Что-то пошло не так, гостиница vs трамвай и все — на Невского

Ключевые события пятницы: обещанная ещё в 2011 году реконструкция аварийного моста на Аллее Смелых не случится уже никогда; депутаты горсовета неожиданно воспротивились попытке властей Калининграда отдать под застройку участок под трамвайным кольцом на пр-те Победы; а нововведение Минздрава хоть и вызвало возмущение у многих мам, оказалось не лишено здравого смысла.

ya.jpg Что-то пошло не так
В пятницу, в ходе осмотра строительства дорог на Сельме, выяснилась внезапная новость: реконструировать мост на другом конце города, на Аллее Смелых, никак нельзя. Его необходимо полностью сносить и строить на его месте новый, а все ранее проделанные работы и данные обещания, соответственно, идут прахом. Увеличивается стоимость, увеличиваются и сроки. «Реконструкцией ее уже назвать нельзя, это будет строительство нового моста. Полностью будут сноситься и подъездные пути, и бетонное основание, и мост», — развёл руками мэр Калининграда Александр Ярошук. Но не загрустил — ведь наш мэр никогда не грустит.

Однако, если окинуть взором историю с реконструкцией моста на Аллее Смелых, то от грусти никуда не деться. Первым к внезапному донельзя выводу о том, что эксплуатировать путепровод, в последний раз ремонтировавшийся полвека назад, нельзя, пришёл ещё предыдущий губернатор Георгий Боос. Ни с того ни с сего выехав в феврале 2010 года в Московский район, Боос обнаружил, что сразу три моста — на Суворова, Киевской и на Аллее Смелых — нуждаются в срочном капитальном ремонте. И потребовал делать всё быстро, чтобы закончить ремонт всех трёх объектов к концу 2011 года. Пообещав при этом профинансировать две трети стоимости работ.

Но уже к концу 2010 года, как известно, губернатора смыло за борт эксклавного баркаса, и динамики как-то поубавилось. За истекший период привести в порядок городским властям удалось лишь один путепровод — на улице Киевской. И, в соответствии с пожеланиями Бооса, даже организовать на раскрашенном в весёленький оранжевый цвет мосту реверсивное движение. На Суворова и по сей день стоят какие-то невнятные заборчики, огораживающие те части моста, наступив на которые, вероятно, можно вызвать его обрушение. Но реконструкция его, по словам городских властей, случится лишь после приведения в порядок путепровода на Аллее Смелых. Судя по свежим новостям — никогда.

С момента счастливого откровения Георгия Бооса мост на Аллее Смелых был признан аварийным во всех отношениях. Вначале по мосту было запрещено движение общественного транспорта (чтобы люди не гибли сразу и в больших количествах), а затем — и движение пешеходов (чтобы не падали поодиночке), однако запреты эти вряд ли кем-то особо соблюдаются. В мае прошлого года власти заявили, что реконструкция начнётся к сентябрю, тогда же должен был быть готов новый проект работ взамен старого, некачественного. Попутно степень конкурсного идиотизма достигла пиковой отметки: взявшаяся было за разработку проекта реконструкции всей Аллеи Смелых проектная компания из Нижнего Новгорода, отказалась от контракта с мэрией, потому что… слишком занизила стоимость работ. То есть, подала заявку, занизив стоимость в 4 (четыре) раза, выиграла конкурс, а затем отказалась работать. Потому что сделать ничего за такие деньги нельзя.

Теперь же выяснилось, что и проекта реконструкции моста у городских властей нет — выполненный никуда не годится, потому что проектировщики «не заметили» на месте запланированных съездов склады и электроподстанцию мясокомбината. И в самом деле, мясокомбинат — сущая мелочь, не заметить его — раз плюнуть. Так что проект, обошедшийся городскому бюджету в 5,3 млн рублей, можно благополучно выбросить в мусорное ведро. Правда, Александр Ярошук горячо настроен судиться с нерадивыми и ненаблюдательными проектировщиками, однако перспективы подобных судов хорошо известны.

Во всей этой истории более всего удручает не судьба моста на Аллее Смелых. В конце концов, без ремонта он стоит теперь уже не 50, а почти 55 лет, да если даже он и обрушится, в конце концов, никто особо переживать не будет — за эти годы все с такой перспективой, вероятно, смирились. Страшнее то, что эти же люди — мэр, его заместители, «специалисты», заказывавшие подрядчикам проектную документацию и принимавшие её, никуда не делись. Они тут, рядом и полны готовности осваивать теперь уже не миллионы, а миллиарды, если не десятки миллиардов. Чего стоит хотя бы один мегапроект Восточной эстакады, протянуть которую чиновники хотят буквально через весь город. Да и в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу мостов запланировано немало. Если реконструкция одного небольшого моста затянулась на четыре года вместо одного, то, что случится с этими мегапроектами, думать как-то страшновато. Но страшновато нам, простым людям, а не руководству города. Ведь наш мэр никогда не грустит.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

tram_10.jpg Гостиница vs трамвай
Чиновники из мэрии Калининграда в пятницу предложили депутатам горсовета из комиссии по градорегулированию подкорректировать городские Правила землепользования и застройки. В частности, они выступили с предложением изменить границы земельного участка на перекрестке проспекта Победы и ул. Радищева, где в настоящее время находится трамвайное кольцо, чтобы в перспективе землю можно было отдать под застройку.

Кольцо, кстати, недействующее, поскольку трамваи на проспект Победы пока не ходят. При весьма любопытном обсуждении этого вопроса именно слово «пока» можно считать ключевым — чиновники мэрии пытались доказать, что трамвайного кольца в этом месте и не будет. Депутаты просили представить им доказательства этих заявлений, подтверждённые конкретной транспортной схемой Калининграда, которая до сих пор не готова.

В процессе дискуссии выяснилось, что земельный участок под кольцом пока ещё находится в собственности МКП «Калининград-ГорТранс». Но если его расширить, то можно будет возвести там гостиницу. Почему именно гостиницу, никто объяснить не смог. Как и то, кто именно претендует на этот участок. Мэрские чиновники заверяли, что земля никому не выделена.

Депутаты поинтересовались у главы управления градорегулирования мэрии Калининграда Романа Миронова, откуда он знает, будет ли в этом месте трамвай в соответствии с новой схемой организации транспорта. «Я не знаю новой схемы, но трамвая там не будет!» — заявил Миронов.

Глава комитета по имуществу администрации Калининграда Александр Зуев уточнил, что, по его информации, трамвай пойдёт по проспекту Победы дальше, и кольцо будет около моста. «А тут речь идёт о первом кольце, которое практически не используется. Если откорректировать там зону, получится более чем полгектара», — рассказал Зуев.

Но и Зуев так и не смог объяснить, откуда у него такие данные. Это обстоятельство весьма смутило депутатов, и они предположили, что новая транспортная схема может предусмотреть в этом месте расширительный карман, либо это кольцо может стать основным для трамвая. В итоге комиссия проголосовала против предложения мэрии.

Председатель горсовета Андрей Кропоткин, комментируя это предложение, сообщил, что весьма ему удивился, после чего сделал неожиданное заявление: «Мы и так уже всё пораздавали в нашем городе, и теперь получаем то, что получаем: стоим в пробках, не знаем, где припарковаться, и как завтра будет работать наш общественный транспорт».

Он также высказал мнение, что в Калининграде уже достаточно выделено земельных участков под гостиницы, «но они не очень-то и строятся». «Место выделяют, чтобы „застолбиться“? Это неправильно, нам нужно развиваться, а не „столбиться“. Поэтому пока мы не решим проблему и не увидим план передвижения общественного транспорта до 2025 года, не нужно трогать эти земельные участки и оставить их под развитие», — заключил Кропоткин.

Решение депутатской комиссии не может не радовать. Ведь на самом деле до сих пор неизвестно, что будет с калининградским трамваем и трамвайными путями на проспекте Победы. При том, что на тех улицах, где раньше ходили трамваи, а теперь ходят автобусы, после ликвидации трамвайных рельсов дорожная ситуация в лучшую сторону не изменилась. Пример — улица Горького, где раньше трамвай ходил по выделенным путям, и местные жители могли передвигаться по своим делам, независимо от автомобильных пробок. Сегодня трамвая нет, дорога почти всегда забита машинами, общественный транспорт — автобусы и троллейбусы — стоят в пробках вместе со всеми. В итоге немалая часть горожан вынуждена идти по утрам и вечерам по ул. Горького пешком, потому что оказывается, что пешком — быстрее, чем в переполненном автобусе. 

Тем временем, на земельном участке, где раньше было кольцо трамвая № 6, благополучно вознеслось очередное торгово-офисное здание. Вряд ли стоит ожидать, что ликвидация трамвайных путей на проспекте Победы и появление на их месте очередной полосы изменят дорожную ситуацию к лучшему. Но зато кто-то может получить себе очередной имущественный актив в виде гостиницы.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

smeshariki.jpg Все — на Невского
Список врачей, обязательных для медосмотра годовалых малышей, пополнился еще одним специалистом узкого профиля — психиатром. В соответствии с приказом Минздрава РФ № 1345н, дети теперь должны проходить психиатра в возрасте 12 месяцев, 3-х, 7-ми, 10-ти лет, и каждый год с 14-ти до 17-ти лет включительно. Новшество было неоднозначно воспринято мамами, которые в первый год жизни своих чад и без того проводят достаточно времени в поликлиниках, на регулярных взвешиваниях, вакцинациях и прочих подобных процедурах. 

«В годик ребёнку нужно пройти всех врачей. В том числе… психиатра!!!! В психушке на Невского! Таков приказ Минздрава. Предлагаю отправить туда на лечение все министерство, в полном составе!», — написала жительница Калининграда Жанна Мейлер на своей странице в Фейсбуке (авторский стиль сохранен). 

Реакцию этой мамы вполне можно понять: всякий, кто хоть раз побывал в знаменитом медучреждении на ул. Невского в Калининграде, знает не понаслышке, что там и взрослый-то чувствует себя неуютно, не то что ребенок. Помню, как сама, проходя медкомиссию, вынуждена была провести около получаса в очереди у кабинета психиатра. Само собой, очередь состояла не только из жаждущих получить в медкнижку заветный штампик, но и непосредственно из пациентов психдиспансера. И к тому времени, когда я наконец-то зашла в кабинет, я уже чувствовала себя одной из них и очень нервничала, что это заметит и бдительный врач. 

С тех пор, судя по всему, мало что изменилось — по крайней мере, судя по реплике заместителя главного врача областной психиатрической больницы № 1 по медицинской работе Владимира Переймы, который хоть и заверил, что в больнице нет больших очередей на медосмотр и детских врачей-психиатров достаточно, однако уточнил, что отдельной очереди для детей не предусмотрено. Правда, как отметил тут же Перейма, проходить или не проходить ребенку психиатра — решать в конечном счете родителям. В случае категорического неприятия нововведения Минздрава, достаточно просто написать отказ от осмотра. Только вот стоит ли? 

Ведь все прекрасно понимают, что своевременная диагностика — залог успешного лечения, а большинство болезней зачастую родом из детства. И душевные недуги — не исключение. А обследование специалиста как раз-таки поможет выявить заболевание в ранние сроки и предотвратить задержки в психическом развитии ребенка. «Есть дети, которые в принципе не сидят на месте, они могут толкнуть, ударить. Представьте, что такой ребенок приходит в детский сад, и его принимают без заключения психиатра. А если этот ребенок ударит вашего? К кому будут тогда претензии?» —справедливо отмечает Владимир Перейма, и с ним трудно поспорить. Ведь во многих детсадовских группах есть такие малыши, от которых плачут и дети, и воспитатели. Не знаю, как вы, а я об этом знаю по собственному опыту — мои чада не раз становились «жертвами» гиперактивных ровесников. И хорошо еще, что дело ограничивалось банальными синяками, шишками и следами от укусов (хотя однажды эти следы я увидела в опасной близости от глаза трехлетнего сына), а ведь могло закончиться и куда хуже. И что толку искать тогда виноватых и привлекать к ответственности воспитательницу, которая зачастую вынуждена следить за несколькими десятками малышей, выполняя при этом еще и функции нянечки. 

Поэтому, думаю, стоит признать, что инициатива Минздрава на сей раз вполне здравая, извините за игру слов. Другое дело, что воплотить ее в жизнь стоило бы более гуманными способами, нежели вынуждая мам с годовалыми карапузами ехать на Невского и стоять в общей очереди. Ведь куда лучше, если специалисты будут проводить свои осмотры непосредственно в поликлиниках или детских садах, где сами воспитатели подскажут, на кого из их воспитанников стоит обратить внимание. Думаю, тогда и от осмотров отказываться будут крайне редко, и запущенных случаев психических расстройств у детей станет куда меньше.

Оксана ШЕВЧЕНКО, выпускающий редактор

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Критерий ненужности

Оксана Майтакова о том, нужны ли семьи с детьми региональным властям