-то крепко стал (или становится) на ноги.

Почему в ДКР приехала Лариса Копцева — ответ на этот вопрос куда менее очевиден. Конечно, можно обольститься и решить, что руководитель «историко-культурной» службы, не в пример состоварищам по региональному правительству, решила стать ближе к журналистам. Но дело, думается, в другом (и многие коллеги по цеху высказали ту же мысль). После ситуации со входом в зоопарк (об этом ниже) ремонт ДКР стал удобным способом реабилитироваться в глазах общественности. А выбранная форма пресс-конференции (стоя и по-быстрому) давала надежду, что неудобных вопросов удастся избежать. Хотя, конечно, все это — из области грязных журналистских предположений, и ничего более.

Хотя то, что созывать специальную пресс-конференцию, чтобы успокоить взбудораженных историей с памятником-входом в зоопарк горожан (а таких, судя по комментариям в интернете, не так уж и мало), Лариса Николаевна не стала, как писали Ильф и Петров — «медицинский факт». Не стал это делать депутат и бизнесмен Витаутас Лопата, явившийся, по сути, зачинщиком событий (именно он оплатил экспертизу, по которой специалист из Саратова рекомендовал здание входа из списка объектов культурного наследия исключить). Хотя, надо отдать должное владельцу «Солянки», прятаться от журналистов, когда они его нашли в облдуме, он тоже не пытался, с удовольствием отпустив пару-тройку «проклятий» в адрес вставшей на дыбы соседки — директора зоопарка Светланы Соколовой. Губернатор Цуканов, впрочем, тоже был вынужден высказаться на эту тему — не по своей инициативе и как-то вяло, но тем не менее.

По сути, единственной, кто инициативу проявил, была Соколова, ударившая в набат ровно неделю назад. И за это время она одержала пусть промежуточную, пусть маленькую, но победу. Сегодня руководитель охранной службы произнесла следующее: здание, стоящее на входе в зоопарк, из списка объектов культурного наследия не исключено. «Была проведена государственная историко-культурная экспертиза о целесообразности его включения или невключения в реестр (объектов культурного наследия — прим. „Нового Калининграда. Ru“), эксперт сделал однозначный вывод: как самостоятельный объект его не нужно включать в реестр, но он представляет собой ценность как составляющая единого комплекса зоопарка», — сказала Копцева.

Что же касается желаний Лопаты… «У нас существует градостроительный кодекс, гражданский кодекс, у нас существует Служба архитектурного надзора, у нас существует главный архитектор города, который согласовывает», — заявила Лариса Копцева.

Хотя, конечно, в ветрености надзорных органов трудно сомневаться, но все же… Вышесказанное — единственное, да простит меня Валерий Лысенко, ради чего сегодня могла общаться с журналистами руководительница Службы охраны объектов культурного наследия.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

cukanov_12.jpgТрофеев дайте!
Еще одна идея нашего губернатора не нашла поддержки в широких массах специалистов. Давно озвученная мечта создать на территории области всероссийскую точку для демонстрации изъятого в разное время нашим Отечеством в рамках контрибуции — или, выражаясь толерантным языком музея «перемещенных ценностей», проще говоря — трофеев, не нашла поддержки у тех кто разбирается в вопросе. Сам губернатор признал, что российские музеи отрицательно отнеслись к этой концепции.

И по этому поводу хочется спросить: а почему мнением российских музеев поинтересовались только сейчас? Ведь на гласное поле эта идея вышла довольно давно — более года назад, в августе 2011 года, Николай Цуканов обсудил возможность создания такого культурного очага с тогда еще президентом России Дмитрием Медведевым. Этот объект, по замыслу главы региона, должен был стать одним из «якорных проектов» для вытягивания туристической отрасли на достойный уровень. На пару с «Диснейлендом». Кулуарно создание музея обсуждалось и раньше, в том числе и с Людмилой Путиной, которая его вроде как тоже поддержала, как и Дмитрий Медведев вслед за ней.

После «одобрямсов» этих значимых, но не слишком знающих специфику музейного дела товарищей в области началась бурная работа. Без всяких консультаций с нынешними хранителями трофейных сокровищ, среди которых числятся и музеи мирового уровня типа Эрмитажа, стали выкидываться деньги на разработку концепции.

Буквально через три месяца Конкурсное агентство Калининградской области объявило конкурс на право разработать концепцию «Создание музея перемещенных ценностей». Заказчиком этих работ выступило Государственное бюджетное учреждение культуры «Калининградский областной музей «Художественная галерея». Начальная сумма контракта составляла 3 млн рублей.

Заявился на конкурс единственный участник — Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» из Санкт-Петербурга, согласившийся создать концепцию за 2,6 млн рублей. За эти деньги подрядчик должен был разработать обоснования создания музея, провести включая комплексный анализ историко-культурного потенциала Калининградской области, соцопрос жителей области с целью выяснить их отношение к этой идее и оценку значения объекта для культурной жизни стран Европы и определение туристического потенциала проекта. Потом разработать саму концепцию музея, финансовую модель создания и работы музея и организационную модель реализации проекта. Организационная модель должна была основываться на анализа и сравнения трех вариантов организации музея: музея перемещенных ценностей; выставочного центра Эрмитажа; музейной площадки с выставочными комплексами российского, европейского и современного искусства в планируемом к восстановлению Королевском замке Кенигсберга. Во всех случаях экспозиции должны были формироваться из фондов других музеев, как российских, так и зарубежных.

То есть, еще на этапе разработки техзадания еще раз стало ясно, что без общения с музеями не обойтись. Неясно только одно: почему это общение не случилось до этого. Ведь можно было бы для начала хотя бы позвонить, в наш-то век высоких технологий даже второклассник, наверное, способен и нужный телефонный номер найти, и набрать его. Чтобы не вышло так, как вышло, — денежки тю-тю и все против.

Кроме того, вот эти самые деньги можно было потратить для создания «якоря» из местных ресурсов и с гораздо большей отдачей. Просто навести порядок в тех исторических местах, которых в области имеется в достатке. И это могло бы стать для потенциальных пользователей гораздо более приятным поводом навестить вечноянтарный край, чем лицезрение того, что было экспроприировано. Те же немцы наверняка гораздо выше оценили бы восстановление памятных знаков на кладбищах, где похоронены павшие в Первую, да и Вторую мировую войну, французы отметили бы наше человеческое отношение к событиям войны 1812 года, да и всякий нормальный человек правильно отнесся бы бережному сохранению имеющегося исторического наследия.

Но, похоже, пока наши власти настроены только на голоса свыше и на строительство «Нью-Васюков» в совершенно неподходящих условиях.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда. Ru»


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.