Билет в будущее
К Чемпионату мира по футболу 2018 года общественный транспорт в Калининграде, как не раз заявляли городские власти, преобразится. В частности, в конце прошлого года появилась информация, что после 2015 года в областном центре планируется внедрить единые электронные билеты. Тогда замглавы администрации и председатель комитета городского хозяйства Сергей Мельников съездил в Санкт-Петербург, чтобы ознакомиться с опытом — там система, по его заверениям, успешно действует.
Сегодня представитель фирмы, которая внедряла ее в северной столице, выступал в Калининграде на круглом столе, посвященном электронным билетам. Мероприятие провел Горсовет, поэтому его организаторы позволяли себе элементы критики по отношению к новшеству. Впрочем, в целом создалось впечатление, что они вполне себе солидарны с мэрией.
Итак, что такое электронный билет и с чем его едят? Предполагается, что пассажиры станут покупать специальные карточки (стоимость каждой — 50 рублей), переводить на них деньги по аналогии с пополнением телефонного счета и оплачивать проезд в общественном транспорте. Для этого каждый автобус придется оборудовать специальными аппаратами-валидаторами, которые будут передавать информацию о каждой поездке в расчетный центр. Также валидатор может выдавать пассажиру бумажный билет, на котором будет видно, что проезд оплачен, и сколько осталось денег на карточке. Впрочем может и не выдавать, в зависимости от модификации аппарата.
Однако горвласти хотели бы не просто установить валидаторы, но лишить перевозчиков возможности оперировать поступающими за проезд деньгами. То есть, это, конечно, вовсе не конечная цель, скорее, средство. По словам начальника отдела пассажирского транспорта и организации дорожного движения мэрии Калининграда Анатолий Кисиленко, одно из требований ФИФА в связи с ЧМ-2018 — чтобы в городе был либо один перевозчик, либо единый оператор перевозок, который будет собирать деньги и контролировать процесс в целом.
То есть, каждые 15 рублей за поездку будут стекаться на его счет. Перевозчик же получит определенную сумму за каждый километр «пробега». То есть, ему будет выгодно, чтобы его автобусы ходили не до 21.00, как сейчас, а до полуночи. А еще, отпадет смысл в гонках, которые устраивают на улицах конкурирующие фирмы.
Предполагается также, что с помощью такого электронного билета можно будет совершать бесплатные пересадки в течение определенного времени. В целом в мэрии новую систему считают более удобной для пассажиров, поскольку им не нужно будет искать монеты или мелкие купюры, чтобы оплатить проезд. «Приложил карточку — все, до свидания!», — так описал желаемую ситуацию Анатолий Кисиленко.
Среди преимуществ единого электронного билета — возврат в кассу денег, которые утаивают водители и кондукторы, присваивающие часть выручки себе (как показал питерский опыт, около 15%). Также в качестве плюса называется тот факт, что, в принципе, система позволяет избавиться от кондукторов. При этом необходимость продажи бумажных билетов в качестве альтернативы карточкам (заставить их покупать пассажира никто не может) никто не отменял. Как будут увязаны эти факторы, кажется, не до конца понимают даже в мэрии. Ну разве что внедрят опыт Москвы, где такие билеты продают водители, пассажиры заходят через переднюю дверь и минуют турникет. Не нужно объяснять, насколько это затягивает процесс.
По оценкам представителей компании, внедрившей систему в Санкт-Петербурге, установка серверного оборудования и программного обеспечения обойдется городу в 4–5 млн рублей. Кроме того, на каждый автобус нужно будет установить валидаторы стоимостью от 60 до 90 тыс рублей — судя по информации, прозвучавшей на круглом столе, это обяжут сделать автоперевозчиков за свой счет. В 2015 году будет опять разыгрываться маршрутная сеть, и наличие валидаторов в автобусах, судя по всему, станет обязательным условием. Так же, как и то, что автобусы должны быть новыми.
Понятно, что руководители автотранспортных предприятий, которые участвовали в круглом столе, восприняли новость без восторга. Виктор Сизенко, директор компании «Вест Лайн» заявил, что «в конце концов все сваливается на перевозчика — за все платит он». Не понравилось ему и то, что власти рассматривают возможность избавиться от кондукторов, поскольку это, по его мнению, повлияет на безопасность пассажиров: «к концу смены водитель узнает, что у него кто-то умер в салоне». Да и вообще, новые траты отразятся в тарифе. Перевозчик призвал собравшихся не спешить, и посмотреть как будут дела обстоять в других городах, не таких больших, как Москва и Санкт-Петербург.
Но, похоже, принципиальное решение в горадминистрации уже приняли. И то, что будут повышены тарифы, считают совсем неочевидным, видимо, надеясь на повышение доходов из-за того, что водители и кондукторы не смогут присваивать выручку. «Если у мэрии будет хватать денег, чтобы рассчитаться с перевозчиками, мы, может, его и снизим», — мечтательно сказал Анатолий Кисиленко. Учитывая, что федеральные власти недавно заявили о том, что хотят перевести более половины общественного транспорта в России на газ, чтобы снизить издержки, его будущее выглядит совсем уж фантастическим.
Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент
Плюс 14% к лучшей жизни
© 2003-2025