Марина Друтман: "Сегодняшняя ситуация мне напоминает 90-е годы"

Марина Друтман
Все новости по теме: Туризм
Экс-руководитель отдела по туризму регионального правительства и управляющая сети отелей сенатора Николая Власенко Марина Друтман рассказала "Новому Калининграду.Ru", что изменилось в правительстве после ее ухода, почему цифра в 2 млн туристов для Калининграда была реальной, и кто помешал реализации проекта велосипедной дорожки на Куршской косе. Друтман также объяснила, почему, по ее мнению, мы возвращаемся в 90-е, а идея с приграничным сотрудничеством - профанация.

- Не скучаете по  работе в правительстве? 

- Мне некогда скучать. Но я понимаю, что есть некоторые  дела, которые чуть притормозились. В частности, в этом году практически отсутствует выставочная деятельность, приостановилась полиграфическая деятельность (речь идет о выпуске информационных буклетов, гидов по Калининграду - прим. "Нового Калининграда.Ru"). Словом, есть некоторые вещи... 

- Которые без вас  не делаются? 

- Нет-нет-нет, не то что без меня они не делаются. Ко всем этим мерам все равно вернутся. Но работа - как колесо, которое активно крутилось, а потом было резко остановлено. Пока оно наберет обороты, до этого пройдет некоторое время, а его, потерянного времени, всегда жалко. 

- У вас большой опыт работы в туризме - и как  чиновника, и как  бизнесмена, а теперь уже и как управляющего объектом туринфраструктуры. Чего не хватает нашему региону, чтобы, наконец, сбылись амбициозные планы относительно 3 млн туристов в год? Именно такая цифра называлась на форуме по разработке стратегии развития области? И разумно ли в регионе в принципе рассчитывать на такое количество туристов? 

- Когда первый раз назвал цифру в 8 млн Георгий Валентинович (экс-губернатор Калининградской области Георгий Боос - прим. "Нового  Калининграда.Ru"), он увидел мою ироничную улыбку. Губернатор спросил: "Что, вы не согласны, Марина Гурамовна?" Я была, конечно, не согласна. Есть города, которые принимают большое количество туристов – такие как Барселона, например. Даже Питер - путеводная звезда России - принимает до 5 млн. 

Что касается цифры  в 2 млн, то она была бы реальна, если бы работали две составляющие - транспорт и доступность в плане погранично-таможенного режима. С транспортом у нас по всем направлениям тяжелейшая ситуация. Фактически нет аэропорта. Можно считать, что нет железнодорожного сообщения- поезд до Москвы идет сутки, а на дворе, все-таки, 21 век. У нас вообще не работает пассажирское сообщение по воде. 

А ведь 2008 год показывал  колоссальный рост потока в область. В тот год аэропорт "Храброво" принял около 2 млн человек, а Гданьск имел меньшие показатели. Потенциал у нас был колоссальный.  

Понятно, что 2 млн - это  пассажиры. Для такого же количества туристов у нас недостаточно средств размещения в пиковые сезоны. Но мы также знаем, что есть масса стран, которые живут, учитывая подобные пиковые нагрузки летом.  И там существует межсезонье, когда действуют совсем другие цены на услуги. К тому же, нужно помнить  и о прибрежной инфраструктуре - о том, чем сюда привлекать, когда  плохая погода и у моря не очень уютно. У нас очень мало отелей с бассейнами, спа-центрами, нормальным количеством обустроенных конференц-залов. Чем этого будет больше, тем больше мы сможем принять людей.  

- Дело только в скудном предложении отелей?

- Не только. Естественно, нашему Светлогорску повезло бы куда больше, если бы здесь были определенные инфраструктурные объекты. Это может быть аквапарк, комплекс с ванными с минеральной водой и банями, построенный за деньги федерального бюджета, ведь это федеральный курорт. Ситуацию может  изменить и большая грязелечебница, мы знаем о наличии запасов грязи в Зеленоградском районе.  

Когда работает большой  инфраструктурный объект, к нему лепятся все остальные. Частному инвестору гораздо проще поставить рядом отель и для своих гостей включить в стоимость проживания посещение того же большого центра. Ничего не нужно придумывать. Это все давно придумано, везде работает и муниципалитеты вместе с регионом должны этим озаботиться.

Например, сейчас в Светлогорске не работает лифт (подъемник - прим. "Нового Калининграда.Ru"). Он находится в частных руках, и отремонтировать его - дорогостоящее мероприятие. Нужно построить и нормальный променад, оборудовать спуски к морю. Это и есть государственный подход к развитию федерального курорта. 

Есть какие-то конкретные вещи, которые слишком очевидны, чтобы их не замечать. Например, навигация, которая тоже влияет на комфортное пребывание туриста в регионе. Я просто счастлива, что заработал информационно-туристический центр, и любой турист, зайдя туда, может получить всю информацию об объектах культуры, о том, что  происходит в области.  
 
drutman_2.JPG-  На форуме по стратегии развития области пытались найти некую идею, которая помогла бы, наконец, Калининграду привлечь желаемое количество туристов: "Калининград  - русский Гонконг, Калининград - центр  янтаря"... Можно ли что-то из этого применить на практике и стоит ли? 

- Я с сомнением отношусь к идее русского Гонконга или прибалтийского Дубая с шоппинг-фестивалями. Это, на мой взгляд, не наш путь. Наш город трудно назвать местом, где все дешево.  

Я полагаю, что сама по себе Прибалтика, невзирая на весь скепсис вокруг погоды, достаточно привлекательна. Я не знаю, будет ли это бренд русской Прибалтики или какой-то другой, но Прибалтика - курорт. И здесь всегда были курорты, и они были чем-то знамениты. Наш конек -  отдых, релаксация и лечение, и, несомненно, богатейшая история земли. 

Главное - у нас  уже есть база для такого отдыха. Возможно, существующие сейчас санатории не очень подходят современному туристу. Лечебная база должна существовать, только уже не в советском выражении. И вообще, выражение «совок» мне нравится только в контексте ресторана в Советске, расположенном в гостинице «Россия», прекрасный объект. 

Ценообразование также должно быть корректным. Сейчас, на мой взгляд, мы практически сравнялись с нашими соседями по ценовому предложению услуг по отелям уровня три звезды. Другое дело, что у нас почти нет хорошего предложения более низкой ценовой категории. А этого уже много в Литве.  

Со мной могут спорить относительно предложений в кафе и так далее - ровно та же история. Вы можете получить и здесь приемлемое качество питания за адекватную приемлемую стоимость... В Литве, все-таки, дешевле, но там и несколько другая ситуация с логистикой и доставкой продуктов. У нас здесь в этом отношении - тяжелейшая ситуация. Закрыли границы и пришлось просто убрать из меню некоторые блюда, потому что не оказалось в продаже лука-порея. (смеется)

- То есть, за туриста нам придется конкурировать с соседними странами. Но если на рынке туристических услуг уже есть более-менее цельное представление о Литве, Польше, то можно ли говорить о том, что и Калининградская область сформирована как некий единый турпродукт? 

- Несомненно. В Калининграде есть совершенно невероятные вещи, которые сложно найти в любой другой точке РФ. Только здесь вам могут предложить ролевые игры и реконструкции на территории фортов. Даже не важно, как выглядят эти форты. Англичане, побывав на подобной реконструкции, просто захлебывались от восторга от этой картинки.  

Эти форты - такая же часть территории, как Королевские ворота Музея Мирового океана. И нужно отдать должное госпоже Сивковой (Светлана Сивкова, директор Музея Мирового океана - прим. "Нового Калининграда.Ru"). Благодаря энергии и силе одной маленькой женщины город изменил свое лицо. То же самое можно сказать и об Одинцове (директор Кафедрального собора - прим. "Нового Калининграда.Ru"). Кто бы сколько сейчас не говорил, что он вздорный старик и что он со всеми скандалит, Одинцов -  фантастический старик! Без него у нас бы не было того, чем мы сейчас гордимся. 

Несколько дней назад туристическая компания моего мужа обслуживала группу москвичей с программой в Озерском районе, велосипеды и сплав по реке. Они были в этой поездке целый день. Людям можно продать даже то, что у нас есть сейчас и в том виде, в котором оно есть. Только нужно помочь местному бизнесу это все продать. Очень важно, чтобы  правительство, город и каждый муниципалитет понимал, что если он чуть-чуть поможет, то это вернется сторицей. Потому что люди, которые сюда приезжают, оставляют каждому по своей копеечке. Не только конкретному Друтману, который привез сюда группу. Эта группа где-то живет, где-то кушает, она прилетела сюда на самолете, они здесь ездят на такси и покупают сувениры, вывозят чемоданами рыбу, которую коптят наши малые предприниматели. Турист - очень благодарная субстанция, за которую многим бы хотелось побороться.  

Вы знаете, мне очень горько по поводу того, что происходит с этим театром в Светлогорске (Театр эстрады, который планировали завершить к началу турсезона 2012 года - прим. "Нового Калининграда.Ru"). Во-первых, обидно, что был хоть какой-никакой стадион с видом на море, а теперь стройка с видом на море, и непонятно, чем она закончится. Есть вещи, которые, наверное, нужно начинать потихоньку. Вот предположим, когда на перекрестке двух дорог в Талпаках начали продавать чебуреки, там стояла маленькая кафешка. Сейчас там настоящая чебуречная столица. Место "выстрелило" - и там все обустроили в соответствии со спросом.

Построить гигантский концертный зал - мало. Ведь его же нужно потом чем-то заполнить, платить большие коммунальные платежи и содержать огромное количество людей, которые будут обслуживать это здание. Многие годы в Сопоте существует "Лесная опера". Климат абсолютно такой же, а "Лесная опера" - открытая площадка. Или та же Юрмала - это тоже открытая площадка. И причина существования этого явления очевидна: есть Игорь Крутой и его друг Раймонд Паулс. Они в определенный момент сделали мероприятие и оно, зажив собственной жизнью, получило свое развитие. 

Когда в течение 5 лет многие люди в правительстве говорили, что нужно сделать вторую Юрмалу, я отвечала, что не бывает второй Юрмалы. Юрмала - она одна. У нас есть Светлогорск. И он должен жить своей собственной жизнью. И здесь должен быть какой-то продукт. Но этот продукт не может быть недостроенным концертным залом. 

drutman_1.jpg- Ну, в общем, и достроенным тоже... 

- Да. Это должны быть еще и люди. С самого начала должен быть концепт того, что мы хотим здесь построить. А со Светлогорском получилось так, что мы хотели построить что-то большое. (усмехается) 
Пока нет видения этого места, так оно без вида и будет все. 

Светлогорску открытая сцена не помешала бы совсем. Пусть там был бы какой-то навес - у нас часто идут дожди. Но гигантомания эта меня пугает. Хотя, конечно, для многих людей есть смысл в этих больших стройках - чем больше денег, тем больше можно тратить на другие цели. Каждый в этих проектах преследует какую-то свою цель, но я в этих вещах за последовательность. 

- Вы затронули "больную" для Калининграда тему - тему многочисленных амбициозных проектов. И игорная зона, и туристко-рекреационная на Куршской косе, и яхтенная марина в Пионерском, и город мастеров - не мне вам о них рассказывать. Обещаний было много, а на деле пока результатов не видно. Почему инвестиционные вложения так и не пошли в Калининград? 

-  Я очень переживаю по поводу туристско-рекреационной зоны. Я считаю, что мы упустили возможность воспользоваться финансированием для исправления ситуации на косе. Уж слишком была преувеличена угроза от того, что там планировалось построить. Вероятно, там определенные цели преследовались определенными группами людей и они оказались сильнее, чем те, кто хотел взяться за проект.  

То, что происходит на косе сейчас, по моему мнению, не позволит долго существовать этому природному объекту. Все любители природы и противники застройки косы, на всех 50 км. косы припаркованы на джипах вдоль дороги. Не на парковочных местах, которых, впрочем, на косе практически и нет. Такое количество автомобилей и то, как они припаркованы - просто неприлично, на мой взгляд. Я не понимаю, почему с этим не борется доблестное ГАИ. 

Сейчас на косе отсутствуют водопровод, канализация и нормальное теплоснабжение, а дома все строят и строят. 
Основная территория застройки под рекреационную зону предполагалась в Рыбачьем и очень небольшой участок в Морском. Так вот в Рыбачьем на этой территории сейчас стоят 10 или 11 развалившихся особняков, которые начали строить в 90-е годы. Чудовищная картина вокруг: страшная дорога и страшный поселок.  

Единственное место, которое приведено в порядок - это район "Альтримо". Но это - частные инвестиции. И, по большому счету, человек, который сделал эти инвестиции, говорит, что  не может сделать салат "Греческий" дешевле 500 рублей, потому что у него все на солярке работает. 

Я не понимаю, почему так долго боролся с готовым проектом велодорожек руководитель национального парка. Был готовый  проект с проектно-сметной документацией. Снегирев (экс-руководитель национального парка "Куршская коса" Евгений Снегирев - прим. "Нового Калининграда.Ru") более-менее нас поддерживал, а новый руководитель Анатолий Анатольевич (Анатолий Калина - прим. "Нового Калининграда.Ru") выступил резко против. Можно было получить европейские деньги на саму дорожку. Почему нацпарк "Куршская коса" категорически против? 

- А вы думаете - почему? 

- Может быть, эта дорожка пройдет мимо чьих-то особняков? Всегда есть люди, которые, прикрываясь великими идеями сохранения природы, в результате настолько это извращают, что природа сама по себе убивается, а положительного ничего не происходит. 
На мой взгляд, конечно, лишиться такого проекта как туристско-рекреационная зона - очень обидно. Говорят, что ласковый теленок двух маток сосет. Возможно, у Георгия Валентиновича (Бооса - прим. "Нового Калининграда.Ru") были свои личностные отношения с Минприродой... 

- То есть, он был не ласковый теленок? 

- Нет-нет, он был совсем не ласковый в этом смысле. Но он сделал все для того, чтобы мы в этом проекте участвовали и получили этот проект. Мне очень жаль, что тогда не добились определенных подвижек, а потом - то ли устали от этой темы, то ли еще что-то.  

Мне очень жаль, ведь сейчас уже могла бы быть нормальная дорога до границы и проект, о котором мы говорили. Можно было довести проект до идеального состояния  так, чтобы всем сестрам по серьгам: и сохранение природы, и обустройство косы с поселками.  

- Насколько я понимаю,  суть проекта туристско-рекреационной зоны была в том, что инфраструктуру подвели бы за бюджетные деньги, а все остальные объекты - за средства инвестора? 

- Конечно. 

koskos.jpg
- А были ли те люди, или нашлись бы те, кто согласился инвестировать в этот проект? У нас есть опыт игорной зоны, когда территория была выделена, а желающих вложиться так и не нашлось. 

- Если бы была инфраструктура на косе? Я вас умоляю! Там земля по цене героина. Конечно, инвестор бы нашелся. К тому же на косе предполагалось льготное налогообложение. 

Пожалуй, если бы в игорную зону государство проложило электричество, дорогу, водопровод, тогда и инвесторы нашлись бы. 

- А почему этого не было сделано?  

- Не знаю. Есть многие  вещи, которые делаются, а объяснения этим свершениям просто не существует. Может быть, у кого-то было плохое настроение и он решил - эх, а пускай вот так вот будет (смеется) Конечно, нормальная человеческая логика и государственный ум предполагают совершенно нормальное решение вопроса.
  
По поводу игорных зон как рассадника зла вообще отдельный разговор. Когда я слышу нечто подобное, хочется сказать "я смеюсь с вас, мадам". Потому что никакого рассадника зла в Баден-Бадене, к примеру, не замечала, хотя там находятся фантастические казино. Нас сильно пугали, что наркомания и проституция появятся вместе с игорной зоной. Я не думаю, что мы такое девственное общество, в котором нет ни наркомании, ни проституции.  

Какие-то опасения, конечно, есть, но для этого есть специальные правоохранительные органы, но они пока все брошены на борьбу с обычным туристом. Вы когда-нибудь обращали внимание в аэропорту на то, как у нас встречают небольшие самолеты, пребывающие из Риги или Варшавы? Прилетает небольшой самолетик, вы выходите с трапа этого игрушечного самолета и там вас ждут минимум 8 пограничников. И обязательно с собакой.  

Вы идете на паспортный контроль, где такое понятие как улыбка отсутствует в принципе. То же самое происходит и с пароходами. Очень скоро они уже не будут приплывать к нам. 

Сегодняшняя ситуация мне напоминает 90-е годы, когда все усугублялось и усугублялось. У меня это ощущение усилилось после заявления премьер-министра о том, что наш регион ничем не отличается от всей остальной страны. 

- Но премьер и не говорил обратного. Он в своих взглядах, кажется, постоянен. 

- Да, он постоянен. И с этими погранзонами сколько мы бились... Я думаю, что даже затея с 30-километровой безвизовой зоной абсолютно нереализуема. Этого не может быть и не будет никогда. Хотя бы потому, что наша приграничная зона - 5 км по периметру - это режимное место посещения. С точки зрения главенствия законов, международные соглашения имеют приоритет. Но как мы будем сопротивляться тому, что, по международному праву, мы имеем право на безвизовое посещение 30-километровой приграничной зоны, а по российскому законодательству - находиться в 5-км зоне можем только со специальными разрешениями?  

У меня это даже в голове не укладывается, и я уверена, что эти две нормы согласованы не будут. Особенность нашей страны в том, что она управляется вручную. Нет верховенства закона: как сказал барин, так и будет. Каждый читает эти законы по-своему. 

drutman_5.JPG- Так как в этой системе сделать так, чтобы и туристам, и бизнесменам, обслуживающим их, было у нас в стране комфортно? Можно сделать что-то, не меняя систему в целом? 

- Должна быть некая установка сверху, приоритетность в развитии. А сейчас получается, что туризм в Калининградской области, конечно, важен, но обороноспособность территории - важнее. Все. Сказали про обороноспособность - забудьте про туризм.  

Мне однажды серьезный и взрослый человек сказал: "Что вы думаете, Марина Гурамовна, что к вам приезжают все туристы? Половина - шпионов!" Совершенно серьезно сказал. Я даже не стала возражать, сказала: "Здорово, потому что чем больше у меня туристов, тем больше у вас поймано шпионов. Давайте перевыполнять каждый свой план".  

Иногда я думаю: человек, который это мне говорит, правда так думает? Это его истинное убеждение? Или он озвучивает эту позицию потому, что у него такая работа? Я, все-таки, о людях всегда думаю хорошо, и поэтому считаю, что человек сделал такое заявление потому, что у него работа такая. Хотя, может, они и вправду так живут, пребывая в полной уверенности, что вокруг одни шпионы. 

Сложности есть в каждой стране. Но даже такая страна как Израиль, решив, что для них важен турист, отменила визы. Что говорят наши? Нет, нельзя, с какой стати, отмените визы нам сначала. Но здесь именно тот случай, когда важен первый шаг. 

- Игорная зона и туристско-рекреационная предполагали государственно-частное партнерство. Но ведь есть же и те проекты, которые планировалось осуществить исключительно за деньги инвесторов - та же яхтенная марина в Пионерском, и город мастеров в Янтарном и ряд других проектов. Почему это проекты теряются? 

- Наверное, потому что у нас очень бодро и очень быстро шагает экскаватор по пляжу. Я сейчас говорю о Янтарном. Муниципалитет очень долго собирал бюджетные средства для того, чтобы установить там волейбольное поле. И не нужно было большого ума, чтобы запустить вокруг этого стадиона экскаватор с ковшом, который вырыл вокруг этого поля яму. Теперь это место никому уже не понадобится. 

С другой стороны, я видела многие из крупных инвестпроектов. Один из них, кстати, был сформирован до проекта туристско-рекреационной зоны на косе - проект печально знаменитых господ Битковых (экс-руководитель Неманского ЦБЗ Игорь Битков, объявленный в международный розыск, и его жена Ирина - прим. "Нового Калининграда.Ru"). Они собирались на своем участке создать собственную туристско-рекреационную зону. Мне тогда сказала мадам Биткова: "Да, посмотрите - у нас здесь будет 250 гостиниц". Я ее переспросила: "Вы, наверное, ошиблись, вы, наверное, хотели сказать 250 коттеджей?" "Да, 250 коттеджей", - сказала Биткова. 
То есть люди, которые заявили проект в сфере рекреации, и не собирались делать его рекреационным. Многие проекты, заявленные в Зеленоградске, в Светлогорске - жилые. Строится жилье, а поскольку оно находится на первой линии пляжа, его вынуждены называть "рекреационным объектом", гостиницей. Поэтому строят гостиницу, а продают как жилые дома. Ровно год назад я подходила к комплексу зданий, похожих на таун-хаусы в Зеленоградске. Было написано - "гостиничный комплекс". Я спросила, можно ли снять гостиницу, на что мне ответили: "Нет, что вы, это же жилые дома - тут люди живут". То есть это просто дома на побережье, обозначенные как гостиницы. 

Кто за это отвечает? Конечно, должны отвечать люди, которые эту землю выделяли. Нужно узнать, на каких условиях выделяли эту землю. Она вся в аренде - такую землю купить нельзя, но нужно следить за ее использованием. 

- Вряд ли те люди, которые выделяли эти участки, заинтересованы в том, чтобы выгнать получателей земельных участков... 

- Конечно. К тому  же, с тех пор много раз поменялась власть. Все прекрасно понимают, что все это делается с чьего-то согласия, что на документах стоит чья-то подпись.  

Знаете, Ирина, я бы обо всем об этом так сильно не задумывалась, если бы не случилась история с нашим сквером на Карла Маркса возле моего дома. В той истории каждый маленький человек на своем маленьком посту сделал плохо: кто-то подписал акт выбора участка на месте сквера, кто-то сделал заключение о том, что все деревья в сквере больны и имеют угрожающий наклон. Потом появилось такое сообщество "всех", кто по чуть-чуть поступился за свою маленькую копеечку. В результате мы имеем то, что мы имеем.  

yantarnyy_3.jpgИли другой пример: приезжает калининградец на пляж в Куликово, перескакивает через огромные мусорные кучи и ругается на администрацию. А у него с собой пакет из Вестера-Виктории. Он попил, поел, раскидал все и уехал.  

То, что происходит здесь и сейчас в застройке, то же самое произошло в Балтийске. Там был большой проект "Техпроминвеста". Они собирались построить апарт-отели. Видим "апарт-отели" - читаем "квартиры". Ровно такой же проект был в Зеленоградске - "Зеленоградск-СПА". Это все жилье. 
Другое дело, если пришел инвестор, который уже создал себе имя. Который, если и заявил отель, то непременно будет строить отель. Дайте такому инвестору хорошие условия, не выкручивайте ему руки.  А если инвестор пришел и построил в Мамоново завод, а ему потом на 5 лет отказали во въезде в Россию и в визе. После этого кто у вас будет строить, какой инвестор сюда придет?  

- Давайте не будем говорить за всех инвесторов сразу и остановимся на туризме. Кто может помочь людям, инвестирующим в этим объекты? Например, Агентство по туризму может? 

- Нужно понимать, что есть программа развития туризма, которая предполагает определенное  количество средств - несколько миллионов в год. Но этих денег на инфраструктуру не хватит.  

В Агентстве как раз могут помочь деньгами в плане информационной составляющей, получения грантов для малого бизнеса и поддержки муниципалитетов. Если муниципалитет формирует стратегию, связанную с туризмом и вкладывает какие-то средства в свою инфраструктуру, то можно помочь им деньгами из программы Агентства.  

У нас были подобные гранты для муниципалитетов по пляжам. Денежка малюсенькая, но она была - кто следил за пляжами, тому и помогали. Помогать нужно только тому, кто что-то делает.  

Отдел туризма долго добивался того, чтобы светлогорские депутаты приняли поправки в своем законодательстве. Раньше у них налоговые ставки для гостиниц были больше, чем для промышленных предприятий. Как же так? Кто у вас в приоритете должен быть? Промышленность, что ли? Ну тогда и дайте послабление туризму. Послабления мы получили. Вот за такими вещами Агентство может следить и работать с этим. 

Что касается инвесторов, то Агентство по туризму не может, к сожалению, работать с такими большими инвестициями. Здесь подключается не только туризм. Я думаю, здесь правильную стратегию выбрал Георгий Валентинович. Он говорил: "Если есть инвестор, который готов вложить много денег, то его губернатор просто обязан знать в лицо и каждый раз спрашивать: "У тебя, что, не получается?" Эта схема, возможно, не работала просто. Но такая схема должна быть.  

- То есть мы опять возвращаемся к необходимости "ручного управления"? 

- К сожалению. 

- Тем не менее, сейчас вы пошли работать на ту сторону туризма, которая как раз страдает от препон со стороны власти и развивается, если система ручного управления ей благоприятствует. Почему? 

- Мне очень нравится работать с Николаем Владимировичем Власенко. Мне кажется, что он - гуру в бизнесе. Он построил с нуля свой собственный бизнес – до высочайшего уровня компании в стране. Он такой человек, который постоянно занимается самообразованием, очень работоспособный и очень системный. Я сама люблю работать. Я могу работать двадцать часов в сутки и без выходных, но, конечно, буду плакать, хныкать, жаловаться, уставать, буду ныть, что устала - но работать я люблю. Эти проекты - то, чем мне нравится заниматься. 

- А что предполагают эти проекты? 

- Историческое здание "Шлосс-отеля" будет к осени доведено до ума. В нем будет 18 номеров, а во втором, новом корпусе - 36. Гостиница предполагает наличие небольшого спа-центра, бассейна и большого ресторана. Во втором корпусе - конференц-зал. Мы очень будем стараться сделать в отеле хороший ресторан и попытаемся войти в определенную международную сеть, чтобы продвигать свой продукт и по этой линии.  

Мне очень нравится, что рядом у Беккера (Людвиг Беккер, владелец гостиницы "Беккер" в Янтарном - прим. "Нового Калининграда.Ru") идет активно строительство второго корпуса. Они подтягивают инфраструктуру: будет конференц-зал. Людвиг говорил, что они хотят сделать врачебную послеоперационную реабилитацию на базе отеля. Через площадь строится еще один большой гостевой дом. Он 15 лет стоял недостроенным. Когда спрашивают, не боимся ли мы конкуренции, я отвечаю: "Нет". Чем больше таких мест, тем сильнее интерес к самой территории.  

drutman_4.JPG
Что касается "Руси" (отель "Русь в Светлогорске" - прим. "Нового Калининграда.Ru"), то здесь 15 лет стоит сделанный фундамент второй очереди. Есть идея завершить этот проект. Сейчас мы сделали косметический ремонт в работающем корпусе, застеклили веранду и крышу - там работает бар, мы стараемся сделать их всепогодными. Мы расширили значительно пляж, потому что в жаркую погоду пляжа не хватало даже гостям отеля. Пляжный проект мы делаем совместно с отелем "Фальке". 

- Ну, и напоследок вопрос о политике региона в сфере туризма. Есть ли она и, если она есть, как ее охарактеризовать? 

- Вы знаете, я прекрасно понимаю, что у администрации и правительства нет средств для развития туризма, но они должны работать и привлекать эти деньги - со стороны федерации, инвесторов.  

Вот, к примеру, для того чтобы нам оборудовать пляж, понадобились колоссальные деньги. На пляже нет водопровода и канализации. Даже поставив биотуалеты, мы не можем взять их на обслуживание - ни одна компания не соглашается. Спуститься вниз по лестнице и подняться вверх на 300 ступеней с пакетом с содержимым никто не хочет.  

Или, к примеру, хочется принять душ на пляже, а куда должна идти вода? В море. Пописать? На голову ведро - и нести как нубийские женщины? Мелочь? Это такая мелочь, которая требует государственного подхода.  

Или лестница. Я помню, как Балтберегозащита делала эту лестницу в Светлогорске. Они открыли недоделанную лестницу, а у спуска торчала арматура. Не дай Бог, тогда  кто-то оступился бы - и мы получили бы трагедию. Я тогда с фотографиями, которые мне прислала Наталья Рольбина (экс-директор отеля "Русь" - прим. "Нового Калининграда.Ru"), понеслась к Бучельникову (зампредседателя правительства Сергей Бучельников - прим. "Нового Калининграда.Ru"). Сергей Олегович подключился и заставили Балтберегозащиту завершить работу.

Вы посмотрите, как сделана лестница. Она не покрашена. Она заржавела за один год. Безумных денег все это стоило. Почему в таком виде все это брошено? Даже электричества к ней не подвели, чтобы ночью подняться. Кажется, что чуть-чуть не доделано. 

Смотрите, что делается с берегами - они обваливаются. И их сделать не в состоянии никто из инвесторов. А государство сейчас выделяет деньги муниципалитетам, кто очень активно в этом направлении работает.  

Знаете, у нас есть пример - Абарюс (депутат областной Думы от Советска Вайдас Абарюс - прим. "Нового Калининграда.Ru"). В регионе построено 3 ФОКа - в Гусеве, в Светлогорске и у Абарюса в Советске. Такого как в Советске - нет во всей России. Он добился изменения типового проекта. В сущности, типовой проект - убыточный. А в Советске в этом комплексе есть кинотеатр, боулинг. И строили это здание литовцы, а не московская компания. И они сделали образцовый ФОК. 
 
Каждый человек  на своем месте делает свое дело. Возможно, не всем везет на таких лидеров. Я знаю несколько таких лидеров. Это мэр Друскининкая (Ричардас Малинаускас - прим. "Нового Калининграда.Ru") - он, действительно, личность. Это Блинов (экс-глава Янтарного Александр Блинов - прим. "Нового Калининграда.Ru"), который за 5 лет изменил Янтарный. И вот сейчас мы говорим об Абарюсе, который работает там в диких условиях - все же там пограничная зона. Но, как бы то ни было, можно что-то делать и можно деньги привлекать.  

И Светлогорск, и Зеленоградск - федеральные курорты. Им просто не хватает людей.

Текст, фото - Ирина Саттарова

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.